Загадочная незнакомка Ивана Хруцкого: чьи портреты писал художник на протяжении всей жизни

Творческая деятельность

image «Натюрморт с вазой» (1832) image «Натюрморт с птичкой» (1832) «Старуха, вяжущая чулок» (1838) «Семейный портрет» (1854) «В комнате» (1854)

Иван Фомич Хруцкий известен как художник работавший в русле русской академической школы. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами.

Первые датированные этюды художника — «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой» — относятся к 1832 году. Главное направление творчества Хруцкого в этот период — работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». В это время он создаёт группу похожих по стилю работ — «Плоды и птичка» (1833); «Фрукты» (1834); «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном», которые отличались простотой композиции.

Вскоре И. Ф. Хруцкий перешёл от ранних постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, к значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: «Цветы и плоды» (1836, 1839); «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь», (все 1830-х годов).

В 1836 году за картину «Цветы и плоды» И. Хруцкий был награждён Академическим Советом большой серебряной медалью. В том же году ему было присвоено звание свободного художника«во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи».[5]Пейзажной живописью Иван Хруцкий занимался на протяжении всего последующего творчества («Вид на Елагином острове в Петербурге», 1839; «Вид в имении», 1847).

Часто пейзаж служил фоном в портретах и жанровых полуфигурах художника. Так, в наиболее значительной его работе 1830-х годов — «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838) — молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решённый в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань романтизму.

Если работа И. Хруцкого «Портрет жены» стоит ближе к академическому направлению, представленному такими художниками, как К. П. Брюллов и Ф. А. Бруни, то другая картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью.[5]

24 сентября1839 года И. Ф. Хруцкий «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика живописи.[5] С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты.

После переезда в Виленскую губернию Хруцкий не оставляет занятий живописью, однако теперь в его работах преобладает иная ориентация и иные направления. С 1845 по 1855 годы художник выполнил большое количество работ по заказам своего покровителя — литовского митрополитаИосифа Семашко. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851); для архиерейского дома в Вильно — 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров.[5] В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Вильчинского — серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже.

Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров — своеобразным жанром «в комнатах»: «Мастерская художника» (без года), «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854), «В комнате» (1854), «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи» (1855).

Также в этот период художник часто пишет портреты, которые, как правило, введены в его «интерьеры». В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, учеником скорее западной, чем русской школы. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Портрет Миколая Малиновского (1855) — возможно, лучший из созданного им в портретном жанре. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения — приём, к которому художник прибегал довольно часто.

Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет также групповые портреты. Образцом произведений такого рода может служить «Семейный портрет» (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображённых. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо сгармонированная работа, решённая в сдержанных, приглушённых тонах.

Семья

Иван Фомич с 1845 года был женат на Анне Ксаверьевне Одровонж-Бебновской (1822-?), дочери Ксаверия Бебновского, капитана костюшкинской армии. Супруга Хруцкого по одной из версий изображена на полотне художника «Портрет неизвестной» (1830-е). Анна Ксаверьевна пережила мужа на несколько лет, но точный год её смерти неизвестен.

Некоторые работы И. Ф. Хруцкого

  • «Натюрморт с вазой» (1832)
  • «Натюрморт с птичкой» (1832)
  • «Плоды и птичка» (1833)
  • «Фрукты» (1834)
  • «Виноград и фрукты»
  • «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном»
  • «Портрет мальчика» (1834)
  • «Портрет молодой женщины с корзиной» (1835)
  • «Цветы и плоды» (1838)
  • «Натюрморт со свечой» (1830-е)
  • «Цветы и фрукты» (1830-е)
  • «Плоды, фрукты, битая дичь» (1830-е)
  • «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838)
  • «Старуха, вяжущая чулок» (1838)
  • «Вид на Елагином острове в Петербурге» (1839)
  • «Портрет П. Е. Рубцова» (1841)
  • «Портрет А. М. Рубцовой» (1841 ?)
  • «Натюрморт» (1842)
  • «Натюрморт с подсвечником, цветами и фруктами» (1846)
  • «Вид в имении» (1847)
  • «Мастерская художника» (без года)
  • «Битая дичь, овощи и грибы» (1854)
  • «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854)
  • «В комнате» (1854)
  • «Семейный портрет» (1854)
  • «Портрет велогонщика» (1855)
  • «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи» (1855)
  • «Портрет Миколая Малиновского» (1855)
  • «Автопортрет» (1884)
  • «Натюрморт». В собрании Одесского художественного музея.
  • «Фрукты. Натюрморт». В собрании Одесского художественного музея.

Избранные картины

  • Веркяйская Голгофа

  • В комнате

  • Портрет историка и журналиста Миколая Малиновского (1799-1865)

  • Натюрморт с грибами

Литературная деятельность

Вскоре Хруцкий был демобилизован. Чтобы набраться опыта, Эдуард работает в различных московских периодических изданиях. К примеру, Хруцкий писал для небезызвестной газеты «Московский комсомолец». Тем не менее первую серьёзную литературную роботу Эдуард получил лишь в 1960-х годах. Он был одним из авторов-составителей ежегодного сборника под названием «Поединок». Помимо этого, Хруцкий получил должность главного редактора военно-приключенческого альманаха «Подвиг».

Тем не менее Эдуарду было мало редакторской деятельности. Именно по этой причине он принимается писать свой первый роман. Таким образом, в скором времени на свет появляется книга под названием «Четвертый эшелон», которая состоит из семи повестей. Автор рассказывает о специальном отделе по борьбе с бандитизмом, который функционировал во времена Великой Отечественной войны. Стоит также подметить, что события книги выходят далеко за рамки Великой Отечественной. Таким образом, первая повесть под названием «МЧК сообщает…» повествует о молодом юноше Иване Данилове, который в 1918 году только-только вступил в ряды ОББ. В свою очередь, действия последней повести «Сто первый километр» разворачиваются в начале 50-х годов ХХ века.

image

Благодаря тому что Эдуард имел определенные связи и репутацию в литературных кругах, публикация книги не была большой проблемой. Когда «Четвертый эшелон» появился на полках книжных магазинов, ограниченный тираж разлетелся практически мгновенно. Основная причина популярности данного произведения — тематическое направление. Тема войны была довольно-таки популярна в те времена.

С помощью своего романа Эдуард начал активно продвигаться по карьерной лестнице. Он начал писать сценарии для различных художественных и телевизионных кинокартин. Таким образом, Эдуарда можно смело считать отцом таких культовых кинопроизведений, как «На углу, у Патриарших», «По данным уголовного розыска», «Последняя осень» и «Приступить к ликвидации».

В 2009 году издательством «Терра» был выпущен сборник сочинений Хруцкого, который состоял из десяти томов. А в 2012 году студия «Дед Мороз» сняла новый двадцатисерийный фильм под названием «МУР». Кинокартина основывалась на романе Хруцкого и повествовала о приключениях начальника ОББ Данилова.

биография

Он родился в греко-католической семье белорусского спускался из дворян из лелива в селе Уллы , Витебской губернии (расположен в современной Беларуси). В 1827 году Хруцкий приехал в Петербург и в 1830 году поступил в Императорскую Академию художеств .

Его первые известные работы датируются 1832 годом. Картины постепенно завоевали признание публики и критиков. Хруцкий также работал дизайнером интерьеров и стал популярным среди богатых домовладельцев. В 1836 году за

натюрморты

он был награжден Большой серебряной медалью Академии . Хруцкий также выполнил красивые жанровые картины и портреты.

Старуха, вязавшая носок

После смерти отца в 1840 году Хруцкий навсегда покинул Петербург и поселился в родовом имении Захареничи (Захареничи, Захарничи) Полоцкой области. Этот период был периодом заказного религиозного искусства, в основном из Литвы . Помимо религиозной живописи, он также работал над портретами, такими как И. И. Глазунов, Иосиф Семашко, Николай Малиновский и другие. Он умер в своем имении в Захарничи в 1885 году.

Примечания

  1. 12Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. RKDartists
  3. Справочник Императорской Академии художеств, 1915, с. 213: «В юбилейном справочнике ИАХ указаны годы жизни Ивана Трофимовича Хруцкого (1806—1852)».
  4. Хруцкий / председ. Ю.С. Осипов и др.. — Большая Российская Энциклопедия (в 30 т.). — Москва: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2017. — Т. 34. Хвойка — Шервинский. — 797 с. — 35 000 экз. — ISBN 978-5-85270-372-9.
  5. 123456Хруцкий Иван Фомич (неопр.). Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». Дата обращения: 17 июля 2010.
  6. 12Статья в газете «Витебский проспект» № 6(400) 11.02.2010
  7. Дединкина С.Как превратить Уллу в гостевой «улей» (неопр.) (недоступная ссылка). Народная газета (1 августа 2008). Дата обращения: 17 июля 2010.Архивировано 12 июля 2012 года.
  8. В Новополоцке установили памятник Хруцкому
  9. Национальный банк Республики Беларусь — 1000 рублей (неопр.). Дата обращения: 1 июля 2016.
  10. Иван Хруцкий отчеканен на прямоугольной монете номиналом 20 рублей (неопр.) (недоступная ссылка). Золотой червонец (19 января 2010). Дата обращения: 17 июля 2010.Архивировано 2 августа 2012 года.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий