Аврелий Августин – краткая биография — Русская историческая библиотека

Божественное предопределение

image «Рождество со св. Августином и Гальгано» (П. ди Джованни д’Амброджо, 1430-е) Августин (слева) изображался обычно с книгой — намек на его литературную деятельность «во славу Божью»

По мнению Августина, Бог полностьювладеет человеческой судьбой, он заранее предрешил для одних спасение в раю, для других — грехопадение и ад. Человек не хозяин своей судьбы, а Божественный замысел непостижим, поэтому совершено бессмысленно задаваться какими бы то ни было вопросами.

У первых людей, до того, как было совершено грехопадение, существовала свобода воли, считал Августин. Их праведность была добровольным выбором, они не совершали зла, чтобы не нарушать нравственный закон, данный им Богом. Почему же люди потеряли право выбора? Потому что они использовали свободу не во благо, они нарушили волю Бога. С момента грехопадения люди стали рабами своих желаний и не могут не грешить.

Августин считал, что тексты Библии не должны пониматься буквально, так как она была создана для спасения души, а не для размещения научных знаний

Иисус, принеся себя в жертву, искупил прегрешения человечества перед Богом. У людей снова появился свободный выбор. Иисус показал людям путь возвращения к Богу: полностью ему покориться, сделать его волю своей волей. Только таким образом можно спасти свою бессмертную душу и после смерти обрести Царство Божие.

Жизнь человека предопределена Богом — и в то же время он обладает свободой воли и может самостоятельно выбирать между добром и злом, поэтому от него самого зависит, спасет ли он свою душу. Августин, как добрый христианин, стремился к чистоте и спасению души. Но и он в молодости поддавался искушениям и не чуждался удовольствий. Известно высказывание, произнесенное им в двадцатилетнем возрасте: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, еще не сейчас!»

«Не существует никакого соглашения, никакой доброй цели, никакой особой милости, посредством которых было бы дано Божественное или человеческое позволение говорить ложь» (Аврелий Августин)

Эволюция духовной жизни

К созданию своего учения Августин шёл всю жизнь. Его взгляды на устройство вселенной, сущность Бога и предназначение человека неоднократно изменялись. К основным этапам его духовного развития можно отнести следующие:

  1. imageВлияние материнского воспитания на мировоззрение. Религиозные взгляды Моники послужили предпосылкой для духовных поисков Августина и привели к его обращению в христианство.
  2. Знакомство с трудами римского мыслителя, философа, оратора и политического деятеля Цицерона. После прочтения «Гортензий» девятнадцатилетний юноша начал задаваться вопросами о добре и зле, смысле человеческой жизни. Именно сочинения Цицерона побудили Августина серьёзно заняться философией.
  3. Увлечение манихейством, претендовавшим на роль универсальной религии и стремящимся к разумному объяснению мирового устройства. В основе этого учения лежит идея о существовании двух противоположных начал, имя которым Свет и Мрак. Главная задача человека — стремиться к Свету и жизни. Материя (одна из составляющих Мрака) старается помешать людям и удержать их в грехе и заблуждении. После смерти души праведников будут вечно жить с Богами. Для грешников уготовлено особое место — Болос, выбраться из которого уже невозможно.
  4. Разочарование в манихействе. Главной причиной послужила встреча Августина с Фавстом, духовным вождём манихеев, который не смог вразумительно ответить на вопросы, волновавшие пытливого юношу. Позже Августин выскажет сожаление о десяти годах, потраченных им на это учение.
  5. imageВстреча с епископом Медиоланским. Проповеди Амвросия произвели на Августина сильнейшее впечатление. Он снова возвращается к прочтению Библии. Но теперь некоторые сцены, описанные в Ветхом Завете, не кажутся ему нелепыми и неуместными. Амвросий словно открыл глаза Августину на истинный смысл библейских событий. Он изучает послания апостола Павла, слушает рассказы о монахах и отшельниках, ведёт беседы со святыми отцами. Постепенно Августин приходит к мысли, что христианство — единственное верное учение, которое он так долго искал.
  6. Борьба с еретиками. Всю оставшуюся жизнь Августин посвятил христианскому служению Богу и всячески старался препятствовать распространению иных религиозных концепций и учений, в том числе манихейских, данотистских и пелагианских. (Данотисты считали, что истинная церковь — «церковь бедных», расположенная в Африке, выступали против подчинения христианских общин Риму. По мнению сторонников монаха Пелагия, потомки Адама наделены свободной волей и не осквернены первородным грехом).

Сочинения[править]

В Викицитатнике есть страница по темеАвгустин Блаженный

Наиболее известными из сочинений Августина является De civitate Dei (О граде Божьем) и Confessiones (Исповедь), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры).

Кроме того, заслуживают упоминания его Meditationes, Soliloquia и Enchiridion или Manuale.

Биография

Рассвет жизненного пути Аврелия Августина, полного удивительных имманентных преображений, выразившихся в движении творческого вектора философа от анализа к догматике, сложно назвать образцовым с точки зрения христианской морали.

image

Рождённый в 354 г в африканской провинции, он воспитывался и образовывался преимущественно матерью, умной и благочестивой христианкой. 17-летним юношей будущий философ вёл распутный образ жизни, что не мешало его успешному обучению риторике в Карфагене.

Значительный отрезок жизни Августин посветил роли аудитора и преподавателя риторики в среде сторонников популярного на то время религиозного учения — манихейства. После принятия в 386 г христианства видный философ и богослов отправляется из Милана в родной город Тагаст, на время прибывания в котором приходится пик его литературной деятельности в условиях аскезы монастырской жизни.

image

Оказавшись с 396 г. на посту Епископа гиппонского, он до самой смерти занимается идейным руководством борьбы церкви с ересью и донатистами и активной деятельностью на пользу укрепления и единения церкви.

Смерть Августина Блаженного пришлась на 430 г в разгар осады Гиппона под руководством вандала Гейзериха.

Учение о благодати и свободной воле[править]

Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера. Воля — одна из основополагающих способностей человека, к чему Августин приходит после длительного анализа нравственной жизни и возможности выбора в ней определенных альтернатив. Также воля является направляющей интеллектуального познания. Способность «свободного решения» воли предусматривает свободу человеческого действия, автономность его, возможность выбора альтернатив. В идеале, воля человека должна обладать способностью детерминации из себя, быть подлинно свободной. Таковая свобода была утеряна при грехопадении человека. Августин делает различие между благой и злой волей. Благая воля ориентирует человека на добро, а злая — на зло. Ответственность каждого человека за совершенный им поступок обосновывает справедливость божественного воздаяния. Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать — особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли — лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати. Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства — с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Значит, необходим ещё один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только благодаря принятию этого дара «званные» смогут стать «избранными». С проблемой свободы воли человека и действием благодати тесно связано учение Аврелия Августина о божественном предопределении. Предопределение по Августину — это акт божественной любви и милости по отношению к падшему роду человеческому. Изначально, из общей «массы погибели» Бог избрал достойных вечного блаженства. Число предопределенных неизменно. Но никто из людей не знает о своей участи, и поэтому, личное нравственное совершенство каждого человека не теряет смысл. В контексте наличия предопределения свобода воли человека приобретает оттенок субъективного переживания свободы, но никак не онтологической способности только своими силами спастись или погибнуть.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий