Недолгое счастье Людмилы Целиковской и Каро Алабяна: что стало с единственным сыном легендарной пары

Ошибки молодости

image

А начинается тот период, который сама Целиковская позже назовет «ошибками своей молодости». Уже на втором году обучения актриса вышла замуж за своего однокурсника Алексеева-Месхиева. Брак продлился недолго – около года, – и уже скоро она была замужем за поэтом Войтеховым. Об этих двух союзах и рассказывать особо нечего, и упоминаю я о них только потому, что это тоже часть жизни нашей героини.

Небольшое отступление. Многочисленные в будущем браки стали поводом говорить о «распутности» и вольготном образе жизни актрисы. За ее романами и замужествами, затаив дыхание, следила вся страна. Но большинство людей просто не понимали, что Целиковская по своей натуре не могла изменять мужьям и заводить тайные романы как это делали остальные. Отсюда и разводы – она просто не хотела никого обманывать.

До того…

Немного отвлечься нам все же придется, чтобы рассказать, как в 1919 году в Архангельске родилась будущая звезда. В таких случаях принято говорить, что судьба ее была предрешена: папа – заслуженный деятель искусств, мама – оперная певица. Родители и для дочери планировали музыкальную стезю, но, однажды увлекшись театром, она уже и думать не могла ни о чем другом.

После школы поступила в Щукинское и… тут начинается наша история.

ЛИЦЕДЕЙКА И ХОХОТУШКА

image У Людмилы Целиковской было мало драматических ролей Людмила Васильевна появилась на свет в теплой Астрахани в семье оперной певицы и дирижера. Девочка страдала лихорадкой, и врачи посоветовали родителям перевезти ее в город с другим климатом. Так будущая актриса оказалась в Москве. Несмотря на регулярные уроки музыки, Людмила Целиковская так и не смогла стать хорошей пианисткой. Гораздо больше ее привлекало лицедейство — вместе с друзьями девочка выходила на улицу и изображала нищенку, прося подаяния. Мама не отругала ребенка за хулиганство, а поступила мудрее: отвела Люсю в театр имени Вахтангова к Рубену Симонову, чтобы тот дал профессиональную оценку ее актерскому таланту. Родительница не ошиблась — задатки у дочки действительно имелись. При поддержке родителей Целиковская поступила после школы в Щукинское училище. Первую роль она сыграла, будучи студенткой, дебютировав в «Сердцах четырех». Одновременно артистка снималась в картине «Антон Иванович сердится». Легкая на подъем, веселая, беспечная — она была прекрасной партнершей по площадке. «В сущности, она в этих фильмах, в той или иной степени соответствия, играла саму себя», — шутил Павел Кадочников, сравнивая коллегу с ее героиней Серафимой.image «Попрыгунью» считают лучшей работой Людмилы Целиковской С началом войны Людмиле Васильевне пришлось эвакуироваться из столицы. Ленинград, Омск, Алма-Ата — она часто переезжала. А в 1945-м актрисе выпал шанс поработать с Сергеем Эйзенштейном в ленте «Иван Грозный». Из-за этого фильма Целиковская чуть не лишилась возможности играть на сцене: она неудачно попыталась совместить съемки с занятостью в театре имени Вахтангова и только благодаря письму Эйзенштейна была восстановлена в учреждении после позорного исключения. Людмила Васильевна хотела играть в драме, но это редко удавалось: режиссеры видели в ней хохотушку из музыкальных комедий. Пожалуй, самыми серьезными ролями в кинокарьере Целиковской стали персонажи из «Ивана Грозного» и «Повести о настоящем человеке». Громкую славу принесла ей «Попрыгунья». Картина получила «Серебряного льва» на Венецианском фестивале. Хорошо или плохо, но с этого момента артистке еще активнее предлагали амплуа веселых простушек. В 1987-м Людмила Целиковская сыграла в последнем фильме Разочаровавшись в кино, Целиковская посвятила себя театру. Ее последней работой на большом экране стало участие в картинах «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» и «Репетитор» в 80-х. Годами актриса переживала из-за отношения к ней властей: ее роли называли наивными и безыдейными. Зато простые зрители Людмилу Васильевну обожали. Каждый советский парень заявлял, что мечтает жениться на Людмиле Целиковской. Однако сердце звезды не бывало свободным.

Конфронтация

Здесь мы вынуждены сделать еще одно небольшое отступление. Актриса всегда не ладила с властью, с самой молодости, настаивая, несмотря ни на какие обстоятельства, на уважение к себе. На этот счет сын Людмилы Целиковской Александр Алабян рассказывает одну полулегендарную историю: “В конце 40-х годов ее и еще одну актрису пригласили на дачу к заместителю Берии “посмотреть кино”. “И мы, дурочки, пошли”, – смеялась потом мама. Когда «кино» переросло в откровенные домогательства, она, не думая, врезала одному из замов Берии Кобулову по “оливковой роже” и побежала к выходу. Бежит, а сама боится: сейчас начнут стрелять. Но ее не тронули. Возможно, подумали, что, раз посмела замахнуться на такого человека, может, Сам покровительствует?! А вот вторая актриса осталась в особняке и спустя несколько лет попала в лагерь”.

Стоит только радоваться, что последствия не были более серьезными. Но не после того ли случая актрису стали преследовать неприятности? К примеру, несмотря на представления ко многим наградам, Целиковская их не получала.

image

Даже за роль царицы Анастасии в «Иване Грозном» ей не досталось ничего, хотя весь (!) актерский состав получил Сталинскую премию. Говорят, сам Иосиф Виссарионович вычеркнул ее из списка со словами «Не бывает таких цариц!». Возражать ему было не принято.

Хотя потом Целиковскую успокаивали, мол, все привыкли видеть в ней на экране легкомысленную простушку, в роли исключительно комедийных персонажей, и на самом деле Сталин выразил лишь общую мысль: не годится Людмила именно для серьезных ролей.

Даже после «Повести о настоящем человеке», где Целиковская сыграла драматическую роль и была хорошо принята зрителями и критиками, ее продолжали приглашать в комедии. Пожалуй, эта была еще одна серьезная причина того, что она перестала сниматься.

И решила Целиковская уйти в сознательную оппозицию. К примеру, она была одной из немногих, которая после публикации «Доктора Живаго» поехала не хулить Пастернака, а поздравить его букетом цветов.

Возможно, именно этой жизненной позицией был обусловлен ее дальнейший выбор спутника жизни. А ведь она вполне могла реабилитироваться перед новой властью во главе с Хрущевым, но предпочла выбрать опального режиссера Любимова.

Семья

Впервые Целиковская вышла замуж на втором курсе театрального училища (1938) за своего однокурсника Юрия Алексеева-Месхиева.

Вторым мужем актрисы (1939—1941) стал писатель Борис Войтехов.

Третьим мужем (1942—1947) был актёр Михаил Жаров.

Последним официальным мужем актрисы (1948—1959) был архитектор Каро Алабян. У них родился сын Александр (1949).[8]

Около 15 лет (1959—1975) Целиковская прожила в фактическом браке с Юрием Любимовым[9].

В конце жизни Людмила Целиковская назовёт первые два замужества ошибками молодости, а о Михаиле Жарове всегда отзывалась тепло: «Он любил меня больше всех… А я больше всех любила Алабяна»[10].

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий