Содержание
Основные произведения
- «Русская зима. Лигачёво», 1947 Третьяковская галерея
- «К Троице. Март», 1903, ГТГ
- «Весенний солнечный день», 1910
- «Весенний вечер. Ростов Великий», 1906, Серпуховский историко-художественный музей (СИХМ)
- «Сергиевский Посад», 1911, написана из окна Старой Лаврской гостиницы. В коллекции ЦАК МПДА.
- «Волшебница-зима», 1912
- «Мартовское солнце», 1915
- «Купола и ласточки», 1921, ГТГ
- «Новая планета», 1922
- «Подмосковная молодежь», 1926;
- «Перед вступлением в Кремль в 1917 году. Троицкие ворота», 1927, Государственный музей Революции СССР
- «Первые колхозницы. В лучах солнца», 1928, ГТГ
- «Москва салютует», 1945
- «Раскрытое окно», 1947
- «Штурм Кремля в 1917 году» 1947, ГТГ
- «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949, ГТГ
- «Утро индустриальной Москвы», 1949, ГТГ
- «Конец зимы. Полдень», 1929В г.
Оформление театральных спектаклей
- опера «Борис Годунов» М.В П.В Мусоргского, 1912-13, Театр Елисейских полей, Париж, антреприза С.В П.В Дягилева;
- пьеса «Егор Булычев и другие» М. Горького, 1934, МХАТ;
- опера «Хованщина» М.В П.В Мусоргского, 1940, Большой театр, Москва.
Художник кинофильмов
- Иван НикулинВ — русский матрос, 1944
Художник мультфильмов
- Каштанка, 1952
Подписи к слайдам:
Ученики и последователи
- Иванов, Герасим Петрович (1918—2012)
- Кручёных, Алексей Елисеевич (1886—1968)
- Меламуд, Шая Ноевич (1911—1993)
- Попова, Любовь Сергеевна (1889—1924)
- Розанова, Ольга Владимировна (1886—1918)
- Скулме, Отто (1889—1967)
- Степанова, Варвара Фёдоровна (1894—1958)
- Страхов, Андрей Александрович (1925—1990)
- Удальцова, Надежда Андреевна (1886—1961)
- Фалилеев, Вадим Дмитриевич (1879—1950)
- Фальк, Роберт Рафаилович (1886—1958)
- и другие.
Сочинения художника
- Москва в моем творчестве, М., 1958;
- Об искусстве, т. 1-2, М., 1959.
Биография
Происхождение и семья
Родился 12 (24) октября 1875 год в Москве[5], в германо-швейцарской семье. Отец — служащий страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель.
До революции
С 1892 по 1898 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.
По окончании училища два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, В. А. Ватагин, Н. Д. Колли, А. В. Грищенко, М. Г. Ройтер, Н. Терпсихоров, Ю. А. Бахрушин.
В 1903 году стал одним из организаторов Союза русских художников. Также входил в число участников объединения «Мир искусства».
С 1907 года работал в области театральной декорации, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» С. П. Дягилева.
До революции основной темой творчества были выполненные в особой манере, пронизанные светом пейзажи русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и других), с широкой перспективой, изображением церквей, женщин в народных костюмах, примет традиционного русского быта.
Большой известностью пользуется, например, картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 г.). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и символизирует значительную культурную и историческую роль церкви[6][7].
После революции
После революции остался в России. В качестве отклика на революционные события им было создано полотно «Новая планета»[8], трактовки которого искусствоведами варьируются вплоть до полной противоположности. В советское время считалось, что художник изобразил на нем «космосозидающее значение Великой Октябрьской социалистической революции». В современной России оно воспроизводилось, в частности, на обложке книги Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых», описывающей Красный террор в Крыму.
В другой «космической» картине «Люди» (1923) речь также идёт о созидании нового мира.
В 1925 году стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1923 году выполнил картину «Парад Красной армии» (1923).
В 1948 по 1950 годы был директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусствАХ СССР. Помимо работы в живописном жанре, он продолжал заниматься оформлением театральных постановок, а также графикой.
С 1952 по 1955 годы преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений (Институт имени И.Е. Репина в Ленинграде, Заочный народный университет искусств в Москве).
С 1957 года был первым секретарем правления Союза художников СССР.
В 1951 году вступил в ВКП(б).
Умер 11 апреля 1958 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4)[9].
Семья
- Брат — Павел Фёдорович Юон (1872—1940), композитор, музыкальный педагог, профессор Берлинской консерватории, после революции остался в Германии, откуда, после прихода к властиАдольфа Гитлера, эмигрировал на историческую родину, в Швейцарию, где и умер.
ли со статьей или есть что добавить?