Картины, которые кто-то разрезал, но это не помешало им быть шедеврами (часть 6)

Эдуард Мане. Натюрморт с лососем

1866-1869 гг. Музей Шелбурн, Вермонт

Эта картина создавалась за несколько лет до первой выставки импрессионистов, но прием остановленного мгновения здесь уже представлен во всей красе: обратите внимание, как опасно балансируют на краю стола неловко положенные кем-то вилка и нож! Удержатся ли они на своем месте или с громким звоном упадут вниз?

image

Эдуард Мане. Расстрел императора Мексики Максимилиана

1867 г. Кунстхалле, Мангейм

Мане был убежденным республиканцем. Картина, на которой представлена казнь «императора Мексики», занявшего свой престол при активной поддержке французских правящих кругов, была настолько политически неоднозначна, что долгое время не экспонировалась во Франции.

image

Творчество художника

Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Но со смертью отца и получением наследства полет его мысли раскрепощается, не тяготимый финансовой зависимостью от писания картин. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве», изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Осуществившая дерзкий вызов общественной морали, картина поддается запрету в показе официальным салоном. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание.

Дальнейшее творчество Эдуарда Мане не изменяет своей направленности и продолжает свою линию. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Эдуард Мане дерзает изобразить на ней обнаженную женщину в современном ему интерьере, а не в классическом стиле древности, принятом среди французских художников. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Бедная красавица, изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане».

эдуард мане

Более того, «Олимпия» была написана на масштабном холсте, что приемлемо лишь для исторических картин, что также подливало масло в огонь негодования критиков. Картина собирает массу народа вокруг себя лишь для того, чтобы быть осмеянной и обруганной.

И вот теперь Эдуард Мане, биография которого чиста от блуда и разврата, всю жизнь любившего лишь одну женщину – Сюзанну Леенхофф, обретает крайне скверную репутацию. Устав от подобных слухов, художник Эдуард Мане покидает ненадолго родину. Но по возвращении продолжает работать в своей манере, не опуская рук. Это больше всего злит критиков.

Эдуард Мане. Лола из Валенсии

1862 г. Музей д’Орсе, Париж

В этом простом и обыденном на первый взгляд портрете испанской танцовщицы проявился разлад Мане с академическим искусством: его интересовали яркие краски, искренность, простота и пылкость чувств, в противовес замшелым и холодным, как многим казалось тогда, канонам академизма. Испанской культурой художник увлекался много лет и несколько героизировал ее.

image

Эдуард Мане. Испанский гитарист

1860 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Об этой ранней картине Мане строгое жюри Парижского салона высказалось положительно, и картина была принята на выставку 1861 года. Маститые художники отмечали безупречный колорит, достоверность в передаче как деталей костюма и интерьера, так и эмоций музыканта.

image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий