«Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный…» К 270-летию открытия мыса Челюскина

Заметки

image

Семён Ива́нович Челю́скин (около 1700 — ноябрь 1764) — русский полярный мореплаватель. Родился (предположительно) в селе Борищево Перемышльского уезда Калужской губернии.

В Арсеньевском районе Тульской области открыли памятный знак в честь 270-летия открытия исследователем Семеном Челюскиным самой северной точки Евразии.

Памятный знак представляет собой поклонный крест, который установили в пойме реки Журка, недалеко от места, где находилось родовое имение Челюскина.

Биография

Осенью 1714 года в Москве он был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне. В 1720-е годы С.В И.В Челюскин нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. С 1726В года служил на Балтийском флоте, в 1733—1743В годах участвовал в Великой Северной экспедиции. В 1735—1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции В.В В.В Прончищева. Вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега. В сентябре 1736В года из-за болезни и смерти Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк. В декабре 1736В года санным путём вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск. В 1738—1739 году, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Х.В П.В Лаптева. В 1741—1742В годах исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

Осенью 1742В года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751В году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты. С 18 декабря 1756В года в чине капитана 3-го ранга в отставке.

Известный русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф сказал о Челюскине так:

Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки.

Исследователь биографии Челюскина В.В.Богданов, пишет:

Наибольшая вероятность захоронения – с.Босарево, что на Оке, неподалеку от Алексина.

Место погребения С.В И.В Челюскина точно не установлено.

События

ок. 1700? рождение: Борщево, Перемышльский уезд, Калужская губерния, Российская империя

рождение ребёнка: ♀Агриппина Семёновна Челюскина (Змиева) [Челюскины]

рождение ребёнка: ♂Пётр Семёнович Челюскин [Челюскины]

брак: ♀Аграфена Павловна Челюскина [Челюскины]

1725 рождение ребёнка: ♂Иван Семёнович Челюскин [Челюскины] р. 1725

ноябрь 1764 смерть:

Прончищев и Челюскин

Как показано в фильме: Челюскин в наказание за дуэль с Прончищевым катает в лодочке знать где-то, видимо, под Петербургом. Его срочной депешей командируют в Якутск, где он встречает своего однокашника Прончищева. Все, видимо, ждут только штурмана, поскольку корабль (очень похожая на настоящее судно реплика дубель-шлюпки «Якутск») срочно отправляется в плавание.

Как было на самом деле: Лейтенант Василий Прончищев и подштурман Семен Челюскин действительно окончили Морскую академию в Петербурге и вышли оттуда в ранге гардемаринов. Об их наказаниях ничего не известно. Оба служили на кораблях Балтийского флота во время Северной войны, ну а потом были прикомандированы к Великой Северной экспедиции. К тому времени они были уже в весьма солидном возрасте: Прончищеву было 33 года, Челюскину — 35. Они возглавляли Ленско-Енисейский отряд, который базировался в Якутке и должен был исследовать побережье Ледовитого океана к западу от устья Лены. Срочного отправления быть не могло: подготовка заняла около трех лет. Также было потрачено приличное количество денег: 360 тысяч рублей (на все отряды), что для страны с годовым бюджетом примерно 10 млн рублей очень заметно.

image
Съемки фильма «Первые». Фото: пресс-служба кинокомпании Caro Premier

В Карском море

Пройдя пролив Маточкин Шар, ледокол «Семен Челюскин» оказался в Карском море, где его поджидали первые грозные льдины. Эти препятствия судно преодолело без каких-либо проблем. Однако чем дольше шла экспедиция, тем тяжелее экипажу было продолжать путешествие.

В Карском море корабль наткнулся на большой необитаемый остров, не указанный ни на одной карте. Проведенные исследования объяснили это странное стечение обстоятельств. «Новый» остров оказался островом Уединения. Он был открыт еще в XIX столетии и повторно посещен в 1915 году экспедицией Отто Свердрупа. Оказалось, что на картах остров Уединения находился на целых 50 миль к востоку от своего реального местоположения. Ошибку удалось определить работавшему на «Челюскине» астроному-геодезисту Якову Гаккелю.

Тем временем встречи с опасным льдом продолжались. Первым повреждением стала порча стрингера, вслед за которым лопнул шпангоут. Инженер Ремов придумал удачную конструкцию деревянных креплений, заменившую испорченные детали, однако это не отменяло того факта, что «Челюскину» не следовало отправляться в арктическую пустыню в одиночку.

Для установки новых деталей экипаж разгрузил носовой трюм (в нем хранился уголь). Этой кропотливой работой пришлось заняться всем: ученым, морякам, строителям и хозяйственникам судна. Члены экспедиции разделились на бригады и вовремя справились с поставленной задачей. Позже, уже во время зимовки на льду, этот принцип организации труда вновь пригодился челюскинцам.

image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий