Великий философ или гениальный шарлатан — кем на самом деле был Диоген?

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Именем Диогена Лаэртского подписан эллинистический трактат римского времени, излагающий биографии и воззрения античных мыслителей, начиная с архаической эпохи (Фалес, Солон) и вплоть до рубежа нашей эры. Трактат написан для некоей неназванной по имени «истинной любительницы Платона» (III, 47).

В самом начале сочинения Диоген приводит мнение, которое считает глубоко ошибочным, что занятия философией восходят к неэллинским жрецам древних для него религий. Первым философом Диоген называет Пифагора. Фалеса же, учителя Анаксимандра, он именует лишь мудрецом. Вообще же было два начала философии — ионийское и италийское. Философов он разделяет на скептиков (греч. ) и догматиков (греч. ).

Трактат состоит из 10 книг, включающих 82 биографии:

  • 1 кн. Вступление: начало философии (Мусей, Лин), преемственности и школы в философии, мудрецы (Фалес, Солон, Хилон, Питтак, Биант Приенский, Клеобул, Периандр, Анахарсис, Мисон, Эпименид, Ферекид)
  • 2 кн. Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Архелай, Сократ и другие философы — сократики, в том числе философы киренской, мегарской и эретрийской школ
  • 3 кн. Платон
  • 4 кн. Спевсипп, Карнеад, Ксенократ, Крантор, Аркесилай, Бион Борисфенит, Лакид из Кирены и другие философы — академики
  • 5 кн. Аристотель и другие философы — перипатетики
  • 6 кн. Антисфен, Диоген Синопский и другие философы — киники
  • 7 кн. Зенон, Хрисипп и другие философы — стоики
  • 8 кн. Пифагор, Эмпедокл, Филолай и другие философы — пифагорейцы
  • 9 кн. Гераклит, Ксенофан, Левкипп, Демокрит, Парменид, Мелисс, Протагор, Пиррон и другие философы разных школ, в том числе элеаты, атомисты, софисты, скептики
  • 10 кн. Эпикур и философы эпикурейской школы

Диоген не стремится ни к хронологической связности материала, ни к его систематическому изложению, ни даже к фактической достоверности, хотя излагает материал, в большинстве случаев, фактически достоверно, систематически и на протяжении первых семи книг хронологически связно. Важнейшим критерием для него, как и для многих других эллинистических авторов, является пестрота (греч. )В — разнообразие и живость подачи сведений. Об одних философах (о Платоне, стоиках, скептиках, эпикурейцах) Диоген пишет достаточно подробно, о другихВ — вскользь. Изложение воззрений мыслителей перемежается у него занятными биографическими анекдотами (в том числе и явно легендарными, и даже непристойными), фантастическими «письмами» философов известным историческим лицам, а также стихотворными эпиграммами, частоВ — довольно язвительными.

Несмотря на то, что метод и стиль Диогена весьма далек от современных представлений о научном изложении (однако, сочинение его обильно снабжено современным научным аппаратом — ценнейшими ссылками, цитатами и библиографическими списками), историко-философская ценность его трактата велика. Мы находим у него, к примеру, целый ряд изречений Гераклита, неизвестных из других источников, уникальный список несохранившихся трудов Демокрита, ценные текстологические сведения о сочинениях Платона, достаточно внятное изложение логики и этики ранних стоиков. Кроме того, трактат Диогена сам по себе является важным памятником позднеантичного «пёстрого» стиля исторической мысли, стоящим в одном ряду со «Строматами» Климента Александрийского, «Пестрыми рассказами» Элиана, «Пирующими софистами» Афинея, «Эклогами» Иоанна Стобея, «Аттическими ночами» Авла Геллия и «Сатурналиями» Макробия.

Аскетизм

Диоген провозглашал идеал аскетизма на примере мыши, которая ничего не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Жизнь Диогена в глиняной бочке, использование плаща вместо постели иллюстрировали этот принцип. Из вещей он имел лишь суму и посох. Иногда его видели ходящим босым по снегу. У Александра Македонского он попросил лишь, чтобы тот не загораживал ему солнца. Смысл аскетизма заключался в том, что подлинное счастье заключается в свободе и независимости[3].

Сочинения

Диоген Лаэртский всё же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов.

Именные растения и животные Диогена

Исследование тотемной флоры и фауны Диогена – ключ к получению тонкостей портрета личности и характера. Тотемные растения, а также духовные деревья – определяют, как человек относится к своему “Я”. А тотемные символы животного мира – позволяют рассмотреть его взаимодействие с окружением. Знание сильных сторон человека необходимо для формирования гармоничных взаимоотношений.

Ведущее растение – Лавр

image

Лавр – символ чуткости. Многие друзья и знакомые могут положиться на Диогена как на личность, которая не оставляет без эмоциональной поддержки, вникает в жизненные сложности и ситуации. Понимание других людей – умение, которое помогает ему как побыть какое-то время “домашним психологом” для друзей и родственников, так и достигать успехов в жизни.

Тотемное дерево – Дуб

image

Дуб является символом мудрости и смышлености. Неторопливость в принятии решений – вот что окружающие отмечают у Диогена. Тщательно взвешивая всё “за” и “против”. Диоген продумывает будущее на много шагов вперед. Эта особенность характера помогает ему достигать видимых успехов в жизненном пути.

Духовное дерево – Секвойя

Секвойя символизирует мудрость. Принятие мудрых решений требует жизненного опыта, неспешности, умения взвешивать все “за” и “против”. А также – отрешенность от эмоционального влияния. Всё это – присуще Диогену в равной степени.

Ведущее животное – Омар

Омар – символ обаятельности. Диоген наделен весьма высоким уровнем харизматичности. Обаяние позволяет выстраивать прочные связи с окружающим миром, благодаря чему Диоген ощущает себя в обществе, словно рыба в воде.

Тотемное животное – Волк

Волк – символ атипичности и неординарности. Решения, которые приходят в голову Диогену, кажутся людям странными и нелогичными. Его образ мышления фактически непостижим для окружения, а тонкие нити размышлений и вовсе кажутся причудливыми. Но именно они позволяют находить решения там, где другие отчаиваются в поиске пути.

Духовное животное – Кошка

Кошка – символ заботливости. Забота – второе имя Диогена, его умение поддержать родных и близких в минуты тягот и отчаяния считается самым ценным в глазах окружающих людей. Немаловажно, что умение дарить поддержку также является для него источником удовольствия и удовлетворения.

Эпатаж

Диоген эпатировал современников, принимая пищу на площади и публично мастурбируя, говоря при этом: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!»[1][2]. Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. «Вот, афиняне, цена вашего ума», — сказал им Диоген. — «Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот». Диоген считал афинян недостойными называться людьми. Он насмехался над религиозными церемониями и презирал верящих снотолкователям. Демагогов и политиков он считал льстецами черни. Себя объявил гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий