Краткая биография Биография Баратынского Евгения Абрамовича

Военная служба

1819 год – начало военной службы в звании рядового лейб-гвардии Егерского полка. Огромное влияние на дальнейшую творческую судьбу начинающего литератора оказало знакомство с поэтом бароном Дельвигом. Общение с Пушкиным, Кюхельбеккером, поэтические вечера в салоне Пономаревой, литературные кружки Плетнева и Жуковского позволили поэту настолько овладеть поэтической техникой, что он занял достойное место среди известных поэтов-романтиков.

image

Служба в Финляндии

В начале 1820 года Баратынскому было присвоено звание унтер-офицера и его полк отправляется на службу в Финляндию. Суровая красота финских пейзажей и уединенный образ жизни повлияли на характер поэзии – она приобрела удивительный сосредоточенно-элегический характер («Финляндия», «Водопад», первая поэма «Эда»). В период службы в Финляндии стихотворения Баратынского печатаются в альманахе «Полярная звезда», созданном декабристами Бестужевым и Рылеевым.

В 1824 году, благодаря ходатайству друга – адьютанта генерал-губернатора Финляндии Путяты, Баратынский переводится в штаб генерала Закревского в Гельсингфорсе. Там он находит свою любовь – пылкая страсть к жене генерала Анастасии приносит поэту множество мучительных переживаний. Образ возлюбленной неоднократно отражается в творчестве талантливого молодого литератора (поэма «Бал», стихотворения «Мне с упоением заметным», «Нет, обманула вас молва», «Оправдание», «Фея», «Мы пьём в любви отраву сладкую», «Я безрассуден, и не диво…»).

Осенью 1825 года, получив весть о болезни матери, Баратынский отправляется в Москву, где через год, благодаря влиянию Дениса Давыдова, выходит в отставку. Так заканчивается военная карьера талантливого и перспективного молодого поэта.

Творчество Баратынского

Разгром декабристского восстания круто изменил общественную жизнь России, что не могло не отразиться на поэзии Баратынского. Темы одиночества, великой скорби, прославление смерти как «разрешения всех цепей» («Смерть», «На что вы, дни», «Последняя смерть», «Недоносок», «К чему невольнику мечтания свободы?») вышли на первый план в его творчестве. В стихотворениях остро ощущаются пессимистические мотивы скорби, тщетности бытия, обреченности искусства, неполноценности человеческой природы, грядущей гибели человечества.image

В 1832 году начал публиковаться журнал «Европеец»; одним из активных авторов стал Баратынский. Состоялось всего два выхода издания, после чего журнал был запрещен. Великий русский поэт, лишившийся сильного побуждения к словесным трудам, впал в безысходную щемящую тоску.

В 1835 году было опубликовано второе издание его произведений, казавшееся на тот момент завершением его творческого пути. Последней опубликованной при жизни Баратынского книгой стал сборник «Сумерки» (1842), объединивший стихотворения 1830-1840-х годов и посвященный князю Вяземскому Петру Андреевичу. В нем ярко выражено противоречие исторического прогресса и духовно-эстетической природы человека.

Биография Евгения  Баратынского о главном

В 1800 году, 19 февраля, а по некоторым источникам – 7 марта, в дворянской семье появился на свет будущий поэт – Евгений Баратынский. Родился он в Вяжле. Это село в Тамбовской губернии.

Родители мальчика принадлежали к довольно знатному и старому роду. Отец его служил офицером в Преображенском полку, до тех пор, пока не попал в немилость к наследнику императорского престола. Потом он ушел со службы в отставку. Мать будущего поэта до своего замужества была фрейлиной во дворце.

А сам Евгений изначально собирался посвятить свою жизнь военной службе. Однако, судьба распорядилась иначе.

Будущий поэт свое начальное образование, как и многие дворянские дети, получил дома. После он обучался в частном учебном заведении. Юноша в совершенстве владел несколькими языками. Он мог свободно изъясняться на итальянском, немецком и французском.

После пансионата он поступил в самое лучшее и престижное учебное заведение того времени, посвященное военному делу. Но из него он был исключен, благодаря нелепой проделке. Кроме этого, молодому человеку запрещено было служить в высоких званиях.

Все же Евгению удастся получить чин офицера. Было ему на то время уже 25 лет. Но, через некоторое время после этого события он оставляет службу и уезжает в Москву.

Там Евгений женится на дочери генерал-майора. Через несколько лет в его распоряжение перейдет поместье под Москвой, так как отец его жены умрет.

А литературной деятельностью Евгений займется именно в Москве. Там он будет членом узкого литературного кружка, будет очень хорошо знаком с Пушкиным и с еще не менее выдающимися личностями.

Публикация первого произведения поэта датируется 1819 годом. А с 1826 года будут выходить в свет остальные его сборники, циклы стихотворений и поэмы.

Евгения Баратынского признают одним из самых загадочных поэтов своего времени. Его талант так и не был понят полностью и оценен по заслугам. Его можно назвать глубоким мыслителем. Нельзя и не отметить того, что некоторые его строки явились пророческими. Так, в одном из своих стихотворений он предсказал приблизительное время своего ухода из жизни.

А умер он на другой день после возвращения своего из путешествия по европейским странам, куда он отправлялся вместе со своей семьей. Смерть его для близких была внезапной. Умер поэт в 1844 году.

Интересные факты и даты из жизни

image

Подробнее

Наследие Баратынского дорого и важно сегодняшнему читателю. В историю отечественной литературы он вошел, как признанный мастер философской лирики.

Родился поэт в 1800 году в усадьбе Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Поместье родителей находилось в живописной местности. Евгений с детства впитал любовь к родному краю, вследствие чего часто приезжал сюда, чтобы отдохнуть. Первоначально он получил домашнее образование. С самого детства с ним занимались его родители. В 5-летнем возрасте он умел читать и писать, не только на русском, но и на французском языке. В 1812 году он был зачислен в Пажеский корпус. Однако поэт не нашел общего языка с преподавателями и в 1816 году был исключен из корпуса за отвратительное поведение. Кроме того он не имел право поступать на любую службу, кроме воинской. Осенью этого же года он приезжает в Петербург и начинает служить обыкновенным рядовым в егерском полку. В1823 году он отбывает со своим полком в Москву. Через 2 года Евгений получает офицерский чин и приезжает в столицу к матери, которая на тот момент сильно болела.

 В 1826 году он женится на старшей дочке генерала Л.Н.Энгельгардта Анастасии. Супруга вдохновляла Евгений Абрамовича на создания новых произведений. Вскоре он знакомится с П.А.Вяземским. Они стали близкими друзьями. Их объединяли общие литературные интересы, занятия, вкусы. О талантливом поэте услышал и Пушкин, который высоко оценил его работы. Вернувшись из ссылки, он сразу же встретился с Баратынским и в 1829 году они были избраны в члены Общества любителей российской словесности при Московском университете. Их дружба была настолько крепка, что в 1828 году в свет вышли в одной книжке труд Пушкина «Граф Нулин» и Баратынского «Бала». В 1831 году Баратынский издает поэму «Наложница», которая позже была переработана и стала называться «Цыганка». Через 4 года он издает свой второй сборник стихотворений.

 Вскоре поэт знакомится с Лермонтовым. Эта встреча подвигла его выпустить окончательный сборник творений «Сумерки». В 1843 году поэт отправляется с семьей за границу, где в Париже состоится его знакомство с писателями Мериме и Виньи. Однако, прибыв в Италию, в 1844 году, внезапно Баратынский умирает. И поныне, нас восхищает в его стихах своеобразная поэтическая манера, энергичный и меткий ко всем проявлениям жизни слог, мудрость и любовь к свободе.

«Череп» (1824–1826­)         

Выход за рамки привычных жанров начала 1820-х годов осуществлялся не только через психологи­ческую рефлексию и преодоление литературных матриц, но и за счет «углубле­ния» мысли, нового выхода к философии. 

В качестве места действия Баратынский выбирает кладбище — пространство, опоэтизированное в предромантической и романтической литературе. Узнаваем и сюжет — речь или размышление героя при созерцании кладбища/могилы/черепа, диалог живого с мертвым. Современный Баратынскому читатель мог здесь вспомнить и шекспировского Гамлета, разгова­ривающего с черепом бедного Йорика, и жанровую традицию кладбищен­ской элегии Юнга — Грея — Жуковского, и недавнюю литера­тур­ную новинку — «Надпись на чаше из черепа» лорда Байрона.

image
Франсуа Фредерик Шевалье. Портрет Евгения Баратынского. Первая половина XIX века © Государственный музей А.С. Пушкина / Diomedia

Но ход поэтической мысли Баратынского необычен: он не думает о судьбе покойного, как Гамлет, не предается мыслям о неизбеж­ности смерти, не пытается выспросить «тайн гроба» — напротив, он отказывается от этого потусторон­него, запредельного знания и провозглашает ценность жизни, с ее страстями и мечтами:

дополнительное чтение Еще одно стихотворение Евгения Баратынского О любви и отчаянии — в двух строчках

по-прежнему

, лесистым косогором, Дорожка смелая ведет меня… обвал          Вдруг поглотил ее… я стал И глубь нежданную измерил грустным взором, С недоумением искал другой тропы.          Иду я: где беседка тлеет И в прахе перед ней лежат ее столпы,          Где остов мостика дряхлеет.          И ты, величественный грот, Тяжело-каменный постигнут разрушеньем          И угрожаешь уж паденьем Бывало, в летний зной прохлады полный свод! Что ж? пусть минувшее минуло сном летучим! Еще прекрасен ты, заглохший Элизей,          И обаянием могучим          Исполнен для души моей. Он не был мыслию, он не был сердцем хладен,          Тот, кто глубокой неги жаден, Их своенравный бег тропам сим указал, Кто, преклоняя слух к мечтательному шуму Сих кленов, сих дубов, в душе своей питал          Ему сочувственную думу. Давно кругом меня о нем умолкнул слух, Прияла прах его далекая могила, Мне память образа его не сохранила, Но здесь еще живет его доступный дух;          Здесь, друг мечтанья и природы,          Я познаю его вполне: Он вдохновением волнуется во мне, Он славить мне велит леса, долины, воды; Он убедительно пророчит мне страну, Где я наследую бессмертную весну, Где разрушения следов я не примечу, Где в сладостной сени невянущих дубров,          У нескудеющих ручьев,          Я тень священную мне встречу.

Это стихотворение Баратынского Иосиф Бродский называл «лучшим стихотво­рением русской поэзии»  С. М. Волков. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 2000. . Здесь, как в «Признании» и «Черепе», мы видим работу с «памятью жанра» и устойчи­выми образами. В «Запус­те­­нии» Баратын­ский обращается к тради­цион­ному элегическому сюжету — возвра­щение в родные места после долгой разлуки. Однако героя окружает не поэти­ческая весна, «дни веселые живительного мая», а неприветливая, мрачная осень и увяданье; он ищет «прошлых лет воспоминанья», но вы­нужден констати­ровать: «Ни в чем знакомого мой взор не обретал!»

Постепенно живущие в душе героя воспоминания заглушают непосред­ственные впечатления, и тогда из этого «запустения» проступает поначалу невидимый «заглохший Элизей», счастливое место в Аиде, древне­греческом царстве мертвых. Таким образом, поэт (а вместе с ним и читатель) обретает то, чего искал, и даже более того. Сила воспоми­нания позволяет ему почувство­вать незримое присутствие создателя этого усадебного парка, «художника опытного», чей «доступ­ный дух» живет не только в ландшафте, но и в душе героя.

Речь идет о рано умершем отце Баратын­ского — Абраме Андреевиче, скоро­постижно скончав­шемся, когда будущему поэту было только десять лет. В финале этот автобио­графи­ческий мотив подсвечивается мощными куль­турными ассоциациями. Загробная встреча с отцом в Элизии напоми­нает и о вергилиевской «Энеиде», в которой Эней также встречается со своим отцом, и о «Гамлете», где герой встречает тень отца. 

image
Неизвестный художник. Портрет Абрама Андреевича Баратынского. После 1798 года Тамбовский областной краеведческий музей

Образ полуантичного-полухристианского «литературного» Элизея имеет особое значение в поэтическом мире Баратын­ского. Это место, где, говоря словами Ходасевича, «Вкушают вечности заслуженный покой / Поэтов и зверей возлюбленные тени»  Из стихотворения «Памяти кота Мурра» (1934)., которое дает надежду на встречу с теми, кто был особен­но дорог в земном мире. И имен­но о таких встречах «за могильным рубе­жом» мечтает Баратынский — о встрече с отцом (как в «Запустении»), с бесконеч­но любимой женой (как в стихотвор­ении «Своенравное прозванье…»), с по-настоя­щему близким другом-поэтом Антоном Дельвигом (как в «Моем Элизии» — лирическом некрологе безвременно умершему Дельвигу).

чтобы разобраться в хронологии и лицах Вся русская литература XIX века в 230 карточках От публикации «Слова о полку Игореве» до последнего романа Толстого

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий