Пианист Николай Рубинштейн: биография, творчество и интересные факты

Забывчивый пианист

image
Будущий великий русский композитор, дирижер, пианист Антон Рубинштейн (1829 -1894 гг.) в 13-летнем возрасте. Репродукция литографии Альберта Деккера, сделанной в Вене в 1842 г. во время большого концертного тура юного пианиста по Европе.

Антон Рубинштейн поселяется в Санкт-Петербурге. Уже на следующий год после возвращения благодаря его усилиям в стране начинает действовать Русское музыкальное общество, знаменитая «музыкалка».

Ему покровительствует в этом деле великая княгиня Елена Павловна, вдова великого князя Михаила Павловича, который, в свою очередь, был дядей действующего императора Александра II. Седьмая вода на киселе, а все равно протекция работает. Особенно ее финансовая составляющая – великая княгиня жертвует на благородный проект личные средства.

Цель нового общества – распространение музыкальной культуры или «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России, и поощрение отечественных талантов», как говорится в уставе. Отделения общества открываются сначала в столицах, а затем и в других городах – Воронеже, Киеве, Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове, Омске, Тобольске.

Себе Антон Григорьевич отводит скромную роль руководителя, координатора и, фактически, штатного дирижера Санкт-Петербургского отделения.

С «поощрением отечественных талантов» все обстоит несколько сложнее. Концертов и незначительных материальных пособий для этого явно недостаточно. Таланты нужно обучать. И в 1860 году при новом обществе открываются музыкальные классы.

Однако классы – это как-то несерьезно. Отдает любительщиной, профанацией. Нужно полноценное высшее учебное заведение с конкурсным отбором, с продуманной, рассчитанной на несколько лет программой обучения авторитетными композиторами за лекторской кафедрой, системой оценок и выдачей престижного диплома.

И Рубинштейн решает открывать консерваторию.

С одной стороны, массовая музыкальная культура еще пребывала в зародыше. Многочисленные крестьянские зазывалки и частушки со здоровым матерком даже не претендовали на серьезное к ним отношение. Смиренно дожидались Митрофана Пятницкого, который выведет всех этих балалаечников на престижные сцены и в модные салоны. Был, конечно, городской романс, но в дозах гомеопатических. Пели цыганские романсы и казачьи песни.

С другой стороны, в России уже были свои композиторы. Алябьев, Глинка, Дегтярев. Всходила яркая звезда – Петр Ильич Чайковский. Да, пока это были отдельные личности, о какой-либо особой русской музыкальной школе говорить пока еще не приходилось. Но уже было с чем работать.

Словом, момент назрел и час настал. Самое время открывать консерваторию.

Что, собственно, и произошло в 1862 году. На открытии нового образовательного учреждения Рубинштейн говорил: «Учащиеся… должны не желать выходить из этих стен иначе как истинными художниками. Только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе».

Сам же Антон Григорьевич принял на себя несколько новых, уже консерваторских функций. Он – директор, дирижер оркестра и хора, а также профессор по классам фортепиано и инструментовки. Свободного времени не стало совсем. Его, впрочем, и раньше не было.

Тем не менее, Антон Григорьевич продолжает концертировать, гастролировать, сочинять музыку. А пианист он был великолепный. Бельгийский композитор Анри Вьетан писал: «Его власть над роялем – это нечто невообразимое; он переносит вас в другой мир; все механическое в инструменте забыто».

При этом он был человеком увлекающимся и рассеянным. Часто – о, ужас! – во время концерта вообще забывал, что играет. Сергей Рахманинов писал: «Я помню, как однажды на одном из концертов он играл «Исламея» Балакирева. Что-то отвлекло его внимание и, очевидно, он совершенно забыл сочинение, но продолжал импровизировать в манере балакиревской пьесы.

Минуты через четыре он вспомнил остальную часть и доиграл до конца. Это очень раздосадовало его, и следующий номер программы он играл с предельной точностью, но, как ни странно, его исполнение потеряло чудесное очарование момента, в котором подвела его память.

Рубинштейн был воистину несравненен, может быть даже и потому, что был полон человеческих порывов, а его исполнение – далеким от совершенства машины».

Кстати, сказать, виртуозом он не был. Отчасти из-за своей физической особенности – широких ладоней и коротких пальцев. Многие музыкальные критики того времени называли его руки «лапами».

Зато Влас Дорошевич писал, что он касался клавишей рояля, будто прикасался к жертвеннику.

Развитие Московской консерватории под руководством Рубинштейна

Когда в 1866 году Николай Рубинштейн, биография которого насыщена интересными фактами, поспособствовал открытию в Москве музыкальной консерватории и занял пост её директора, практически никто (даже его брат) не верил, что таким образом мужчина хоть немного продвинет музыкальную сферу в массы.

Но уже через несколько лет благодаря особым управленским и организаторским способностям мужчины консерватория стала лучшим музыкальным заведением не только на территории Москвы, но и практически во всей России.

Именно Николай Рубинштейн поспособствовал тому, что консерватории было выдано право преподавать по собственным учебным программам – их разрабатывали непосредстенно преподаватели учебного заведения. Кроме того, там была создана единственная на территории всей России кафедра древнерусского церковного пения.

В коллективе преподавателей консерватории находились лучшие композиторы и музыканты того времени.

image

Историография. В. В. ЧУБИНСКИЙ. БИСМАРК. БИОГРАФИЯ68за 24 часа

Историография. В. В. ЧУБИНСКИЙ. БИСМАРК. БИОГРАФИЯ

image

Кавалер четырех орденов Славы И. Г. Меркулов69за 24 часа

Кавалер четырех орденов Славы И. Г. Меркулов

image

Необычайная общительность музыканта

Пианист Николай Рубинштейн всегда обладал особенным талантом: он мог сойтись с любым человеком независимо от его возраста, пола и взглядов на жизнь. Именно поэтому в молодые годы музыканта пригласили вступить в «молодую редакцию» выпускаемого Погодиным журнала «Москвитянин». А затем молодой человек стал участником артистического кружка, членами которого были самые выдающиеся творческие личности того времени.

Отмечено, что в 1859 году, когда Боткин, Толстой и Оболенский разрабатывали проект Общества камерной музыки в Москве, именно Рубинштейна видели в его главе. К сожалению или к счастью, жизнь сложилась таким образом, что Николай посвятил всего себя Московской консерватории.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий