Актер Водяной Михаил: краткая биография, семья, работа в театре и кино

Смерть

Актер Водяной строил большие планы на дальнейшую жизнь и творчество. Но им не суждено было осуществиться. 11 сентября 1987 года наш герой покинул этот мир. Причина смерти — сердечный приступ. Михаилу Григорьевичу было 62 года. Коллеги и друзья не могли поверить в то, что он оставил их так рано.

Свой последний приют известный актер обрел на 2-м Христианском кладбище, расположенном в Одессе. Вскоре на его могиле был возведен памятник. Участие в разработке дизайна и конфигурации надгробья принимала вдова Водяного.

За 35 лет брака детей Маргарита и Михаил так и не завели, поэтому единственной прямой наследницей была племянница Людмила Сатосова (дочь его брата Роберта).

Рита Демина тяжело переживала смерть любимого супруга. Практически все свое время она проводила в одиночестве, разглядывая семейные фотографии. От нахлынувших чувств и воспоминаний у нее на глазах накатывались слезы. В феврале 1999 года Маргарита ушла из жизни. На похороны актрисы пришло несколько человек: институтские друзья и коллеги по сцене.

Заслуги

  • Заслуженный артист Украинской ССР (1957).
  • Орден Трудового Красноватого Знамени (1962)
  • Народный артист Украинской ССР (1964).
  • Лауреат ВКФ в номинации «Премии за актёрскую работу» за роль Попандопуло в кинофильме «Свадьба в Малиновке» (1968).
  • Орден «Знак Почёта» (1969)
  • Юбилейная медаль имени Жору Димитрова (НРБ) (1972)
  • Народный артист СССР (1976).

Биография

Вопреки одной из популярных одесских легенд Водяной не был коренным одесситом. Он родился в Харькове 23 декабря 1924 года, был вторым ребенком в обеспеченной семье начальника по снабжению и домохозяйки.[1]

Учился на актёрском факультете Ленинградского театрального института (до 1943 года).

Член КПСС с 1947.[2]

Актёр Пятигорского театра (1943—1945), Львовского театра оперетты (1945—1953), который позже переехал в Одессу и стал Одесским (с 1954) театром музыкальной комедии. В 1979—1983 — одновременно художественный руководитель и директор Одесского театра музыкальной комедии.

В 1976 году Михаил Водяной стал первым артистом оперетты, получившим звание народного артиста СССР.[3]

В репертуаре Михаила Водяного были и Дулиттл, и Бони, и Реб Тевье, но наиболее органично и самобытно он выглядел в ролях одесситов — Яшки-Буксира и Мишки-Япончика. В ролях, в общем-то не выписанных авторами пьес и музыки, обрекающих исполнителя на одну-две краски. И тем не менее Водяной сумел выжать из этого скудного материала фигуры, ставшие культовыми.

Он обозначал Одессита в представлении широких народных масс. Одесских артистов в годы Советской власти встречали в Москве и Душанбе, Вильнюсе и Таллинне, словно клонированных двойников его опереточных героев. В периоды гастролей своим оглушительным успехом театр музкомедии был обязан, прежде всего, Водяному.

Водяной занимался и административной работой — он много лет возглавлял Одесское отделение Союза театральных деятелей, а в 1979-м стал худруком и директором родного театра, сменив известного режиссёра Матвея Ошеровского, занимавшего эту должность с 1962 по 1977 годы. [4][5] Благодаря энергии и авторитету Михаила Водяного в Одессе было построено современное здание театра, куда и переехала оперетта (ул. Пантелеймоновская, 3).

В кино снимался немного. Среди фильмов с участием Михаила Водяного: «Эскадра уходит на запад», «Инспектор уголовного розыска», «Опасный возраст», «Вольный ветер».

Был женат на актрисе Маргарите Дёминой, с которой прожил 35 лет.[1] Они вместе исполняли ведущие партии в спектаклях, вместе гастролировали с концертными программами.

По инициативе Михаила Григорьевича в Одессе появилась улица Утёсова.[6]

«Уголовное дело» М. Вассермана

Когда Михаилу Водяному предложили руководство театром, его жизнь превратилась в настоящий кошмар. Театр — специфический организм, где жестоко расплачиваются за провал и не прощают чужого успеха. Ненависть, как и дружба, объединяет, и вскоре в театре появилась группа людей, решивших избавиться от снискавшего народную любовь конкурента. В 1986 году в театре, в местной прессе, а затем и в «Литературной газете» развернулась травля Михаила Вассермана (Водяного).

Энергичные завистники, а среди них были и ученики артиста, которым он дал путевку на сцену, при поддержке местных партийных чиновников встали на тропу войны с Мастером. Один за другим ползли слухи, обрастая невероятными подробностями, превращаясь в зловещий клубок. Было возбуждено уголовное дело по статье 121 Уголовного кодекса УССР якобы за совращение несовершеннолетних. Окрыленные лозунгом «Даешь театр без Водяного!», завистники рассчитывали добить перенесшего второй инфаркт артиста, надеясь, что он растеряется под массированным напором «доказательств». Следователь особенно усердствовал, видимо, рассчитывая на повышение по службе. Один из дававших показания в защиту Водяного не сдержался: «Как вы можете целиться в сердце безоружного? Народ вам этого не простит!». Неожиданно дело стало разваливаться на глазах, «свидетельниц» и «пострадавших» выводили на чистую воду нестыковки его алиби с их «показаниями» и очные ставки с обвиняемым. Одна из истиц призналась во лжи, разрыдавшись прямо в зале суда. После того, как кампания по дискредитации пошла на убыль, здоровье его уже было сильно подорвано.[1]

В конце июля 1987 года Одесская музкомедия гастролировала в Киеве. На спектакль «Скрипач на крыше» — постановку знаменитого Бродвейского мюзикла, созданного на основе произведения Шолом-Алейхема «Тевье-молочник», билеты спрашивали еще у метро. Главную роль играл Водяной. Он шел к ней двадцать лет. Его все время убеждали, что (при всем уважении к таланту) ему это играть не надо…

Киев стоя приветствовал артиста на всех шести спектаклях. Это была его лучшая роль. Талант признанного комика неожиданно засверкал новой гранью — пронзительной и глубокой. Вместе с фатальным неудачником и добряком Тевье Водяной проживал на сцене сложную, во многом трагическую жизнь человека, который, несмотря на все удары судьбы, до конца оставался неисправимым оптимистом… Сердце, частицу которого он каждый вечер оставлял на сцене, не выдержало третьего инфаркта. «Скорая» определила сердечный приступ, но не распознала беду.[1]

11 сентября 1987 года Михаил Водяной умер. Уголовное дело закрыли по ст. 6 п. 8 — в связи со смертью обвиняемого. Дело было закрыто по нереабилитирующим обстоятельствам: в постановлении следователя прокуратуры о прекращении производства по уголовному делу точно указано, какие именно уголовные «деяния» М.Вассермана (Водяного) были установлены следствием.[источник не указан 175 дней]

Cмерть

Хотя здоровье Михаила Водяного было сильно подорвано в последние годы жизни, его смерть от сердечного приступа оказалась внезапной[3], в возрасте 64 лет. Он похоронен в Одессе, на 2-м Христианском кладбище. При участии вдовы Михаила Григорьевича, народной артистки Украины Маргариты Дёминой, артисту воздвигнут необычный памятник.[7]

По воспоминаниям знаменитой примадонны Одесской музкомедии, народной артистки Украины Людмилы Сатосовой, «смерть этого жизнерадостного человека стала настоящей трагедией для всей страны. Плакали все — от мала до велика… Овдовевшая Мара [Маргарита Дёмина. — Прим. ред.] тяжело перенесла эту утрату, и опереться ей было, в общем-то, не на кого: детей у них с Мишей не было».[8]

В Одесском театре музыкальной комедии в память артиста регулярно дают спектакль «Бал в честь короля»[9], который также продолжает уже многие годы пользоваться популярностью.[10] В эту постановку вошли сцены из спектаклей, в которых блистал когда-то Король оперетты.

Легенды

Леонид Утёсов называл Водяного полпредом Одессы в Москве.

В ставшем уже классикой кинофильме «Белая акация» (по оперетте И. Дунаевского) Водяной сыграл одну из своих коронных ролей — Яшку Буксира. Когда он готовил роль Яшки Буксира, то этому нахальному одесситу и пижону никак не мог подобрать костюм. Однажды на Дерибасовской Водяной увидел не очень молодого мужчину, одетого в рубашку, на которой цвели пальмы и вообще царствовала экзотика. Водяной попросил продать ему рубашку. Конечно же, одессит отказался брать с любимого артиста деньги и подарил Яшке Буксиру, то есть Михаилу Водяному яркий «прикид». [11][12]

Биография: семья, детство

Михаил Григорьевич родился 23 декабря 1924 года в одном из крупных украинских городов Харькове. Михаил Вассерман – так по-настоящему зовут нашего героя. А псевдоним Водяной он взял после того, как решил стать артистом. В какой же семье воспитывался будущий актер? Начнем с того, у него еврейские корни, однако ему приходилось это скрывать.

Отец Михаила был начальником по снабжению. Он неплохо зарабатывал. А мать нашего героя занималась домашними делами и воспитанием двух сыновей – старшего (Роберта) и младшего (Миши).

В 1938 году семья перебралась в Кисловодск. Михаил быстро освоился в новой школе. У него появилось немало друзей и подруг. Несколько раз в неделю мальчик посещал музыкальную школу и драмкружок.

Отзывы критиков

Водяной разрушил обычное представление о классическом опереточном герое. Будучи премьером театра, он, невзирая на свою высшую музыкальность, не певец в обычном смысле этого слова, а сначала драматический актёр с широким спектром сценических средств — от гротеска и буффонады до трагикомедии. Вкупе с режиссёром М. Ошеровским он внёс в традиционный стиль оперетты элементы современной драматургии и современного языка, чуждых старенькой оперетте.

— Наталия Ростовцева, Валерий Тихов

И не поэтому ли всем так запомнился его «экранный» Попандопуло, что в очах этого бандитского приживалы и шута иногда вдруг проглядывает что-то печальное, беззащитное, прибитое.

— Е. Грошева, музыкальный критик (Москва)

Пусть уж потаенна Водяного остаётся потаенной, так интересней. Но что эта манера делает его не только лишь самым привлекательным актёром сегодняшней оперетты, да и самым необходимым для её грядущего, — не принципиально, для мюзикла, музыкальной комедии либо музыкальной драмы, — вот это уж точно.

— А. Асаркан. Газета «Неделя», 2 июля 1972 года

Водяной начинал собственный путь в оперетте с весёлой буффонады. Он «буффонил» и пародировал с блеском, шиком, бравурной стремительностью, ошеломляющей лёгкостью. Он высмеивал собственный персонаж и заставлял наслаждаться собой — актёром.

— Н. Аркина, Л. Жукова, театральные критики (Москва)

…Последним героем артиста стал Тевье. Работа Водяного в роли Тевье-молочника — явление высокохудожественного сплава: музыкального, драматического, пластического, философского. Вот где мечта взлетела над обычным, вот где душа артиста потешилась муками и печалью, горьковатой усмешкой и стойкой живучестью фатального лузера и величавого добряка Тевье.

— Э. Митницкий, режиссёр, народный артист Украины

…Наверняка, с течением времени о сегодняшнем Одесском театре музыкальной комедии будут гласить как о театре… М. Водяного. И это не будет преувеличением.

— А. Логвиненко, театральный критик (Киев)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий