Конгресс башкир вступился за бюст ученого Ахмет-Заки Валиди в Петербурге

Первые песни

Настоящее имя певицы – Гузель Кадырова. Она появилась на свет в 1999 году в посёлке городского типа Кукмор (в настоящее время это город), Республика Татарстан. О своих отце и маме она не рассказывает, поэтому не известно, кто они по профессии и чем занимаются. В семье также подрастал ее старший брат, которому сейчас 25 лет.

image

Еще в раннем детстве Гузель отличалась от своих сверстников музыкальными способностями, поэтому мама решила отвести ее в музыкальную школу; приступить к занятиям девочка смогла лишь в 5-летнем возрасте. Будущая певица училась в русской школе, но она хорошо знала свой родной язык, так как дома все говорили на татарском.

Она была постоянным участником всех праздничных мероприятий школы, на которых исполняла красивые песни и танцевала. Когда родители узнали о намерении Гузель учиться в Казанском театральном училище, они не отговаривали ее от этого шага, наоборот, лишь поддержали в этом стремлении. Став студенткой училища, девушка проучилась недолго: она вынуждена была взять академический отпуск, так как ее карьера стала набирать обороты.

В ДРУГИХ СМИ

image

Cамые важные новости и истории (ничего лишнего)

Становление и расцвет

В 1898 году Заки-Валиди поступил в медресе своего отца – Ахметши Ахметьяновича Валидова[9]. Там он обучался тюркоскому, арабскому, русскому и персидскому языкам. Как губка впитывал творческие свершения разных цивилизаций. В 1902 году ­– перешел в медресе деревни Утяково, руководимом братом его матери – Хабибназаром Салтыковым. Однако 29 июня 1908 года Ахмет-Заки принял довольно-таки смелое и радикальное решение. Он покинул родительский дом – с тем, чтобы окунуться в иную среду.

Сам Валидов вспоминал, что совершил столь решительный поступок тайком[10]. Просто вдруг возникло необоримое стремление получить образование «в далеких краях», наладить контакты с новыми людьми. В 1912 году он окончил медресе «Касимия» в Казани[11]. Тогда же увидел свет дебютный труд Заки-Валиди – под названием «История тюрков и татар»[12]. Уже начиная с данной работы обозначилась непримиримость и тенденциозность борца за башкирскую независимость. Но тогда он еще не шел вразрез с революционной волной, которая как раз в то время формировала свой гребень.

В начале 1916 года Ахмет-Заки активнейшим образом включился в подпольную политическую жизнь уже дышавшей на ладан Российской империей[13]. Выдающемуся исламскому активисту довелось пойти по линии межконфессиональных коммуникаций. По завершении Февральской революции Валидова сделали членом Временного центрального бюро российских мусульман, а также избрали депутатом Всероссийского Учредительного собрания от Уфимской губернии.

Башкирские националисты в эмиграции. А. Валиди, А. Инан, Г. Таган. Будапешт, 1925 год

upload.wikimedia.org

При возникшем раскладе потребовалось примкнуть к какой-либо крупной политической силе, вышедшей на арену и заявившей о себе. В 1917 году выбор Заки-Валиди пал на Партию социалистов-революционеров[14]. Что, впрочем, не помешало ему тогда же, в 1917 году, обновить свой духовный ранг. В ранге депутата Миллэт Меджлиси, то бишь автономного исламского конфессионального образования[15]. Набранные политико-религиозные «бонусы» потребовалось конвертировать во что-то более существенное, а именно – в самостийную Башкирию.

15 ноября 1917 года Ахмет-Заки в городе Оренбурге объявил о территориальной автономии Башкортостана. Хотя по-прежнему в составе РСФСР[16]. Реакция новой власти на столь вызывающий региональный демарш вышла более чем предсказуемой. В феврале 1918 года Валидов со-товарищи был арестован. И вскоре выпущен на свободу. Поскольку региональный сепаратизм вдруг перестал противоречить генеральной линии большевистской партии.

Дело в том, что еще в 1913 году Владимир Ильич Ленин написал веховое эссе «Критические заметки по национальному вопросу». В нем вождь мирового пролетариата решительно осудил любые выпады в сторону национально-территориальной автономии, какими бы они ни были[17]. Вместе с тем, в той же работе признается необходимость «автономных сеймов» – для решения региональных и местных вопросов – в составе единого социалистического государства. Заки-Валиди в то время не высказывал намерения отделиться. Поэтому гнобить его за то, что он, в сущности, исполнил «заветы Ильича», в строгом соответствии, – в конечном итоге не решились. В чем, вполне возможно, скоро раскаялись.

В марте 1919 года Ахмет-Заки переходит на сторону великодушно помиловавших его большевиков, добивается башкирской автономии[18], а уже в 1920 году – решительно порывает с Лениным и его командой[19]. «И вот, 29 июня 1920 года я бегу вновь, но теперь от Ленина. Снова, подняв знамя борьбы против него, я вынужден отступить в горы и пустыни Туркестана», – вспоминал впоследствии башкирский бунтарь. Планировалось нешуточное вооруженное противостояние. Причем в орбиту башкирского сепаратизма включалась еще и Средняя Азия. А также Закавказье.

Валидов бежал в Баку – и оттуда в сентябре 1920 года разослал лидерам большевистского движения гневные письма с обвинениями в проведении имперской политики. Под раздачу попали Ленин, Сталин, Троцкий и Рыков. В 1921 году в Бухаре было запланировано даже масштабное сопротивление советской власти на территории Средней Азии[20]. Ахмет-Заки очень надеялся урвать по итогам этого противостояния жирный куш. Ведь Бухарский эмират, в границах которого организовывали сепаратистское движение, был крайне шаток и неустойчив. Башкирский лидер возлагал надежды на то, что расползшуюся, как хлипкая ткань, территорию – можно будет прибрать к рукам. Не вышло.

Провал следовал за провалом – и в 1923 году Заки-Валиди эмигрировал в Иран, где продолжил борьбу с большевистским режимом[21]. По версии самого Валидова, в это время его пытались физически ликвидировать, внедрив агентов спецслужб в ближайшее окружение. Однако, дескать, врожденная смекалка и недоверчивость – вкупе с годами натренированной кадровой жилкой – позволили увернуться от всех вражеских поползновений.

Далее наш герой стал в буквальном смысле «гражданином мира». Его стал одинаково радушно привечать и Восток, и Запад. В 1925 году Ахмет-Заки получил турецкое гражданство – и тогда же добился занятия должности советника министерства образования в Анкаре. В 1935 году – окончил Венский университет[22]. В 1920-х-1940-х годах – «блистал» книгами и выступлениями националистического и антисоветского толка[23]. По неподтвержденным слухам и кривотолкам, он даже горячо приветствовал политику Гитлера[24]. Как бы то ни было, находясь и на Родине и далеко за ее пределами, Валидов что есть мочи боролся против национально-территориальной целостности и престижа нашей страны.

Думаете, Заки-Валиди за свои фортели вкусил тяготы горестной судьбы Власова, Краснова, Шкуро и прочих государственных изменников? Отнюдь.

Именование

Арабографичные труды, изданные в России, Валиди подписывал как Ахметзаки, Ахметзаки Валиди, А. Валиди. Труды, изданные на русском, подписывались им как А.-З. Валидов, Ахмет Закий Валидов. Издания, вышедшие в Европе, подписаны как А. Зеки Валиди. Использовал псевдонимы Соклыкайоглу, А.В Т.В Кахъяоглу, Сюяргул.

Покорение татарской эстрады

Начинающая певица сотрудничает с музыкальным продюсером Динаром Нигматзяновым, у которого уже есть опыт в этой области. Знакомство с ним произошло благодаря общим знакомым. В то время Динар как раз искал свою исполнительницу, но после того, как он прослушал девушку, дал согласие на сотрудничество. Ее дебют на большой сцене состоялся в декабре 2018 года в Уфе на концерте Элвина Грея, где она выступила с песней «Сою калыр» под псевдонимом Лэйна. Тогда ее музыкальные способности оценили около 9-ти тысяч зрителей, которые тепло приняли юную исполнительницу.

image
https://www.instagram.com/leyna_ka/

После этого концерта ее жизнь круто изменилась: девушка не только обрела своих поклонников, но и в феврале 2019 года выпустила полноценный альбом. В апреле 2019 года Лэйна сняла видеоклип на известную татарскую песню «Милэшлэрем». Его сюжет она придумала вместе со своим продюсером, и создан он был без привлечения спонсорских средств. Чтобы сняться в клипе, девушке пришлось в течение месяца заниматься фитнесом и выполнять рекомендации врача-диетолога.

image

Затем она отправилась на гастроли, выступая на сцене вместе с Элвином Греем. С этим певцом она познакомилась на закрытой тусовке, куда ее привел продюсер. После нескольких выступлений певица стала получать предложения от других исполнителей спеть дуэтом, и если продюсер видел этот проект интересным, то она начинала репетировать с ними. Лэйне уже удалось выступить на одной сцене со многими татарскими знаменитостями, у которых она счастлива поучиться тонкостям своей профессии. В силу своей молодости певица хочет быть интересной своим ровесникам, но и для взрослой аудиторией она может представить немало хороших песен.

https://www.instagram.com/leyna_ka/

Летом 2019 года состоялась премьера ее песни «Малай на белом барсе», рассказывающей о достижениях татарского народа во всех сферах. Сценарий ролика был написан за семь дней, а работа над ним проходила всего три дня. Правда, снимали в жару, когда светило яркое солнце, поэтому Лэйна с трудном смотрела на камеру. Из-за высокой температуры она моментально загорела, а на другой день была съемка в открытой майке, поэтому визажисту пришлось выравнивать тон кожи, закрашивая светлые места тональным кремом.

https://www.instagram.com/leyna_ka/

Репосты в соцсетях были настолько активными, что клип на песню «Малай на белом барсе» набрал более 1 млн просмотров в «ВКонтакте» менее чем за сутки, получив восторженные отзывы от пользователей. Нашлись и такие, кто сочинил пародии на «Малай на белом барсе» и выложил их в YouTube. Среди всех вариантов внимание публики привлек ролик группы «Хитобои», но сама Лэйна отрицательно отозвалась об их работе, назвав ее позорной и бесстыдной.

В августе 2019 года состоялась премьера клипа «Аерылмагыз» («Не расставайтесь»), которую ее поклонники смогли оценить в «ВКонтакте» и на YouTube. Певица сделала подарок своим соотечественникам, выпустив видеоролик вместе с народом. Осенью 2019 года у нее запланирован гастрольный тур («ТАНЫШУ PROMO ТУР») по городам и населенным пунктам Татарстана, а 15 ноября будет выступление в Москве. На концерте прозвучат ее новые песни, которые еще никто не слышал. Лэйна ждет с нетерпением зрителей, обещая им новые хиты, танцы и возможность сделать фотографии с ней.

Она принципиально поет на татарском языке и на это есть причина – чтобы парни и девушки, живущие в ее республике, не стеснялись своего языка и с удовольствием слушали песни своего народа. Некоторые молодые люди не раз говорили певице, что на татарской эстраде звучат одни колхозные песни, однако, сама Лэйна не согласна с этим, поэтому стремится доказать обратное своим творчеством. Она не сомневается, что в скором времени станет лауреатом какого-то фестиваля, как например, «Татар жыры», или премий «Болгар радиосы» и TMTV, ведь публика видит ее труд и обязательно отдаст свои голоса. Когда Лэйна сможет достичь определенных высот в творческой карьере, она создаст свой бренд или откроет школу музыки.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий