Александр Гинцбург и Хибла Герзмава стали лауреатами государственных премий РФ 2020 года

Первое правило для грамотной певицы

— Церемонию закрытия Сочинской Олимпиады посмотрело несколько миллиардов человек. Многие из них тогда и узнали впервые о певице из Абхазии Хибле Герзмаве, исполнявшей «Олимпийский вальс». Кто пригласил вас к участию в том мероприятии?

— Я была в Вене, когда мне позвонил министр культуры и сообщил, что меня выбрали для участия в церемонии закрытия Олимпиады в Сочи. Я в тот момент испытала абсолютное счастье от этой потрясающей новости! Считаю этот проект очень значимым для меня. Это важная история в моей творческой биографии.

К процессу записи песни Игоря Крутого и Игоря Николаева я подошла ответственно. Все происходило в Мариинском театре. За пультом оркестра стоял маэстро Валерий Гергиев. В записи участвовал также детский хор. Целая команда, включая звукорежиссеров, работала над музыкальным номером. Была проведена огромная работа под стать грандиозному событию, в котором эта песня впервые прозвучала.

— Получив Гран-при на конкурсе Чайковского, вы были одинаково хороши в абсолютно разном музыкальном материале. Кто подобрал для вас программу?

— Гран-при на X Международном конкурсе имени Чайковского — это тоже яркая и отдельная история в моей жизни. До меня никто из вокалистов не получал Гран-при на этом состязании. Я испытала невероятную гордость, получив столь высокую оценку от жюри.

Правильно составленная для конкурса программа — это одно из важных условий для успешных выступлений, рассчитанных на несколько туров. Я готовила программу со своими педагогами в Московской консерватории Ириной Масленниковой и Евгенией Арефьевой. Я хорошо представляю возможности своего голоса и прекрасно знаю оперы, которые мне очень подходят с вокальной точки зрения.

Первое правило для грамотной певицы — исполнять только те партии, которые написаны для твоего тембра голоса. Если ты сопрано — исполнять только сопрановый репертуар. Кроме того, нужно подбирать роли, которые соответствуют твоему психотипу, эмоциональному строю. Такие, казалось бы, немузыкальные вещи очень важны при выборе репертуара. Мы на конкурсе Чайковского просчитали все эти нюансы на сто процентов, и получился стопроцентный результат — яркая и запоминающаяся победа.

— Советы нужны, наверное, только начинающим артистам?

— Лично я, выступая на сцене более 20 с лишним лет и имея звание народной артистки России, по-прежнему пользуюсь советами своего консерваторского педагога. Мы до сих пор общается с Евгенией Михайловной (Арефьевой. — Прим. ФАН), нашему творческому союз больше 35 лет. Всегда хорошо иметь рядом, образно говоря, чужие уши — человека, который мог бы послушать тебя со стороны со знанием вокального дела.

— Как вы относитесь к облегченному варианту классики — кроссоверам?

— На мой взгляд, кроссовер вернул интерес к академической музыке. Ее начали слушать те люди, которые раньше обходили стороной классику. Но не всякую классическую музыку можно аранжировать под кроссоверы. Кроме того, обработка оригинальной партитуры должна быть сделана со вкусом, «дорого». Если слушается новый вариант академического текста с удовольствием, если «продукт» получился красивым, то такие опыты имеют право на жизнь.

— Вам интересны такие эксперименты?

— Мне интересно. Я практикую кроссоверы. Я исполняю, в частности, сочинения Чайковского и барочную музыку в джазовой версии. В такой программе главное — это чувство стиля, которое выдает в артисте, по сути, профессионала своего дела. Я вижу в зале другую публику, нежели на концертах с классикой в «чистом» виде. Но это и хорошо, что на мои выступления ходит разный зритель.

image фото из личного архива &nbsp/&nbspВладислав Локтев

Для успешной карьеры надо уметь показать себя

— Почему на Западе сегодня поет много российских певцов, о которых на их исторической родине никто не знает? В Европе и Америке легче выстроить карьеру?

— Карьеру трудно выстроить по определению, вне зависимости от того, где этим заниматься — в России или на Западе. Успешная карьера складывается из нескольких моментов: кроме профессионального мастерства, это везение, умение общаться с людьми, агентами, способность показать в нужный момент все грани своего таланта перед влиятельными людьми из мира музыки и публикой.

Нет универсального рецепта, как получить интересный контракт в известном оперном театре. Существует институт прослушиваний, часто агенты присутствуют на выпускных экзаменах в консерваториях, посещают оперные представления по всему миру в поисках нужного артиста на ту или иную роль. Практика показывает, что молодые ребята получают контракты на Западе сразу же после того, как заканчивают профессиональное обучение, так как для них там обнаруживается интересная работа.

— Так ее на Западе все-таки больше?

— Нужно также понимать, что Запад — это огромное количество театров, бесчисленные площадки, россыпь самых разных проектов. Конечно, можно остаться в России, всю жизнь проработать в одном театре и быть первой в труппе. Это один вариант. Другой — желание сделать карьеру мирового уровня. Эта задача не решается без выступлений в главных партиях на лучших сценах в Америке и Европе: «Метрополитен», «Ковент-Гарден», Венская опера, «Ла Скала»…

— Последний вариант — это как раз ваш случай?

— Да, мне нравится работать в разных театрах и петь интересные для меня партии на лучших сценах мира. При этом я всегда могу приехать домой, в театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, где я служу более 25 лет. Здесь я готовлю партии, которые затем исполняю на Западе. Такая модель в работе мне очень подходит. Я свободна в творческом плане, я выбираю постановки, которые мне интересны, — прежде всего, это классические постановки. Да, есть интересные современные проекты, но я никогда не буду петь на сцене голой или участвовать в других сомнительных, с точки зрения этики и эстетики, экспериментах режиссера.

Что такое оперный театр? Это прежде всего красота в искусстве и музыке. Это изысканность, элегантность и чувство меры, вместе взятые. Я вольна выбирать репертуар, ведь у меня есть место, где мне всегда рады, у меня есть родной театр, свой мастер по вокалу. Такая вариативность помогает профессионально расти.

image фото из личного архива &nbsp/&nbspВладислав Локтев

Творчество

Исполняет ведущие партии в постановках Московского музыкального театра имени К.В С.В Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Среди них:

  • Людмила («Руслан и Людмила» Глинки)
  • Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова)
  • Шемаханская царица («Золотой петушок» Римского-Корсакова)
  • Луиза («Обручение в монастыре» Прокофьева)
  • Розина («Севильский цирюльник» Россини)
  • Адина («Любовный напиток» Доницетти)
  • Виолетта Валери («Травиата» Верди)
  • Мими и Мюзетта («Богема» Пуччини)
  • Нимфа («Дафна» М. да Гальяно)
  • Адель («Летучая мышь» И. Штрауса)
  • Лючия («Лючия ди Ламмермур» Доницетти)

За время своей карьеры Хибла Герзмава выступала на сценах Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Театра Комунале во Флоренции, Гранд Театро де Лисео в Барселоне, Софийской Национальной опере в Болгарии, Театр Елисейских полей в Париже, Палау де лез Арт королевы Софии в Валенсии, иВ т.В д. В 2008 году Хибла Герзмава приняла участие в IV ежегодном международном музыкальном фестивале «Crescendo». В 2008В г. она спела Татьяну в опере П. Чайковского «Евгений Онегин» на сцене Королевского оперного театра Лондона «Ковент-Гарден» (Royal Opera House), а в 2009 году там же исполнила партию Мими в постановке «Богемы» Дж. Пуччини. В 2010 году Хибла Герзмава дебютировала в Метрополитен-опере в Нью-Йорке, исполнив там сложную партию Антонии в опере Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана». Театр продолжает сотрудничество с ней. На осень 2011В г. запланировано исполнение партии Мими в «Богеме» Пуччини, которую Хибла Герзмава будет петь и летом 2011 года в Римской опере. В феврале 2011 года состоялся её дебют в партии Лю в опере Дж. Пуччини «Турандот» на сцене токийского NHK Hall (дирижёр Валерий Гергиев).

Биография

В 1994 году окончила Московскую консерваторию (вокальный факультет, педагогиВ — профессор И.В И.В Масленникова, профессор Е. М. Арефьева), в 1996 годуВ — ассистентуру-стажировку при Московской консерватории у И. И.В Масленниковой. Занималась также в классе органа.

С 1995 годаВ — солистка Московского музыкального театра имени К.В С.В Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

В 2001 году организовала ежегодный музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…» в Абхазии.

Примечания

  1. Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
  2. Официальный отчёт Министерству культуры Российской Федерации о фестивале «Crescendo»
  3. Золотая Маска
  4. Степанов В. Золотые эльфы: Объявлены лауреаты премии «Триумф» // Российская газета. № 5359 (280) от 10 декабря 2010 г. —  (Проверено 10 декабря 2010).
  5. Почётное звание присвоено Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2012 г. № 33

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий