История в художественных образах (Зинаида Юсупова) — volkovagp — LiveJournal

Доходы и расходы

Какие же доходы приносила эта огромная собственность? Чистая прибыль хозяйства Юсуповых уже в 1890-х гг. исчислялась сотнями тысяч рублей. Так, например, поступления от сельскохозяйственных имений и городской недвижимости в 1892 г. составили 365 073 руб.16 В течение 1890 — 1914 гг. за счет значительных инвестиций и благоприятной экономической конъюнктуры общая доходность и чистая прибыль постоянно росли.

Утверждения о том, что аристократия извлекала лишь традиционную земельную ренту и все полученные средства тратила непроизводительно, не соответствуют действительности. За счет продажи части земель и кредитования в банках, в том числе по залогу земельных владений, Юсуповы в два предвоенных десятилетия инвестировали значительные суммы в серьезную перестройку нескольких сельскохозяйственных экономий (прежде всего Ракитянское имение в Курской губернии), эксплуатацию промышленных заведений (Ракитянский сахарный завод, Должанский антрацитовый рудник), организацию лесного хозяйства, городскую недвижимость. Часть капитала была переведена в ценные бумаги промышленных компаний, государственных и частных банков.

image Министр финансов Барк: Советские пятилетки придумал Николай II

Соотношение общей доходности и убытков хозяйства князей Юсуповых за 1910 — 1914 гг. можно представить в виде следующей таблицы17. (См. таблицу N 2.)

Эти данные, оценивающие доходность хозяйства Юсуповых по статьям поступлений от сельскохозяйственных и лесных имений, промышленных фондов, городской недвижимости и ценных бумаг, требуют некоторых пояснений. Очевидно, что в целом эффективность многопрофильного хозяйства этой аристократической семьи была высокой. Колебания доходности находились в пределах достаточно высокого общего уровня. А 1914 г. принес рекордные показатели поступлений. Резкое же увеличение убытков в 1913 — 1914 гг. объяснялось огромными выплатами процентов по ипотечным и финансовым кредитам коммерческим и государственным банкам. Собственно убытки юсуповских имений и промышленных предприятий были ничтожны. И ведение сельского хозяйства в «экономиях», и лесное хозяйство, и промышленные предприятия, и городская недвижимость приносили постоянную прибыль.

Таблица N2

Соотношение общей доходности и убытков в хозяйстве Юсуповых
Год  Убыток (руб.) Общая доходность (руб.)
1910 208 253 1 254 662
1911 207 209 994 459
1912 255 770 816 510
1913 575 324 805 219
1914 1 058 979 1 437 255
     

Скелеты в… ходу

Юсуповский дворец — одно из старейших зданий Москвы. По семейной легенде, в XVI в. в этих местах чернел лес, в котором любил охотиться Иван Грозный. Однажды, переезжая речку Черногрязку, он зацепился за ветку — и с головы упала шапка. Суеверный царь счёл это знаком и решил на этом месте построить себе охотничий домик, названный Сокольничим дворцом.

Как писал в мемуарах последний из рода Феликс Юсупов (ставший знаменитым как участник убийства Распутина), возвели дворец Постник и Барма — те же зодчие, что создали храм Василия Блаженного на Красной площади. Сокольничий дворец царь якобы повелел соединить подземным ходом с Кремлём, что позволяло Грозному «из-под земли» появляться перед подданными. При его подозрительности это не было лишним. Родители Феликса, князь Феликс-старший и Зинаида Николаевна, во время ремонта дворца в 1891 г. будто бы обследовали подземный ход и нашли в нём несколько скелетов, прикованных цепями к кольцам, заделанным в стену, — почерк Грозного.

image
Репродукция литографии «Дом князей Юсуповых в Харитоньевском переулке» XVIII века. Фото: РИА Новости

В короткое правление императора-подростка Петра II дом, отнятый у любимца Петра I барона Шафирова (Меншиков отправил его в ссылку), перешёл к Юсуповым. С тех пор до самой революции 1917 г. дворец принадлежал им.

image Статья по теме «Безродный» полувор. Князь Меншиков был первым кризис-менеджером России

Сегодня это один из самых молодых (ему меньше двух лет) музеев Москвы. В отреставрированном Тронном зале висят портреты обоих Петров, благодаря которым дворец и стал Юсуповским. Особенно его любил екатерининский вельможа Николай Борисович — тот, что подарил сгоревшему в пожаре 1812 г. дому вторую жизнь. Если верить легенде, этот неуёмный донжуан устроил здесь сераль для двух десятков крепостных девок — самых пригожих лицом. В Харитоньевском он держал избранных. Главный же его гарем в подмосковной усадьбе Архангельское насчитывал около трёхсот любовниц: таково число портретов девиц Юсупова — а он непременно запечатлевал на холсте каждую удостоившуюся его благоволения.

Знаток искусств (это он закупал в Европе картины для своей любовницы Екатерины II, благодаря чему и стал директором Эрмитажа), Николай Борисович дружил с французскими живописцами Грёзом и Робером. В его личном собрании насчитывалось 483 полотна лучших европейских мастеров. Построив «русский Версаль», как называли Архангельское современники, вельможа позволял себе такие, к примеру, причуды: золотым рыбкам в фонтане прокалывали жабры и подвешивали золотые серёжки, а дрессированный орёл, развлекая бессчётных гостей, через равные промежутки времени взлетал на шпиль усадебного дома.

Подолгу живя за границей, Юсупов сдавал свои владения. Так, в 1801-1803 гг. «у Харитонья в переулке» жила семья Сергея Львовича Пушкина. Его гениальный сын запомнил прогулки с няней в юсуповском саду. А во дворец «поселил» Татьяну Ларину. Бывший «квартиросъёмщик» пригласил хозяина в качестве посажёного отца на свою свадьбу с Натали Гончаровой.

Уголок сада бывшего дома Юсуповых. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

Когда 80-летний Николай Борисович, не проявлявший до того признаков старения, внезапно умер от холеры, его безутешная 18-летняя любовница рвала на себе волосы.

Статья по теме Как священник в одиночку дал отпор татарскому войску

Богатейший человек России

image Генрих Фюгер. Портрет князя Николая Борисовича Юсупова (фрагмент). 1783. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Больших успехов в карьере добился младший и единственный выживший сын Бориса Юсупова — Николай. По наследству ему перешло огромное состояние и подмосковное имение Спасское (сегодня город Долгопрудный). В 1791 году Юсупов стал директором Императорских театров, а через шесть лет возглавил Эрмитаж. В эпоху правления Павла I он получил звание министра Департамента уделов — ведомства, которое занималось вопросами земель и имений. Позже, при Александре I, его назначили членом Государственного совета.

В 1810 году Николай Юсупов приобрел усадьбу Архангельское. Для реконструкции поместья он пригласил лучших архитекторов XIX века: Фому Петонди, Осипа Бове, Пьетро ди Готтардо Гонзаго и других. Здесь Юсупов принимал гостей и устраивал пышные балы. Архангельское называли «подмосковным Версалем», а ее хозяина — богатым вельможей «Златого века». В 1830 году Александр Пушкин посвятил князю оду:

Читайте также:

Николай Юсупов был известным меценатом и ценителем искусства. Его современница Елизавета Янькова вспоминала: «…он очень любил картины, мраморы, бронзы и всякие дорогие и хорошие вещи и собрал у себя в Архангельском столько всяких ценных редкостей, что подобного собрания, говорят, ни у кого из частных лиц нет в России, разве только у Шереметева». С его собрания началась фамильная коллекция, куда вошли редкие книги, скульптуры, фарфор, живописные полотна Рембрандта, Франсуа Буше, Корреджо и многих других европейских художников.

Елизавета Федоровна Романова

По словам Феликса Юсупова, когда государь попросил княгиню сплясать русскую, «она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Ее вызывали пять раз». Княгиня была столь артистична, что даже сам Станиславский говорил, что подлинное ее место – сцена. Неудивительно, что блистательная наследница огромного состояния вызывала восхищение, зависть и желание ей подражать. Ей удавалось предчувствовать новые модные веяния, и коллекции знаменитых кутюрье того времени только подтверждали эту способность.

Среди драгоценностей, принадлежавших Зинаиде Юсуповой, была настоящая легенда, владеть которой мечтали многие – крупная овальная жемчужина «Пелегрина», которую в середине XIX столетия американское издание Harper’s Magazine, пусть и ошибочно, оценило в полмиллиона долларов. Эту жемчужину можно увидеть на втором портрете Зинаиды Николаевны кисти Франсуа Фламенга.

image

Примечания

  1. 12Lundy D. R. Princess Zenaida Nikolaievna Yusupova // The Peerage (англ.)
  2. Лялин В. Е. Князья Юсуповы. Кто они?. — Ростов-на-Дону: Фёникс, 2011. — С. 95. — 278 с. — (Наша история). — 2500 экз. — ISBN 978-5-222-17853-9.
  3. А. Ф. Редигер. История моей жизни. Воспоминания военного министра. В двух томах. — М.: Канон-пресс; Кучково поле, 1999.
  4. Игнатьев А. А. Пятьдесят лет в строю. — 1950. — Т. 2. — С. 224—225.
  5. ЦГИА СПб. ф.19. оп.125. д. 387. Метрические книги церкви Св. Двенадцати апостолов при Главном управлении почт и телеграфов.
  6. Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний / Предисл. и коммент. А. Виноградова. — М: Современник, 1991. — С. 174. — 271 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-270-01503-X.
  7. Сибирский военно-санитарный поезд княгини Юсуповой (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 августа 2013.Архивировано 18 декабря 2014 года.
  8. К 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (неопр.). Дата обращения: 8 ноября 2014.
  9. Гальперина, Инна ГеоргиевнаЛичная жизнь великих (неопр.). Дата обращения: 8 ноября 2014.
  10. Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний / Предисл. и коммент. А. Виноградова. — М: Современник, 1991. — С. 168. — 271 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-270-01503-X.
  11. Шостаковский П. П. Путь к правде. — Минск, 1960. — С. 176.
  12. Савинская, ЛюбовьПортретная галерея князей Юсуповых (неопр.). Дата обращения: 8 ноября 2014.
  13. Леняшин В. А.Юсуповский цикл // Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов. Основные проблемы. — Л: Художник РСФСР, 1986. — С. 96. — 25 000 экз.
  14. Леняшин В. А.Юсуповский цикл // Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов. Основные проблемы. — Л: Художник РСФСР, 1986. — С. 100. — 25 000 экз.
  15. Правнучка известной красавицы Эмилии Шернваль: дочь её внучки Александры Владимировны Мусиной-Пушкиной и контр-адмиралаАлександра Федоровича Гейдена.
  16. Князь Сергей Оболенский в своих воспоминаниях писал: «В то время в Санкт-Петербурге было три сестры, пользовавшиеся успехом в обществе; одна из них, графиня Марина Гейден <…> более выделялась своей красотой. Она была соблазнительна, очень популярна и большая кокетка.»
  17. Лялин В. Е. Князья Юсуповы. Кто они?. — Ростов-на-Дону: Фёникс, 2011. — С. 101. — 278 с. — (Наша история). — 2500 экз. — ISBN 978-5-222-17853-9.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий