Шмелёв, Иван Сергеевич – краткая биография — Русская историческая библиотека

Шмелев И. С. Биография кратко. Шмелев Иван Сергеевич

Шмелев Иван Сергеевич

(1873 — 1950)

Шмелев Иван Сергеевич (1873 — 1950), прозаик. Родился 21 сентября (3 октября н. с.) в Москве, в Замоскворечье, в зажиточной купеческой семье, отличавшейся патриархальностью привычек, богомольностью. С другой стороны, испытывал влияние «двора», куда стекались рабочие-строители, здесь царил другой, мятежный дух. «Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему…», — напишет позднее И. Шмелев. Он слышал здесь песни, прибаутки, поговорки, сказки и разнообразно-богатый язык. Все это возникнет потом на страницах его книг, в его сказках.

Окончив гимназию, в 1894 поступает на юридический факультет Московского университета. Осенью 1895 совершает поездку в Финляндию, в Валаамский монастырь. Результатом этого путешествия явилась его первая книга — очерки «На скалах Валаама», опубликованная в Москве в 1897.

После окончания университета в 1898 в течение года проходит военную службу, затем восемь лет служит чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерниях. «Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни. Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, мелкопоместное дворянство», — напишет позднее Шмелев. Здесь он встречает прототипов героев многих своих повестей и рассказов. Отсюда вышли «Патока», «Гражданин Уклейкин», «В норе», «Под небом».

Читайте также:  Великий Николай Константинович Кольцов

Особую известность получили произведения, написанные под воздействием первой русской революции (повести «По спешному делу», «Распад», 1906; рассказы «Вахмистр», 1906, «Иван Кузьмин», 1907). В 1911 Шмелев пишет одно из своих значительных произведений — «Человек из ресторана», имевшее оглушительный успех.

В 1912 организуется издательство «Книгоиздательство писателей в Москве», членами-вкладчиками которого становятся И. Бунин, Б. Зайцев, В. Вересаев, И. Шмелев и др. Все дальнейшее творчество Шмелева 1900-х связано с этим издательством, издавшим собрание его сочинений в восьми томах. Публикуются повести и рассказы («Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани» и др.), вышедшие в течение 1912 — 1914.

Во время первой мировой войны сборники его рассказов и очерков «Карусель» (1916), «Суровые дни», «Лик скрытый» (1917), в котором появился рассказ «Забавное приключение», заметно выделялись на фоне казенно-патриотической беллетристики своей искренностью. Февральскую революцию встретил восторженно, к Октябрьской проявил полную непримиримость, усугубленную тем, что его единственный сын Сергей, офицер добровольческой армии, не пожелавший уехать с врангелевцами на чужбину, был взят в Феодосии из лазарета и без суда расстрелян. В конце 1922, после недолгого пребывания в Москве, Шмелев уезжает в Берлин, затем в Париж, где открывается эмигрантская глава его жизни. Создавал рассказы-памфлеты, полные ненависти к большевикам, — «Солнце мертвых» (1923), «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925).

С годами в творчестве Шмелева центральное место заняли воспоминания о прошлом («Богомолье», 1931, «Лето господне», 1933 — 48). За рубежом И. Шмелев выпустил более двадцати книг.

Умер И. Шмелев 24 июня 1950 близ Парижа от сердечного приступа.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

shmelev

Великая сила духовного исцеления

В 1934 году Шмелев тяжело заболел острой формой желудочного заболевания, требовалась срочная операция, однако писатель не решался на нее. Однажды Ивану Сергеевичу приснилось, что он держит в руках рентгеновский снимок, на котором написано «Св.Серафим». На следующий день врач сказал, что потребность в операции отпала.

image

«Распад»

В 1906 году появилась его повесть под названием «Распад». В ней описывается история взаимоотношений отца и его сына. Отец не хочет никаких перемен, он привык делать все по старинке. Это владелец кирпичного завода. Сын его, напротив, жаждет изменений. Его переполняют новые идеи. Таким образом возникает конфликт поколений в рамках одной семьи. К гибели и того, и другого героя приводят обстоятельства. Трагический финал, однако, не внушает пессимизма и чувства безнадежности.

[править]Репертуар

Репертуар составлен по сайту «Красная книга Российской эстрады» (по названиям песен, по алфавиту)[2]:

  • Верный друг (А.Островский — Я.Белинский)
  • Весенний ветер (Ю.Слонов — Л.Ошанин)
  • В лесу прифронтовом (М.Блантер — народный вариант)
  • В предгорьях Алтая (Л.Бакалов — А.Жаров)
  • Возле сада-палисада (Е.Жарковский — Я.Шведов)
  • Вот солдаты идут (К.Молчанов — М.Львовский)
  • Впервые сказала люблю (М.Вайнберг — М.Дудин) с Викторией Ивановой
  • Где ты, утро раннее (Н.Богословский — А.Жаров)
  • Дай руку, товарищ далекий (С.Кац — А.Софронов)
  • Два друга (С.Германов — В.Гусев)
  • До свиданья, города и хаты (З.Дунаевский — М.Исаковский)
  • До свиданья, мама (В.Соловьёв-Седой — А.Галич)
  • Есть на Волге городок (А.Лепин — О.Фадеева)
  • За фабричной заставой (М.Фрадкин — Е.Долматовский)
  • Запевайте песню звонкую (З.Дунаевский — И.Добровольский)
  • Звёздочка (А.Островский — Я.Белинский)
  • Золотая книга (А.Лепин — М.Матусовский)
  • Золотился закат (М.Фрадкин — Е.Долматовский)
  • Золотой вечер (А.Цфасман — В.Сикорский)
  • Казаки в Берлине (Братья Покрасс — Ц.Солодарь)
  • Как у Волги-реки (В.Макаров — Я.Белинский)
  • Комсомольская прощальная (Братья Покрасс — М.Исаковский)
  • Комсомольцы (А.Островский — Л.Ошанин)
  • Лена (М.Вайнберг — М.Дудин)
  • Ленинские горы (Ю.Милютин — Е.Долматовский)
  • Любовь, как песня (В.Кручинин — О.Фадеева)
  • Марш юности (А.Цфасман — Н.Лабковский)
  • Мне бесконечно жаль (А.Цфасман — Б.Тимофеев)
  • На серебряной стреле (А.Островский — Л.Куксо)
  • Нет, не забудет солдат (М.Табачников — Я.Зискинд)
  • Огневые годы пройдены (А.Новиков — В.Харитонов)
  • Отцовский наказ (И.Любан — Л.Ошанин) с Михаилом Михайловым
  • Паренёк с Байкала (К.Листов — А.Жаров)
  • Парень с нашей улицы (В.Кручинин — О.Фадеева)
  • Перелески-перекаты (Л.Бакалов — Я.Шведов)
  • Песенка Дика из к/ф «Пятнадцатилетний капитан» (Н.Богословский — В.Лебедев-Кумач)
  • Песня о герое (К.Листов — С.Островой)
  • По фронтовым дорогам (К.Листов — А.Никифоров)
  • Поезд идёт всё быстрей (Т.Хренников — М.Светлов)
  • Проходили комсомольцы (Г.Носов — А.Чуркин)
  • Пылают степные закаты (А.Островский и М.Фрадкин — А.Софронов)
  • «Снова один» И. Берлина[3]
  • Сормовская лирическая (Б.Мокроусов — Е.Долматовский) с Пётром Киричеком
  • Сормовская лирическая (Б.Мокроусов — Е.Долматовский) с Борисом Мокроусовым
  • Спасибо, сердце (И.Дунаевский — В.Лебедев-Кумач)
  • Спят курганы тёмные (Н.Богословский — Б.Ласкин)
  • Старому другу (В.Соловьёв-Седой — М.Матусовский) с Валентиной Левко
  • Тракторист (А.Арский — В.Малков)
  • Трёхрядка (Е.Жарковский — Я.Шведов)
  • Три танкиста — 2 (Братья Покрасс — Б.Ласкин) с Анатолием Орфёновым
  • Тропки-дорожки (В.Соловьёв-Седой — А.Фатьянов)
  • Ты моя (Хенри — С.Болотин и Т.Сикорская)
  • У дороги чибис (М.Иорданский — А.Пришелец)
  • Уж совсем светло (В.Макаров — К.Иванов)
  • Уходил на войну сибиряк (Н.Крюков — Е.Долматовский)
  • Фантазия на тему «Давным давно» (Т.Хренников — А.Гладков)
  • Физкультурная (О.Фельцман — О.Фадеева)
  • Физкультурная песня (А.Лепин — О.Высотская)
  • Ходили мы походами (К.Листов — А.Жаров) с Владимиром Нечаевым
  • Чем больше вижусь (Уоррен — С. Болотин)
  • Шагает май (В.Дехтерев — Ц.Солодарь)
  • Шла с ученья третья рота (А.Лепин — А.Фатьянов)
  • Это было в Краснодоне (В.Соловьёв-Седой — С.Островой)
  • Эх, хорошо! (И.Дунаевский — В.Шмидтгоф)
  • Я сегодня грущу (А.Цфасман — О.Болотин)

«Лето Господне» (Иван Шмелев)

image

Произведения Ивана Сергеевича были созданы в непростое для нашей страны время. Впечатления проведенных в России последних лет легли в основу следующего романа Шмелева — «Лето Господне». Писатель, рисуя картины православных праздников, раскрывает душу русского народа. Обращаясь к детским годам, Иван Сергеевич запечатлел восприятие мира верующим ребенком, который доверчиво принял в сердце свое Бога. Купеческая и крестьянская среда в книге предстает не «темным царством», а органичным и целостным миром, полным внутренней культуры, нравственного здоровья, человечности и любви. Шмелев далек от сентиментальности или романтической стилизации. Он изображает подлинный уклад жизни, не затушевывая ее жестоких и грубых сторон, ее «скорбей». Для чистой души ребенка бытие открывается главным образом своей радостной, светлой стороной. Существование героев тесно связано с богослужением и церковной жизнью. Впервые в отечественной художественной литературе столь полно и глубоко воссоздан был важный пласт народной жизни — церковно-религиозный. В молитвенных состояниях героев, их психологических переживаниях открывается духовная жизнь христианина.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий