Значение личности Нижинского
- Критики [кто?] называли Нижинского «восьмым чудом света», высоко оценивая его талант. Его партнершами были Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Спесивцева. Когда он — бог балета — зависал в прыжке над сценой, казалось, что человек способен стать невесомым.
Он опровергнул все законы равновесия и перевернул их с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке человеческую фигуру, он легко чувствует себя в воздушном пространстве…
— Жан Кокто
Нижинский обладал редкой способностью полного внешнего и внутреннего перевоплощения[3]
Мне страшно, я вижу величайшего актёра в мире
— Сара Бернар
- Нижинский совершил смелый прорыв в будущее балетного искусства, открыл утвердившийся позднее стиль экспрессионизма и принципиально новые возможности пластики. Его творческая жизнь была короткой (всего десять лет), но напряженной. Личности Нижинского посвящён знаменитый балет Мориса Бежара«Нижинский, клоун Божий» на музыку Пьера Анри и Петра Ильича Чайковского, 1971.
- Нижинский был кумиром своего времени. В его танце сочетались сила и легкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками — многим казалось, что танцовщик «зависает» в воздухе. Он обладал замечательным даром перевоплощения, незаурядными мимическими способностями. На сцене от него исходил мощный магнетизм, хотя в повседневной жизни он был робок и молчалив.
Первые шаги
Нижинский родился в семье польских провинциальных танцовщиков Элеоноры Береды и Фомы Нижинского. Его младшая сестра Бронислава также стала танцовщицей и впоследствии балетмейстером с мировым именем. К тому же она была самым близким другом Вацлава. Балетом Нижинский начал заниматься с родителями в раннем детстве, как и выступать на сцене. От отца он унаследовал большой прыжок с баллоном (то есть возможностью «зависать» в воздухе). Когда отец оставил семью, мать с детьми переехала в Петербург, где в 1898 Нижинский поступил в Петербургское театральное училище. Его педагогами были Н. Г. и С. Г. Легаты, М. К. Обухов. Окончив в 1907 училище, он сразу же начал выступать в главных партиях с ведущими балеринами Мариинского театра. Среди его партнерш были знаменитые примы-балерины — М. Ф. Кшесинская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина. В год выпуска Нижинский станцевал Голубую птицу из «Спящей красавицы» — он изменил костюм, отказался от бутафорских крыльев и «окрылил» движения рук. Редактировать
Вместе с Дягилевым
Хотя Нижинский и танцевал весь академический репертуар ведущих солистов, все-таки его индивидуальность раскрывалась прежде всего в балетах М. М. Фокина во время первых «Русских сезонов» в Париже. Фокин поставил для этого необычного, почти андрогинного танцовщика партии юноши-поэта в «Шопениане» (мазурка и Седьмой вальс с Анной Павловой), Арлекина в «Карнавале», эротичного золотого раба в «Шехерезаде» (1910), мистическую главную партию в «Видении розы», жалкого кукольного Петрушки с человеческой душой («Петрушка»), Нарцисса («Нарцисс», 1911), Дафниса в «Дафнисе и Хлое» (1912). Нижинский стал идолом Парижа, «самым большим сюрпризом» первого сезона, о котором с восторгом писали выдающиеся люди своего времени, включая О. Родена. Он был интимным другом своего патрона-наставника С. П. Дягилева, который держал питомца в «золотой клетке», отгородив от повседневной жизни. В 1911 после его выступления в партии принца Альберта («Жизель») в Мариинском театре, когда он без разрешения дирекции надел «неказенный» костюм, созданный А. Н. Бенуа, в результате театральных интриг Нижинский был уволен из театра и стал «собственностью» Дягилева. Редактировать
Дополнительная литература
- Нижинская Р. Вацлав Нижинский. М., 1996.
- Нижинская Б. Ранние мемуары. М., 1998.
- Красовская В. Нижинский. Л., 1974.
- Красовская В. Русский балетный театр начала ХХ века. Т. 1, Хореографы.
- Bukle R. Nijinsky. London, 1980.
Сочинения
- Нижинский В. Чувства. Театради. М., 2000.
* * *
НИЖИ́НСКИЙ Вацлав Фомич [28 февраля (12 марта) 1890 (по другим данным, 1888 или 1889), Киев — 8 апреля 1950, Лондон], русский танцовщик и балетмейстер польского происхождения. Основоположник мужского танца 20 в. Редактировать
ли со статьей или есть что добавить?