История любви Александра и Лидии Вертинских: неравный брак, 15 лет счастья и более полувека верности

Александр и Лидия Вертинские – личная жизнь

Жена Лидия Вертинская была юной, веселой, беззаботной, ко всему относилась с детской легкостью и непосредственностью. Александр Вертинский рядом с ней сам чувствовал себя молодым и бодрым. image В июле 1943 года у Александра и Лидии Вертинских появились на свет дочь Марианна а через год, в 44-м родилась Настя Вертинские. Для своих любимых дочек Вертинский написал песню: «Доченьки» Вертинский баловал дочерей Машу и Настю, баловал жену, осыпал их подарками и прощал любые шалости и капризы. Он был уже немолодым человеком, но соглашался на все предложения выступить, на любые, даже самые дальние, гастроли – чтобы у него была возможность покупать своим девочкам все самое лучшее. image Пугало Александра Вертинского лишь одно: рано или поздно он уйдет из этого мира, что станет с семьей Вертинскими? Как они будут жить без средств? Поэтому, когда появлялась возможность, он скупал антиквариат и драгоценности – на черный день. И именно из-за этого согласился, чтобы жена Лидия пошла учиться в Художественный институт. Конечно, все в его душе противилось мысли о том, что его Лдия пойдет работать в советское учреждение. Все-таки добытчик в семье он, а дело жены – сидеть дома, заниматься детьми, придумывать себе наряды и радовать его нежностью и любовью. Но что поделаешь, деньги никогда не бывают лишними.Когда Вертинские появлялись на публике, все головы неизменно оборачивались им вслед. И смотрели в основном не на известного шансонье, а на его красавицу-жену Лидию Вертинскую, о которой по Москве ходили самые невероятные слухи. Говорили, что она – чуть ли не Шамаханская царица, украденная из гарема султана. А Лидия, чтобы не разочаровать публику, любила надеть что-нибудь экзотическое, вроде чалмы или замысловатого платья из роскошной восточной ткани.В дом к Вертинским приходили многие известные люди, и однажды там появился режиссер Александр Птушко. Покоренный необыкновенной красотой хозяйки, он предложил ей сняться в роли птицы Феникс в сказке «Садко». Лидия Вертинская прекрасно сыграла это волшебное существо, и ее еще несколько раз приглашали на съемки фильмов.Вертинские вели переписку с первого дня знакомства. Александр Вертинский писал своей Лилечке короткие записки и длинные письма, отправлял телеграммы и посылки. Когда Александр и Лидия Вертинские стали супругами, ничего не изменилось: он по-прежнему постоянно уезжал, его подолгу не было дома. И каждый вечер, после концерта, он брал лист бумаги и рассказывал любимой обо всем, что было на душе. Вот строчки одного из последних писем: «Мне очень хочется написать тебе все то ласковое и нежное, что у меня есть в душе к тебе, моей первой и настоящей любви, матери моих чудесных детей… Но разве это напишешь?»Каждое возвращение домой становилось в семье Вертинских настоящим праздником. Еще в прихожей на Александра Вертинского запрыгивали дочки Настя и Марианна, обнимала любимая жена Лидия. В эти моменты он чувствовал себя самым счастливым человеком на земле. Потом начиналась веселая суета: его усаживали за стол, расспрашивали и рассказывали, благодарили за подарки, снова обнимали и целовали…В те периоды, когда Александр Николаевич был дома, там царила идиллия. Даже девочек не наказывали за плохие оценки и шалости. Поэтому проказницы всегда старались оттянуть сообщение об очередной двойке до приезда папы. Лидия и Александр Вертинские на ссорились ни разу в жизни. Он был галантным кавалером и считал, что повышать голос на женщину просто недопустимо. Да и глупо тратить драгоценные дни, проводимые вместе, на такую чепуху, как ссоры.Лидия Вертинская была настоящей женщиной, а потому капризы и перепады настроения у нее случались. Но при муже она преображалась: смотрела на него с нескрываемым восторгом, ловила каждое его слово, была уверена, что он всегда и во всем прав.

Если судьба и уготовила этой ангельской внешности девочке тяжелейшие испытания, то можно уверено заявить: она справилась и победила. И дело даже не в популярности, которая обрушилась на неё после выхода в эфир шоу “Голос. Дети” четыре года назад, а в том, как ребёнок может стать вдохновляющим примером для большинства взрослых.

The Voice Kids Russia/Голос Дети” class=”styles_root__3MXhb styles_cover_media__1nSZw” src=”https://static.life.ru/M_publications/2020/9/9/19831209814.026787-900x.jpg” loading=”lazy”/>

Коллаж © LIFE. Фото © YouTube / The Voice Kids Russia/Голос Дети

image

Фото © vk.com / yasya_degtyareva

Фильмы

В 1964 году Анастасия великолепно сыграла Офелию в фильме «Гамлет», эта роль — заветная мечта многих. В этой киноленте она работает на пару с Иннокентием Смоктуновским. Именно после опыта в этом фильме девушка поняла, насколько важно для нее быть актрисой.  Через годы кинокритики назовут эту роль самой удачной в кинокарьере Анастасии Вертинской. Фильм получил большое количество наград, его отметили и на Венецианском фестивале. За рубежом заметили талант Анастасии и прозвали Вивьен Ли Советского Союза. В 1967 году, актриса играет Китти Щербацкую в «Анне Карениной». Через год Вертинская получает роль Лизы Болконской в экранизированном романе –эпопее «Война и мир». Роль была эпизодической, но Анастасия настолько вжилась в образ, что удостоилась высшей похвалы со стороны критиков. В фильме «Влюбленные», вышедшем в 1969 году, Анастасию приглашают играть Таню, и она работает в паре с Родионом Нахапетовым. В 1970 году Анастасия получает роль жены главного героя, в фильме «Случай с Полыниным», где она сыграла вместе со своим наставником в училище, Олегом Ефремовым. Еще через год выходит философская притча «Тень». В этом фильме — сказке Вертинская играет принцессу Луизу, ее партнерами по фильму стали Олег Даль, Людмила Гурченко, Владимир Этуш. Дальше роль в сериале «Овод», в нем Вертинская играет Джемму. Следом за ним роль в таком известном фильме как «Безымянная звезда». Этот фильм примечателен тем, что режиссер Михаил Козаков, в некоторых сценах разрешил актерам самим придумать образы своих героев. Роль Моны Анастасия исполнила блестяще. Впоследствии актриса говорила, что это одна из ее любимых ролей.

У Анастасии были вынужденные периоды простоя в профессии. Все дело в том, что слишком явная, утонченная, аристократичность во внешности девушки, не позволяла ей играть активных, трудолюбивых доярок, колхозниц, сталеварщиц, таких востребованных на экранах в годы СССР. При всем желании Анастасию сложно представить в подобных ролях.

Анастасия, в 1994 году, вместе с Виктором Раковым получила предложение сняться в картине «Мастер и Маргарита». И здесь Вертинская играет без дублеров и выполняет все каскадерские трюки сама, например, когда ее снимали летящей ночью, на метле, и для съемок привязали к вертолету. Но фильм увидел свет только в 2011 году. Анастасия Вертинская считает, что именно мистические силы не давали этой киноленте выйти раньше. Последний фильм, в котором снялась Анастасия это роль атаманши, в «Бременских музыкантах», где режиссер картины Александр Абдулов. Актриса считает, что больше не получала сколько-нибудь значимых предложений, поэтому в кино больше не снимается.

В конце 80-х Анастасию приглашают в Оксфорд, где она начинает преподавать актерское искусство.  Преподавательской деятельностью Вертинская занималась около 12 лет (с перерывами). После Оксфорда Анастасия обучала студентов в Швейцарии и Франции. Во всех постановках ее ученики всегда имели большой успех. Работа за рубежом актрисе нравилась, но, как она потом всегда подчеркивала, всегда скучала по родине, и при первой возможности приезжала домой.

«Я заканчиваю уже третью тысячу концертов»: возвращение в СССР

Осенью 1943 года семья Вертинских поселилась в Москве. Им дали квартиру на улице Горького. Через год Лидия Вертинская родила вторую дочь ― Анастасию. Своим детям Вертинский посвятил песню «Доченьки».

Чтобы содержать семью, артист гастролировал по Советскому Союзу. Во время Великой Отечественной войны он выступал на фронте. Репертуар утверждало министерство культуры, из более чем ста песен Вертинский имел право исполнять около 30. Иногда ему удавалось выступить с концертом в российской столице, но в основном он разъезжал по небольшим отдаленным городам. Кроме того, о Вертинском не писали в газетах, не издавали сборники его стихотворений, с ним не устраивали радиоэфиров ― для официального искусства артиста практически не существовало.

Где-то там… наверху все еще делают вид, что я не вернулся, что меня нет в стране. Обо мне не пишут и не говорят ни слова, как будто меня нет в стране. Газетчики и журналисты говорят «нет сигнала». Вероятно, его и не будет. А между тем я есть! И очень «есть»! Меня любит народ! (Простите мне эту смелость.) 13 лет на меня нельзя достать билета! Я уже по 4-му и 5-му разу объехал нашу страну. Я пел везде — и на Сахалине, и в Средней Азии, и в Заполярье, и в Сибири, и на Урале, и в Донбассе, не говоря уже о центрах. Я заканчиваю уже третью тысячу концертов…

В свободное от выступлений время Александр Вертинский снимался в кино. В 1950-х годах с его участием вышли ленты «Анна на шее», «3аговор обреченных», «Великий воин Албании Скандербег» и другие.

21 мая 1957 года Александра Вертинского не стало. Он скончался после концерта, в ленинградской гостинице «Астория». Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий