Рудольф Нуриев. Греховный и безгрешный — Юлия Андреева. Статьи, эссе, фотографии разных лет — ЖЖ

Балет в жизни танцора

Балет был образом жизни актера. Во Франции Рудольф присоединился к Парижской труппе, но в связи с отказом в предоставлении политического убежища через полгода вынужден переехать в Лондон. Единственной женщиной, с которой Рудольф долгие годы сохранял теплые отношения была его партнерша по балетному дуэту Марго Фонтейн. С ней же Нуреев добился головокружительных успехов в венской опере.

Благодаря фурору, произведенному здесь, танцор получил гражданство Австрии. Позднее Нуреев не только выступает на сцене, но и занимается постановкой балетных представлений, пробует себя в качестве дирижера и актера. В память о безграничном таланте артиста Роман Виктюк осуществил постановку «Нездешний сад». Этот спектакль дает возможность прикоснуться к легенде, ощутить тяготы труда балетного танцора, проникнуться его страстью к искусству. В 2012 году был снят документальный фильм «Мятежный демон».

«ВОЗДУШНЫЙ» СОЛДАТИК

В 1941 году Рудольф с матерью оказались в эвакуации в Башкирской АССР. Он рос слабым и хрупким мальчиком и поэтому часто становился объектом насмешек, не мог играть в активные игры, как другие. Когда ему угрожали или начинали драться, он бросался на землю и плакал, пока мучители не оставляли его в покое. Заниматься с ним было некому, основная забота родителей четверых детей была предельно проста – не дать им погибнуть от голода и холода.

Уже в детском саду Рудик так искусно исполнял башкирские и татарские народные танцы, что его пригласили в детский ансамбль и пророчили учебу в балетной школе в Ленинграде. Мальчика обучала Анна Удальцова, бывшая балерина из Ленинграда, которая преподала ему первые уроки классического балета. Однако отец категорически возражал против подобной «немужской» профессии, он мечтал видеть сына солдатом.

Местная балетная элита стала хлопотать перед Министерством культуры Башкирской Республики о направлении талантливого мальчика в Ленинград. И в возрасте 17 лет (очень поздно по балетным меркам) его приняли в балетную школу. Рост Нуреева – 1 метр 75 сантиметров – считался средним для танцовщиков, а ноги были коротковаты в соотношении с торсом, так что он отнюдь не обладал «воздушной легкостью». С годами мальчик стал странным и «непонятным», не таким, как все. С детства ему были свойственны невероятная работоспособность и упорство.

После окончания балетного училища Рудольф был приглашен в Мариинский театр (с 1935 по 1998 годы Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова). Ему сразу поручили сольные партии. Он стал первым танцовщиком после Михаила Фокина и Вацлава Нижинского, который, миновав кордебалет, взлетел на вершину балетного Олимпа.

И ИЛИ Е?

Правописание фамилии Рудольфа Нуреева всегда вызывало споры и приводило к разночтениям. По отцу он башкир – Нуреев, а по матери татарин – Нуриев. Это вопрос национальной лингвистики.

Но и такому выдающемуся артисту первое время пришлось жить в общежитии в комнате на восемь человек. Впрочем, скоро руководство театра выделило Нурееву и балерине Алле Сизовой двухкомнатную квартиру. Одну – на двоих. Администрация питала надежды на то, что строптивый танцовщик женится, станет мягче и покладистее.

Но не тут-то было. Личностные (в том числе и психопатические) расстройства являются у человека основными, «коренными» и редко радикально изменяются в течение жизни. Так что наличием собственной комнаты Рудольф был доволен, но вскоре перешел жить к своему бывшему учителю танца Александру Ивановичу Пушкину и его жене Ксении Юргенсон.

Ходили слухи, что Ксения и Рудольф стали любовниками, что в последующем подтверждал сам Нуреев, заявляя, что «она была великолепна в постели». И добавлял, что к моменту отъезда из Ленинграда он был любовником и Ксении, и Пушкина. А иногда они якобы даже спали все вместе. Бывшая балерина, 43-летняя Ксения Юргенсон была до такой степени страстной женщиной, что занималась с Нуреевым сексом не только после спектакля, но и в антрактах, до выхода на сцену, хотя у танцовщиков существовал негласный запрет на секс перед выступлением, чтобы не растрачивать понапрасну силы. Но к Рудольфу это не относилось, он, и будучи усталым, танцевал ничуть не хуже.

Свое гомосексуальное влечение Нуреев тщательно скрывал, так как пресловутая 121-я статья Уголовного кодекса того времени давала очень широкие возможности «компетентным органам» для шантажа или прямого наказания. И при неблагоприятном стечении обстоятельств в зарубежные гастроли, о чем постоянно мечтал Нуреев, его бы уж точно бы не выпустили.

Отношения Рудольфа

Талантливый артист никогда не испытывал дефицита внимания со стороны противоположного пола, его имя часто фигурировало в биографиях известных танцовщиц. Но личная жизнь Нуреева преимущественно прошла под знаком нетрадиционной сексуальной ориентации. Уже в период карьеры в Советском Союзе артист был замечен в гомосексуальных связях. Попытки привлечь юношу к дисциплинарной ответственности не оказали должного влияния. В Европе партнером танцовщика стал гей — датский артист Эрик Брун.

Молодые люди не скрывали связи и прожили вместе 25 лет. После смерти Бруна в жизни Нуреева присутствуют другие мужчины.

БАЛЕТ

Рудольф хотел и любил нравиться. Ради этого он первым среди советских артистов стал танцевать в одном трико – до него наши танцовщики носили благопристойные мешковатые штанишки или надевали под трико трусы. Так что гомосексуальная ориентация своеобразно скорректировала и танец Нуриева. Его стиль рождался не на основе отточенной техники, а из врожденного чувства танца и способности воспроизводить увиденные движения. Танец отличался самобытной восточной экспрессией.

Более пятнадцати лет Нуреев оставался звездой лондонского Королевского балета и многолетним партнером великой английской балерины Марго Фонтейн. Выступал по всему миру; например, в 1975 году число его выступлений достигло трехсот.

Считают, что Нуреев полностью изменил пассивную роль танцора в классическом балете. Он участвовал в классических и современных постановках, много снимался в кино и на телевидении, ставил классические балеты, другими словами, был одной из крупнейших фигур мировой балетной сцены XX века.

Будучи уже больным, превозмогая боль и слабость, а иногда и лихорадочное состояние с высокой температурой, Рудольф выходил на сцену и танцевал. Даже достигнув 46-летнего возраста, в котором никто из мужчин-танцовщиков уже не рисковал выходить на сцену, Нуреев неизменно собирал полные залы. Впрочем, в последние годы жизни он выступал только как дирижер.

ЭТО ЧЬЯ ТУФЛЯ?

Нуреев, законодатель моды на сцене и плейбой в жизни, часто пренебрегал общепринятыми нормами. Например, во время приема у английской королевы ему стало жарко, и он снял туфли. Присутствующие растерялись от подобной бесцеремонности. Ситуация была чревата скандалом, но Елизавета II предпочла не замечать нарушения этикета. Однако когда Нуреев выходил на сцену (а он отличался необычайной работоспособностью: в 1975 году выступил свыше трехсот раз), ему прощалось все. Его неистовую жажду творчества смогла прервать только смерть.

Память

В Иркутске установлена мемориальная доска в честь Рудольфа Нуриева.[4]

В Казани на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля с 1987 года ежегодно, в конце весны, проводится Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Фестиваль назван именем танцовщика с личного согласия Рудольфа Нуриева, посетившего Казань в 1992 г.[5]

В Уфе также ежегодно проводится Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуриева. Башкирский государственный театр оперы и балета и Башкирское хореографическое училище[6] в Уфе названы в его честь.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий