Синьор Березовский и маэстро Бортнянский. Где ваша слава? Часть 2

Город Глухов

И снова украинский город Глухов — один из древнейших. Славился этот город своими хорами. Глуховские певчие были известны по всей империи, да и по всему миру. Там 26 октября (дата, возможно, нуждается в уточнении) 1751 года родился Дмитрий Степанович Бортнянский. Родовая фамилия была другая, отец музыканта поменял ее, по названию родной деревни.

К тому времени в гетманство вступил граф Разумовский и ввел там к тому же празднества по петербургскому образцу. И первая в тогдашней России музыкально-хоровая школа была создана именно в Глухове, специальным императорским указом, была та школа на государственном обеспечении. В нее и отдали мальчика, который с раннего детства выказал незаурядный талант. С еще одним выпускником — Григорием Сковородой — Бортнянский вряд ли успел познакомиться. А с Максимом Березовским — не мог не пересекаться. Может быть, в Глухове, может, в Санкт-Петербурге, может быть — в Италии.

Музыкальное наследие

После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие — гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений: «опер итальянских — 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских — 30, хоров российских и итальянских — 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиано, арфы и прочих инструментов — 61». Точные названия его произведений указаны не были.

Инструментальная музыка Бортнянского имела огромный успех в Италии, где в театрах Болоньи, Венеции, Рима и Неаполя ставились его оперы «Алкид», «Креонт», «Квинт Фабий». В них он, идя по стопам своих учителей Галуппи, Сарти и других опирался на традиции украинской духовной музыки, унаследованной ещё в глуховской школе. Правда при царском дворе в Санкт-Петербурге среди композиторов, которые начали работать позже, его инструментальная музыка не была популярна и исполнялась лишь в узком кругу придворных аматоров музыки. Своим творчеством Бортнянский утвердил традиции украинского хорового мастерства в репертуаре Петербургской хоровой придворной капеллы, которая в основном состояла из носителей украинских музыкальных традиций, которым они были обучены ещё в глуховской школе. В то же время Бортнянский заложил основу традиции многоголосного хора в России. Он создал в капелле хор, который владел безупречными техническими и тембровыми качествами, высокой вокальной культурой.[7]

Хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти. Светские сочинения — оперные и инструментальные — были забыты вскоре после его кончины. О них вспомнили в 1901 году во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Бортнянского. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений, посвящённый Марии Фёдоровне. Этим находкам была посвящена статья известного историка музыки Н. Ф. Финдейзена «Юношеские произведения Бортнянского», которая завершалась следующими строками:

Талант Бортнянского с лёгкостью владел и стилем церковного пения, и стилем современной ему оперы и камерной музыки. Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии (хранятся в Публичной библиотеке).

Автор призывал придворную певческую капеллу опубликовать имеющиеся в её распоряжении материалы, но безрезультатно.

О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека. Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского были найдены, но большая их часть бесследно исчезла, в том числе и сборник, посвящённый великой княгине.

Духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» написан композитором на слова поэта М. М. Хераскова в конце XVIII века. Некоторое время, начиная с эпохи правления Павла I, считался неофициальным национальным (государственным) Гимном Российского государства. На данную мелодию Бортнянского существует и немецкая песня со стихами Герхарда Терстигена: «Ich bete an die Macht der Liebe» — песня, традиционно исполняемая в германской армии во время богослужения.

Бортнянский известен также как автор музыки к известному христианскому гимну святителя Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим», поющемуся в православных храмах Русской православной церкви как заключение благодарственных молебнов[8].

Бортнянский у итальянцев

Итальянский период композитора длился около 10 лет. Был он весьма плодотворный — обучение в Венеции и Болонье — где учится у падре Мартини, как и М. Березовский. Совершает поездки в Рим, Неаполь, Флоренцию, Милан. В общей сложности в Италии композитором были сочинены три оперы, сонаты и кантаты. И в этой музыке сквозь обязательную «итальянскую технику» слышны отголоски украинской и русской песенности.

image К. Ковалев-Случевский в книге о Бортнянском из серии ЖЗЛ приводит сведения и о том, что приходилось Д. Бортнянскому выполнять и некоторые дипломатические поручения. Но это за рамками данного текста.

Жизнь Дмитрия Бортнянского в Италии еще мало изучена. В принципе, «образ» некоего Сосновского из кинофильма Андрея Тарковского «Ностальгия» можно рассматривать как собирательный (учиться за границу за счет казны посылали, кстати, не только музыкантов). Но все же — подразумевался больше Максим Березовский.

И снова — Санкт-Петербург

В российской столице Бортнянский становится во главе той самой Придворной певческой капеллы, где сам пел мальчиком. Кроме этого, он обучает музыке царских детей — в том числе, будущих императоров. Он продолжает писать музыку — это и духовная музыка, и светская.

Кроме гимна, ставшего на время гимном Российской империи, им был написан гимн «Певец в стане русских воинов» (слова Жуковского), посвященный событиям войны 1812 года. А также еще несколько опер, инструментальных концертов, более сотни хоровых концертов. Кантаты и оратории писались на слова Г. Державина, Вяземского, А. Востокова.

image О хорах Бортнянского интересно отозвался выдающийся французский композитор Г. Берлиоз: «Эти произведения отмечены редким мастерством в обращении с хоровыми массами, дивным сочетанием оттенков, полнозвучностью гармоний и — что совершенно удивительно — необычайно свободным расположением голосов, великолепным презрением ко всем правилам, перед которыми преклонялись как предшественники, так и современники Бортнянского и в особенности итальянцы, чьим учеником он считался».

Литература

  • Нарбеков М., Трофимчук М. Памяти Д. С. Бортнянского // Журнал Московской Патриархии. М., 1976. № 1 (ЖМП). 18-19.
  • Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: Материалы международной научной конференции. — М.: Моск . гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. — 263 с. — ISBN 5-89598-120-8
  • Памяти духовных композиторов Бортнянского, Турчанинова и Львова: сборник статей. — СПб., 1908.
  • Вихорева Т. Духовная музыка Д. С. Бортнянского. — Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 252 с. — ISBN 978-3-8484-2962-2
  • Доброхотов Б. Д. С. Бортнянский. — М.-Л., 1950.
  • Ковалёв К. Бортнянский. Серия ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 1989. 2-е издание — 1998. — 304 с., ил.
  • Лебедев Н. А. Березовский и Бортнянский как композитор церковного пения. — СПб., 1882.
  • Лебедева-Емелина А. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765—1825). Каталог произведений. — М., Прогресс-Традиция, 2004. — 656 с. — ISBN 5-89826-215-6
  • Маценко П. Дмитро Степанович Бортнянський і Максим Созонтович Березовський. — Вінніпег, 1951.
  • Рыжкова Н. Прижизненные издания сочинений Д. С. Бортнянского: Сводный каталог. — СПб., 2001.
  • Рыцарева М. Композитор Бортнянский. Жизнь и творчество. — Л.: Музыка,1979. — 256 с., ил., 4 л. ил.
  • Рыцарева М. Дмитрий Бортнянский: Жизнь и творчество композитора. Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2015. — 392 с., [24] с. ил., нот. — ISBN 978-5-7379-0807-2
  • Смирнов А. Д. С. Бортнянский в мировом изобразительном искусстве XVIII—XXI веков: альбом иконографических материалов. — М.: Белый Город, 2014. — 160 с., ил. — ISBN 978-5-7793-0280-7
  • Іванов В. Дмитро Бортнянський. — Київ., 1980.
  • Pilat M. The Sacred Music of Dmitri S. Bortniansky as a Monumental Body of Works in Eighteenth Century Russia. — New York University, 1969.
  • Ritzarev M. Eighteenth-Century Russian Music. Aldershot: Ashgate, 2006. 416 р. ISBN 978-0-7546-3466-9
  • Чувашов А. В.Автографы Д. С. Бортнянского в КР РИИИ. С. 21—119. СПб. 2020.
  • Чувашов А. В. Неизвестная оратория Д. С. Бортнянского на текст П. Метастазио. (Временник зубовского института. No 1 (32) / 2021. С. 60–67). https://artcenter.ru/wp-content/uploads/2021/05/Vremennik_2021_0132.pdf

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий