#Третьяковкадома или Как Молящаяся старуха сделала из огородницы скульптора

Фильмы

После успешного дебюта девочку заметили, начали приглашать в кино на главные роли. Уже в 16 лет она чувствовала себя профессиональной актрисой, систематически спорила и пререкалась с режиссерами. По окончанию школы Голубкина поступила с первой попытки в Щукинское училище, которое успешно окончила в 1995 году.

Первым местом службы стал театр Сатиры, где Мария прослужила 10 лет. С 2007 по 2010 годы плодотворно трудилась в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. После скандального ухода в 2010 году не трудоустроилась ни в одном театре, считает себя «птицей вольного полета».

Первые успешные роли настигли Голубкину в молодости. За участие в картине «Свадьба» ее героиня удостоена приза Каннского кинофестиваля. Следующая роль последовала в картине «Афера», «Личный номер», «Московская жара». Мария снималась в мелодраматических сериалах – «Чокнутая», «Джек-пот для Золушки», «Жемчуга», «Откровения». Также исполнила главную роль в автобиографическом телесериале.

Читайте также:  Жан Маре. Биография, личная жизнь, ориентация актера, все фильмы (список), фото

image

О знаменитости

Доп. информация по биографии Голубкина Анна Семеновна

—> image

16 января 1864 — 07 сентября 1927

Русский скульптор

Анна Семеновна Голубкина родилась вВ Зарайске, вВ Рязанской губернии. Дед ееВ был откупившимся наВ волю крепостным, обосновавшимся вВ Зарайске для занятий огородничеством. Анна рано лишилась отца, иВ детство ееВ прошло вВ большой семье сВ матерью, братьями иВ сестрами. Голубкина неВ получила даже начального образования — приходилось много работать наВ огороде, аВ денег наВ обучение всех детей вВ семье неВ было. НоВ уже сВ самого раннего детства Анна увлекалась скульптурой, лепила фигурки изВ красной зарайской глины, аВ брат относил ихВ кВ своему учителю изВ реального училища иВ передавал его советы.

Только кВ 

25-летнему

возрасту Анна Голубкина решает ехать вВ Москву — поступать вВ Московское училище живописи, ваяния иВ зодчества. Там ееВ работы заметил иВ высоко оценил известный скульптор Волнухин. Потом Анна пошла учиться вВ Петербургскую академию художеств кВ Беклемишеву, глубоко уважаемому еюВ человеку, иВ поВ некоторым данным, безответно любимому. НоВ академический способ преподавания неВ пришелся ейВ поВ душеВ и, проучившись несколько месяцев, она ушла изВ академии.

ВВ 1895 году Анна поехала вВ Париж для продолжения художественного образования уВ Коларосси. Эта первая поездка закончилась для нее неудачно — напряженная работа, голод, неуверенность привели Анну кВ нервному расстройству. Она вернулась вВ Россию, лечилась вВ клинике, потом поехала вВ родной Зарайск. Там Голубкина решила поехать вместе сВ сестрой вВ Сибирь.

ВВ 1897 году состоялась вторая поездка вВ Париж, наВ этот раз более плодотворная. Анне удалось получить советы самого Родена, знаменитого мастера скульптуры. ВоВ время пребывания воВ Франции Голубкина участвовала наВ выставке Весеннего салона соВ своей скульптурой В«СтаростьВ» иВ получила медаль. Это был первый успех молодого скульптора.

НаВ исходе XIX века Анна Голубкина начала самостоятельный творческий путь: она создает знаменитые скульптуры В«РабочийВ», В«ЖелезныйВ», В«РабВ», В«Идущий человекВ». ВВ 1901 году она получила первый заказ — оформить подъезд Московского художественного театра. Горельеф В«ВолнаВ» доВ сих пор украшает вход вВ МХАТ. Через год Анна совершила третью иВ последнюю поездку вВ Париж, познакомилась сВ работами многих известных скульпторов, побывала вВ Лондоне иВ Берлине. Вернулась без денег иВ заказов, сВ которыми всегда имела трудности — неВ потому, что была недостаточно талантлива, просто неВ умела находить выгодные предложения.

НоВ талант Голубкиной помог ейВ выбраться изВ долгов — скульптуры занимают призовые места наВ конкурсах иВ выставках, приносят отличные доходы иВ заслуженный успех автору. Хотя щедрая Анна Голубкина была совершенно неспособна кВ сбережениям — раздавала деньги, жертвовала наВ различные общественные нужды. СамаВ же жила крайне аскетично. Лучшие ееВ работы этого периода — В«Иван НепомнящийВ», В«ЧеловекВ», В«МарьяВ».

Вскоре Голубкина присоединилась кВ революционерам, вВ 1907 году ееВ арестовали заВ распространение листовок, ноВ поВ причине слабого здоровья отпустили. Октябрьскую революцию приняла сВ одобрением, через некоторое время вступила вВ Комиссию поВ охране памятников культуры иВ вВ Моссовет поВ борьбе сВ беспризорностью.

ВВ 

20-х

годах Анна Голубкина преподавала вВ художественных училищах иВ мастерских, активно участвовала вВ общественной жизни. ВВ 1923 году Анна принимала участие вВ конкурсе наВ памятник Островскому, ноВ получив две премии, неВ выиграла его, иВ была очень расстроена — считала недостойной скульптуру, занявшую первое место.

Последняя ееВ работа — В«Лев Толстой» — косвенно стала причиной смерти художницы. Это был массивный блок изВ дерева, аВ Голубкиной было запрещено поднимать тяжелое после перенесенной операции вВ 1922В году. Забыв оВ здоровье иВ возрасте, она резко подвинула его иВ вскоре почувствовала себя нехорошо. Решила поехать кВ сестре вВ Зарайск — считала, что сестра сумеет вылечить. НоВ через некоторое время Анна Голубкина умерла вВ родном Зарайске. ПоВ словам ееВ врача, при немедленной операции ееВ можно былоВ бы спасти.

УВ Анны Голубкиной неВ было собственной семьи — она считала, что женщина, отдавшая себя искусству, неВ имеет права наВ семью. В«Замужняя женщина — невольная женщинаВ», — говорила она. Детей уВ нее неВ было, ноВ она воспитывала племянницу — дочь старшего брата.

Музеи

  • Музей-мастерская А. С. Голубкиной в Москве по адресу: Большой Лёвшинский переулок, дом 12.
  • Дом-музей Голубкиной в Зарайске.

Биография

Анна Семёновна родилась в городе Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область) в мещанской староверческой семье. В двадцать пять лет уехала в Москву, поступила в организованные А.В О.В Гунстом Классы изящных искусств (1889—1890В гг.), где её способности заметил известный скульптор и педагог С.В М.В Волнухин. Учится несколько лет в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Переезжает в Петербург, где посещает в 94-95 уч. году Академию Художеств в качестве вольнослушателя (класс В.В А.В Беклемишева). Летом 95 года уезжает в Париж, где посещает частную Академии Коларосси. Создана скульптура «Железный». После кратковременного возвращения в Россию в 97 году она, заняв место Камиллы Клодель, становится ассистенткой Огюста Родена. Выполняет руки и ноги его скульптур. Созданы такие её работы как «Старая», «Огонь», «Туман». Для «Старой» она использовала позу «Мыслителя».

В 1901 году возвращается в Москву. Преподавала в Московском коммерческом училище (1904—1906В гг.), на Пречистенских рабочих курсах (1913—1916В гг.) и во ВХУТЕМАСе (1918—1922В гг.). Автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора».

Руками одной из самых известных русских женщин-скульпторов сделано немало произведений, ставших классикой станковой скульптуры. Работы находятся в крупнейших музеях и собраниях (Третьяковская Галерея, Русский Музей и других). Голубкина стала одним из первых скульпторов, создавших в своих произведениях образ людей труда.

Ей также принадлежит первый в России скульптурный портрет Карла Маркса.

В последние годы часто возвращалась на родину. Умерла в Зарайске, где и была похоронена на городском кладбище.

Сейчас в Зарайске находится музей Голубкиной, открытый в её доме. В 1999 году в музее установлен памятник Голубкиной работы Ю.В Ф.В Иванова. В Москве существует её музей-мастерская, как филиал Третьяковской Галереи.

Произведения

  • Пловец (горельеф)
  • Пловец (горельеф) над входом в МХАТ

  • Старость, 1898

  • Ваза «Туман», 1899

  • Лисичка, 1902

  • Портрет А.Н. Толстого, 1911

  • Кариатиды, 1911

  • Е. Носова, 1912

  • Березка, 1927 (последняя работа мастера)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий