Оноре де Бальзак краткая биография

О паролях

Долги были постоянной проблемой Бальзака — как считается, с 16 лет: еще в 1815 году он покупал у консьержа пансиона, в котором учился, кофе в кредит. С тех пор из долгов он практически не вылезал, несмотря на все свои попытки разбогатеть: Бальзак пробовал работать издателем, печатником, составителем подарочных изданий большого формата и популярных брошюр. Он даже придумал новый шрифт. Но все его начинания заканчивались очередным банкротством. Литературных заработков не хватало — он очень много работал, но и очень много тратил. В марте 1835 года, скрываясь от кредиторов, Бальзак пропал: «Я взял топор и обрубил все канаты. Через три дня я скроюсь в келье, которая станет непроницаемой даже для моих родных».

Кельей была квартира на окраине Парижа. Бальзак потребовал выгородить себе звуконепроницаемый будуар: там он скрывался от кредиторов. Посетителей он просил запомнить несколько паролей: консьержу надо было сказать «Сейчас сезон для слив». В прихожей гости шептали слуге: «Я привез бельгийские кружева». И наконец, служанка должна была услышать: «Мадам Бертран в добром здравии».

О рецензировании

В 1829 году в журнале Mercure de France Бальзак увидел объявление о выходе своего трактата «Физиология брака». Сообщалось также, что в следующем номере можно будет прочитать рецензию на него. Бальзак отправился к рецензенту Mercure de France Полю Лакруа — чтобы убедиться, что тот понимает все величие трактата. Для верности Бальзак написал и собственную рецензию, которая была опубликована в номере от 23 января 1830 года: «Живой, красочный, живописный стиль, остроумный и язвительный, приятные анекдоты, еще приятнее от того, что их рассказывают целиком. Мы искренне рекомендуем этот любопытный труд, в котором мысль смелее ее воплощения и который, подобно „Физиологии вкуса“ Брийя-Саварена, придется по вкусу всем».

После выхода «Физиологии брака» Бальзак действительно стал видной фигурой в светском и литературном Париже. Поклонницы осыпали его письмами — по некоторым подсчетам, их общее число превысило десять тысяч.

Ремарка об истории создания произведения

Итак, в 1830-м в литературной жизни Франции появляется анализируемый нами текст. Первоначальное название бальзаковского шедевра отличалось от финальной версии, вошедшей в историю литературы:

  • сначала произведение носило название «Опасностей беспутства» (весна 1830-го);
  • первую главу опубликовали зимой под названием «Ростовщик» (вышел в издании «Мода», февраль 1830-го);
  • в «Сценах парижской жизни» текст снова сменил название на «Папашу Гобсека» (1835 год);
  • в «Сценах частной жизни» бальзаковское творение, наконец, обрело известную нам сегодня форму (1842 год).

Структура повести

Первую версию этого произведения автор снабдил следующей структурой (содержанием):

  • Часть о ростовщике (собственно, глава «Ростовщик»);
  • История о стряпчем («Адвокат»);
  • Рассказ о любовной драме графини («Смерть мужа»).

Специфика жанра

По жанру бальзаковское творение является повестью. Вот характерные черты «Гобсека:

  • Сосредоточенность сюжета на одном – ключевом – событии;
  • Эпический характер произведения;
  • Форма прозы;
  • Автор позволил себе свободу в вопросе организации времени и пространства текста.

Стиль Бальзака

В рамках анализируемого произведения писатель выступает реалистом. Текст отличается правдоподобностью, жизненностью. Здесь отсутствуют элементы фантастики. Бальзак описывает жизни самых обычных людей. Автор обращается к болезненным, острым темам: отчуждение людей друг от друга, нравственное разложение общества (особенно старой французских аристократов), моральное падение буржуазии.

image

Герои бальзаковской прозы

В центре повествования несколько героев:

  • Гобсек – ключевой персонаж произведения, занимающийся ростовщичеством;
  • аристократический род де Ресто;
  • Дервиль – мужчина, работавший стряпчим;
  • Максим де Трай – юноша, любовник графини;
  • граф де Ресто;
  • графиня де Ресто (Анастази);
  • Фанни Мальво – швея.

Образ главного героя

Внешность

Что же скрывает душа Гобсека? Рассказчик Дервиль знал этого мужчину без малого тридцать лет. За эти годы стряпчий хорошо изучил натуру ростовщика. Характер главного бальзаковского героя отличался непреклонность. Уже сама фамилия мужчины рассказывает о многом: на французском языке слово gobseck означает «ростовщик», «скряга».

image

Жилье

О характере персонажа свидетельствует и пространство, в котором он существует. Квартира Гобсека сочетается с холодностью, расчетливостью его натуры. В чем-то образ бальзаковского героя приближается к образу гоголевского Плюшкина. В доме героя складируются потертые, хоть и опрятные, вещи.

Внутренний мир ростовщика

Гобсек считает, что его жизнь удовлетворительна. Прошедшие годы наполняют душу героя довольством и внутренней радостью. Впрочем, герой не показывает своих чувств в жестах или мимике. В целом, мужчина скупится на эмоции. Гобсек копит чувства внутри себя – так же, как копит богатство вокруг себя. Внутренний мир, эмоции проскальзывают лишь в невольном потирании рук. В это время на лице героя даже меняют положение морщины.

Автор позволяет читателю проникнуть в некоторые подробности молодости Гобсека. Юный герой служил на корабле – в качестве юнги. Это приучило мужчину к дисциплине, позволило с достоинством переносить опасности.

Старость принесла Гобсеку свой подарок – своеобразную мудрость. Герой сделал собственные выводы о мире, о жизни, разработал принципы и правила, в соответствии с которыми и жил. Ростовщик любил комфорт, и считал, что жизнь является «привычкой к комфортной среде».

Мораль – относительна, страсти – разрушительны. Что же имеет значение? Только инстинкт сохранения своей жизни, себя – такого мнения придерживается бальзаковский герой. Сохранность жизни лучше всего обеспечивается богатством, золотом.

Деньги – путь ко всему остальному: любви, власти, положению в обществе, страсти и т. д. Гобсек приобрел специфическое хобби: изучать людей, находить их страсти (слабые места) и извлекать из этого выгоду, делать деньги.

Отношение героя к людям

Люди для Гобсека – лишь средство получения прибыли, выгоды. Герой считает, что человечество погрязло в пороке. Впрочем, и у ростовщика имеются свои симпатии. Например, герою нравятся только определенные люди – те, которые отличаются честностью, простотой, трудолюбием. Одна из таких людей – скромная девушка, швея по имени Фанни. Гобсек сотрудничает, помогает лишь тем особам, которые возвращают ему деньги – по процентной ставке.

Гобсек и де Ресто

Аристократы из фамилии де Ресто обратились к Гобсеку за его профессиональными услугами. Ростовщик соглашается работать с графами. Почему? Герою понравился старый граф де Ресто – бесхитростный, честный, простой человек. С таким человек можно выстроить доверительные деловые отношения. А это Гобсек очень ценил.

У графа была деликатная проблема: он женился на красивой женщине, Анастази. Однако красавица не отличалась верностью. Дама завела отношения на стороны – с молодым любовником. Юноша не имел средств и выманивал у Анастази деньги.

В итоге, графиня проматывала семейные деньги на развлечения юного красавца. Граф желал сохранить, уберечь семейную казну от краха. Поэтому де Ресто обратился к профессионалу в этом вопросе – Гобсеку.

Конец Гобсека

 «Красный конь» Бальзака

Говоря о плодотворности писательской деятельности Бальзака, важно отметить, что до того, как он начал подписывать произведения своим именем, он создал бессметное количество рассказов, повестей, романов под псевдонимом. Так что истинное количество его произведений неизвестно.

Однако, деятельность писателя не всегда была успешной. В период «застоя» он создал тайное общество с душевным названием «Красный конь» в честь дешёвой забегаловки, где провёл первое заседание. В узкий круг входили писатели и литераторы. Задачей их было проникновение в журналы и газеты, чтобы писать друг о друге хвалебные статьи. Только дальше совместных пирушек и продвижения личности самого Бальзака дело не пошло.

Возможно, вас заинтересует:«Слушай беззвучие»: мистические события в жизни и смерти Михаила Булгакова

«Человеческая комедия». Эстетика

В обширное наследие Бальзака входит сборник фривольных новелл в «старофранцузском» духе «Озорные рассказы» (1832-1837), несколько пьес и огромное количество публицистических статей, однако главное его создание — «Человеческая комедия». Объединять свои романы и повести в циклы Бальзак начал еще в 1834 году. В 1842 году он начинает выпускать под названием «Человеческая комедия» собрание своих сочинений, внутри которого выделяет разделы: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». Объединяют все произведения не только «сквозные» герои, но и оригинальная концепция мира и человека. По образцу естествоиспытателей (прежде всего Э. Жоффруа Сент-Илера), которые описывали виды животных, отличающиеся друг от друга внешними признаками, сформированными средой, Бальзак задался целью описать социальные виды. Их многообразие он объяснял разными внешними условиями и различием характеров; каждым из людей правит определенная идея, страсть. Бальзак был убежден, что идеи — это материальные силы, своеобразные флюиды, не менее могущественные, чем пар или электричество, и потому идея может поработить человека и привести его к гибели, даже если социальное его положение благоприятно. История всех главных бальзаковских героев — это история столкновения владеющей ими страсти с социальной действительностью. Бальзак — апологет воли; только если у человека есть воля, его идеи становятся действенной силой. С другой стороны, понимая, что противоборство эгоистических воль чревато анархией и хаосом, Бальзак уповает на семью и монархию — социальные установления, цементирующие общество. Редактировать

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий