Биография Эпикура

Не тратьте время на беспокойство о смерти

Смерть. Нет ничего более финального. Уже давно утверждается, что бремя человечества — жить со знанием того, что однажды мы умрем. Конец жизни — одна из самых больших тревог для всех нас, и для многих этот страх может ограничить способность жить полноценной и счастливой жизнью.

Эпикур не верил в загробную жизнь. Но верите вы в неё или нет, его совет о смерти полезен:

«Смерть для нас ничего не значит. Когда мы существуем, смерти еще нет, а когда смерть присутствует, мы не существуем».

Хорошая мысль, Эпикур! Во что бы вы ни верили, смерть приносит нам иное состояние сознания. Невозможно узнать, как мы будем воспринимать смерть, поскольку никто не вернулся, чтобы рассказать нам, что происходит.

Для Эпикура весь мир был полностью построен из атомов и пустого пространства. Он считал, что человеческая душа не может быть построена из пустого пространства. Сознание или душа очень тесно, очень динамично взаимодействует с телом. Это означало бы, что душа состоит из атомов, предположительно разбросанных по всему телу. Однако эти атомы были бы хрупкими. Эпикур учил, что в момент нашей смерти душа полностью испарится.

Смерть знаменует конец сознания и ощущения. Это означало бы, что мы не могли бы чувствовать никакой эмоциональной или физической боли. Если мы больше не способны чувствовать страх или боль, когда умираем, то глупо думать о смерти.

Эпикур и его философия счастья

Последний день Помпеи, Карл Брюллов, 1828 г.

Эпикур считал, что обретение мирной жизни, лишенной боли и страха, должно быть целью каждого. Он считал, что единственное, что удерживало людей от настоящего подвига, — это страх смерти.

Для тех, кто беспокоится о том, что может быть после смерти, эпикурейцы говорят, что это то же самое, что беспокоиться обо всех событиях, которые вы пропустили до своего рождения.

В конце концов, все, что мы можем сделать, это жить полноценной жизнью в настоящем. Все остальное находится вне нашего контроля.

Учение Эпикура

Он, кто впервые нашёл ту основу разумную жизни, Что называем теперь мы мудростью. Он, кто искусно Жизнь из волнений таких и такой темноты непроглядной В полную ввёл тишину, озарённую ярким сияньем.

Лукреций, О природе вещей, V[5]

Свою философию Эпикур делил на три части:

  • каноника (греч.κανονικὸν),
  • физика (греч.φυσικὸν)
  • этика (греч.ἠθικόν).

Теория познания

Свою теорию познания Эпикур именовал «каноникой», так как в её основе лежало учение о критериях или канонах истины. Не соглашаясь с Платоном и Аристотелем, первичным и главным критерием истины он считал ощущения (греч.αἰσθήσεις), в которых даётся нам жизнь. Разум же Эпикур считал полностью зависимым от ощущений. Поскольку чувственное познание, согласно Эпикуру, непогрешимо, постольку ошибки в познании или заблуждения происходят из ошибочных суждений о том, что дано в ощущениях[1].

В канонике Эпикура выделяют также вторичные критерии истины, такие как «предвосхищение» (греч.προλήψεις, пролепсис — мнение, понятие), «претерпевание» (патхэ) и «образный бросок мысли».

«Предвосхищение» — это «памятование того, что часто являлось нам извне», «оттиск, предварением которого были ощущения»[1] и чувственные восприятия[6]. Предвосхищения — это понятия или общие представления, возникающие на основе чувственных восприятий из единичных представлений[6].

«Претерпевание» — патхэ — это скорее критерий отношения к вещам, чем критерий истины. Претерпевание — основа для моральных оценок в соответствии с этическими принципами[1].

Содержание же понятия «образный бросок мысли» определяется как интуиция или интеллектуальная интуиция[6]. Согласно Эпикуру, «истинно только то, что доступно наблюдению или уловляется броском мысли», а «главным признаком совершенного и полного знания является умение быстро пользоваться бросками мысли» (епиболами)[1].

Учение о природе («физика»)

В своём учении Эпикур стремился дать практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика (натурфилософия), а последней — логика.

Учение Эпикура о природе, по сути дела, демокритическое учение: Вселенная (греч.πᾶν) представляет собой результат столкновения и разъединения атомов (греч.ἄτομα), помимо которых не существует ничего, кроме пустогопространства (греч.κενόν). Эпикур считал Вселенную беспредельной (греч.ἄπειρόν).

В пространстве между этими мирами («междумириях», метакосмиях, греч.μετακοσμία), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов.

Объяснение природных явлений (греч.φαινόμενα) у Эпикура чрезвычайно близко к точке зрения физиковНового времени[7]. Он останавливается на происхождении таких явлений как гром, молнии, ветер, снег, радуга, землетрясение и кометы. Эпикура считают открывателем эмпирического естествознания[8].

Этика

Идеалом человека для Эпикура является мудрец (греч.σοφός). Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страхасуеверий (мнений толпы), а также от боязни смерти (греч.θάνατον). Смерть в понимании Эпикура — это отсутствие ощущений. «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет», — утверждал философ.

Эпикур производил различие желаний (греч.ἐπιθυμιῶν), среди которых он обнаруживал естественные и «пустые» (греч.κεναί). Среди естественных он отдельно выделяет необходимые желания. Целью всех деяний является безмятежное и блаженное состояние души. Удовольствия (греч.ἡδονὴν) Эпикур считал началом и концом блаженной жизни. Однако не все желания достойны удовлетворения, поскольку за некоторыми из них могут последовать страдания. Поэтому мудрец должен быть осмотрителен (греч.φρόνησις).

Учение об обществе и человеке

В отличие от стоиков, Эпикур не интересовался участием в ежедневной политике, считая, что это приводит к неприятностям. К общественности (особенно государству и культу) мудрец должен относиться дружественно, но сдержанно. Эпикур проповедовал принцип «живи неприметно» (греч.λάθε βιώσας), считал, что нужно идти по жизни, не привлекая к себе внимания; не стремиться к славе, власти или богатству, а наслаждаться маленькими радостями жизни — вкусной едой, компанией друзей и т. д. Плутарх подробно остановился на этой теме в своём эссе «Хорошо ли изречение: Живи неприметно?» (греч.Εἰ καλῶς εἴρηται τὸ λάθε βιώσας)[9].

Однако Эпикур высказал новую идею — справедливость как общественный договор, договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда; и такой договор необходим, чтобы пользоваться всеми выгодами совместного проживания в упорядоченном обществе. Законы и наказания необходимы для удержания в узде глупцов, из-за которых договор может пострадать. Однако мудрецу польза договора очевидна и ввиду того, что его желания невелики, ему нет никакой нужды в нарушении законов. Законы полезные для человеческого общения и счастья справедливы, бесполезные — несправедливы[10]. Общество, по Эпикуру, как раз возникло из договора между живущими уединённо и руководствующимися естественным правом людьми. Заключён он с целью непричинения друг другу вреда. При этом люди склонны забывать, что все законы и обычаи могут быть изменяемы, поскольку они должны служить взаимной пользе.[1].

Что касается человеческой речи, Эпикур указывал на связь развития речи с условиями среды проживания человека. В частности, полагал, что в различных географических местностях люди под воздействием одних и тех же вещей издавали различные звуки (за счёт различного влияния среды на человеческие легкие). Таким образом первые слова, произносимые людьми, были различными, а потому стали различными и языки[1].

  • Своим появлением на свет человек обязан самому себе и своим родителям.
  • Человек есть результат естественного развития природы.
  • Боги, возможно, есть, но они никаким образом не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела.
  • Судьба человека зависит от него самого, а не от богов.
  • Душа человека умирает вместе с телом.
  • Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.

О богах

Согласно Эпикуру, бог (греч.θεός) является существом (греч.ζῷον) бессмертным и блаженным. Как пишет Марианна Шахнович, парадоксальность наследия Эпикура заключается в том, что «он, признанный как безбожник, не только утверждал существование богов, но и отвёл учению о богах (теологии) важное место в своей философской системе»[11].

Эпикур отрицал провиденциализм[6]. Он заявлял, что в том виде, в котором боги существуют, им нет дела до людей, они не имеют представления о нашем существовании, и следовательно, они не будут наказывать нас ни в этой, ни в какой-нибудь любой другой жизни[12].

Основные положения учения Эпикура о богах таковы[6]:

  • боги существуют;
  • истинное знание о богах образуется за счёт предвосхищения (пролепсиса);
  • обывательское представление о богах ложно;
  • боги бессмертны и блаженны[6] и пребывают в междумириях (интермундиях)[11].

Шахнович пишет о «знаменитом заключении Эпикура», известном в изложении Лактанция (De ira dei 13, 19), о несовместимости представления о промысле всеблагого бога с наличием зла в мире, в связи с чем утверждает, что Эпикур отвергал теодицею[6].

История эпикуреизма. Эпикур

В качестве школьной традиции эпикуреизм существовал в период с конца IV в. до н.э. до середины III в. н.э. В 310 г. до н.э. Эпикур основал философскую школу в Колофоне; в 306 г. до н.э. школа была перенесена в Афины, где получила название по месту своего расположения — «Сад». История этой школы разделяется на три этапа: ранний, средний и поздний Сад. Ранний эпикуреизм (конец IV в. до н.э. — начало III в. до н.э.) связан с деятельностью самого Эпикура и его учеников, среди которых наиболее известны Метродор, Колот и Геримах. В среднем эпикуреизме (II — середина I вв. до н.э.) выделяются учения Зенона из Седона и Аполлодора Афинского. Поздний Сад — это римский эпикуреизм. Наиболее известные деятели этого периода — Лукреций и Филодем из Гадары. В Риме эпикуреизм был популярен и имел большое число последователей, однако распространенность учения повлекла за собой его вульгаризацию и смягчение этической доктрины.

Эпикур родился в 342/341 гг. до н.э., вырос на острове Самос, учился философии в Афинах у Навсифана, в возрасте 32 лет основал философскую школу в Колофоне, которую затем перенес в Афины. Здесь он вместе с учениками поселился в купленном им саду (отсюда и название основанной им школы — Сад). В его школу могли вступить не только мужчины, но и женщины, и даже рабы. Скончался он в 271/270 гг. до н.э.

Эпикур написал около 300 сочинений и писем, большая часть из которых не сохранилась. До нас дошли три его письма к ученикам Геродоту, Пифоклу и Мснсксю, отрывки из писем к другим лицам, собрание изречений под названием «Главные мысли» и фрагменты его сочинения «О природе». Кроме того, часть сведений о философии Эпикура доступна нам по цитатам из его трудов в сочинениях поздних эпикурейцев и их многочисленных оппонентов.

Биография мудреца

Философ родился в 341 году до н. э. на греческом острове Самос. Эпикур происходил из небогатой семьи афинских переселенцев. С 14 лет он увлёкся изучением философии. Его первый наставник преподавал академические теории Платона. К 18 годам Эпикур переезжает в Афины, где проходит двухгодичную военную службу.

Уже в зрелом возрасте мужчина переезжает в Азию, на территорию современной Турции. Именно там он изучает труды другого древнегреческого философа, Демокрита. Идеи атомизма оказали серьёзное влияние на мировоззрение Эпикура. Как и Демокрит, молодой мужчина считал, что вся вселенная состоит из мельчайших частиц, движущихся в хаотическом порядке. А вот академические теории происхождения мира становятся для Эпикура чуждыми. В своих трудах он часто вступает в полемику с продолжателями идей Платона.

image

В 32 года он основал собственную философскую школу в Афинах. Для её создания Эпикур Самосский выкупил землю с небольшим садом. Школу так и стали называть «Греческий сад». Над воротами заведения была прибита картинка с изображением наставника и надписью Epicure. Девизом школы стала фраза «удовольствие — высшее благо». На входе каждому ученику выдавали стакан воды и лепёшку свежего хлеба. Эпикур первым стал принимать на обучение не только взрослых мужчин, но и детей с женщинами. Принадлежность к сословию для наставника не имела значения.

Философия Эпикура делится на 3 блока:

  1. Каноника — теория познания.
  2. Физика — учение о природе.
  3. Этика — руководство для жизни.

Про мудреца ходили разные слухи. Одни считали его грешником и негодяем, ворующим чужие идеи. Другие, напротив, отзывались о нём как о добром и мудром человеке.

Историк Диоген Лаэртский писал, что Эпикур довольствовался водой, хлебом и даже сыр считал излишней роскошью.

Основные философские труды Эпикура

создал Эпикур более трехсот философских сочинений, из наших до которых дней дошли лишь фрагменты. источниками Основными знаний о философском учении Эпикура сочинение являются его последователя Лукреция Кара «О вещей природе» и труд Диогена Лаэртского «О жизни, изречениях и учениях знаменитых философов.»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий