Непринятый реализм Гюстава Курбе: Почему Наполеон ІІІ ударил хлыстом скандальных «Купальщиц»

Гюстав Курбе. Волна

1869 г. Музей Штедель, Франкфурт-на-Майне

В отличие от спокойного солнечного «Моря», «Волна» Курбе производит тревожное, гнетущее впечатление. Клубящиеся серо-лиловые облака, темная стена морской воды, окантованная белой пеной, которая через несколько секунд обрушится на размытый штормом берег…

image

Гюстав Курбе. Порыв ветра

Ок. 1865 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон

Очень динамичное произведение: борьба солнца и туч, борьба света и тени передана при помощи резких, напряженных линий облаков и ветвей деревьев. Надвигается гроза, на голубое небо наползают черные тучи, ветер срывает с веток листья… Первый план залит солнцем, дальний же постепенно погружается во мрак. Интересно, что камни и пучки травы на первом плане писались, судя по всему, не кистью, а прямо пальцами или мастихином.

image

Гюстав Курбе. Поток в горах Юра

Март 1872 г. Музей искусств Гонолулу

По словам самого Постава Курбе, «живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Это совершенно физический язык». Его пейзажи лишены флера фантастичности или лирической «красивости», они представляют природу такой, какая она есть: величественные горы, быстрый прозрачный поток, вековые деревья на склонах. Реалистический портрет — но не человека, а природы.

image

Гюстав Курбе. Море

1867 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Нагретый солнцем песок и покрытые тиной камни на первом плане, крошечный белый парус на фоне спокойной синей воды… Две трети холста занимает высокое голубое небо, лишь слегка затененное легкими облачками-барашками. У художника не было особых предпочтений в плане сюжетов, он одинаково мастерски писал и лесную чащу, и грубые глыбы скал, и сияющую гладь моря. Велико наследие Курбе и в плане портрета и жанровой живописи.

image

Творчество

Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык»[4].

Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» (в музее Орсе), собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все четыре — в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лилльском музее), «Разбиватели шоссейного камня» («Дробильщики камня») (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи («Порыв ветра» и др.), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. Курбе — автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира», «Спящие» и др.); это также органично вписывалось в его концепцию натурализма.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий