Какие работы художника Константина Юона можно посмотреть в Воронеже?

Основные произведения

  • «Русская зима. Лигачёво», 1947 Третьяковская галерея
  • «К Троице. Март», 1903, ГТГ
  • «Весенний солнечный день», 1910
  • «Весенний вечер. Ростов Великий», 1906, Серпуховский историко-художественный музей (СИХМ)
  • «Сергиевский Посад», 1911, написана из окна Старой Лаврской гостиницы. В коллекции ЦАК МПДА.
  • «Волшебница-зима», 1912
  • «Мартовское солнце», 1915
  • «Купола и ласточки», 1921, ГТГ
  • «Новая планета», 1922
  • «Подмосковная молодежь», 1926;
  • «Перед вступлением в Кремль в 1917 году. Троицкие ворота», 1927, Государственный музей Революции СССР
  • «Первые колхозницы. В лучах солнца», 1928, ГТГ
  • «Москва салютует», 1945
  • «Раскрытое окно», 1947
  • «Штурм Кремля в 1917 году» 1947, ГТГ
  • «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949, ГТГ
  • «Утро индустриальной Москвы», 1949, ГТГ
  • «Конец зимы. Полдень», 1929В г.

Оформление театральных спектаклей

  • опера «Борис Годунов» М.В П.В Мусоргского, 1912-13, Театр Елисейских полей, Париж, антреприза С.В П.В Дягилева;
  • пьеса «Егор Булычев и другие» М. Горького, 1934, МХАТ;
  • опера «Хованщина» М.В П.В Мусоргского, 1940, Большой театр, Москва.

Художник кинофильмов

  • Иван НикулинВ — русский матрос, 1944

Художник мультфильмов

  • Каштанка, 1952

Подписи к слайдам:

Ученики и последователи

  • Иванов, Герасим Петрович (1918—2012)
  • Кручёных, Алексей Елисеевич (1886—1968)
  • Меламуд, Шая Ноевич (1911—1993)
  • Попова, Любовь Сергеевна (1889—1924)
  • Розанова, Ольга Владимировна (1886—1918)
  • Скулме, Отто (1889—1967)
  • Степанова, Варвара Фёдоровна (1894—1958)
  • Страхов, Андрей Александрович (1925—1990)
  • Удальцова, Надежда Андреевна (1886—1961)
  • Фалилеев, Вадим Дмитриевич (1879—1950)
  • Фальк, Роберт Рафаилович (1886—1958)
  • и другие.

Сочинения художника

  • Москва в моем творчестве, М., 1958;
  • Об искусстве, т. 1-2, М., 1959.

Биография

Происхождение и семья

Родился 12 (24) октября 1875 год в Москве[5], в германо-швейцарской семье. Отец — служащий страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель.

До революции

С 1892 по 1898 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.

По окончании училища два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Его учениками были, в частности, А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины, В. А. Ватагин, Н. Д. Колли, А. В. Грищенко, М. Г. Ройтер, Н. Терпсихоров, Ю. А. Бахрушин.

В 1903 году стал одним из организаторов Союза русских художников. Также входил в число участников объединения «Мир искусства».

С 1907 года работал в области театральной декорации, в частности, занимался оформлением постановки оперы «Борис Годунов» в Париже, в рамках «Русских сезонов» С. П. Дягилева.

До революции основной темой творчества были выполненные в особой манере, пронизанные светом пейзажи русских городов (Москвы, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и других), с широкой перспективой, изображением церквей, женщин в народных костюмах, примет традиционного русского быта.

Большой известностью пользуется, например, картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921 г.). Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень эффектен, но и символизирует значительную культурную и историческую роль церкви[6][7].

После революции

После революции остался в России. В качестве отклика на революционные события им было создано полотно «Новая планета»[8], трактовки которого искусствоведами варьируются вплоть до полной противоположности. В советское время считалось, что художник изобразил на нем «космосозидающее значение Великой Октябрьской социалистической революции». В современной России оно воспроизводилось, в частности, на обложке книги Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых», описывающей Красный террор в Крыму.

В другой «космической» картине «Люди» (1923) речь также идёт о созидании нового мира.

В 1925 году стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1923 году выполнил картину «Парад Красной армии» (1923).

В 1948 по 1950 годы был директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусствАХ СССР. Помимо работы в живописном жанре, он продолжал заниматься оформлением театральных постановок, а также графикой.

С 1952 по 1955 годы преподавал в качестве профессора в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений (Институт имени И.Е. Репина в Ленинграде, Заочный народный университет искусств в Москве).

С 1957 года был первым секретарем правления Союза художников СССР.

В 1951 году вступил в ВКП(б).

Умер 11 апреля 1958 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4)[9].

Семья

  • Брат — Павел Фёдорович Юон (1872—1940), композитор, музыкальный педагог, профессор Берлинской консерватории, после революции остался в Германии, откуда, после прихода к властиАдольфа Гитлера, эмигрировал на историческую родину, в Швейцарию, где и умер.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий