Краткая биография Витте: экономика, политика и дипломатия

Генеалогия Витте

В семье курляндского дворянина Христофа-Генриха-Георга-Юлиуса и дочери губернатора саратовского края Екатериной Андреевны (в девичестве Фадеевой) в 1849 году родился сын, Сергей Витте. Краткая биография отца семейства содержит сведения о высоком уровне его образования (он владел специальностями горного инженера и агронома). В начале сороковых годов он обосновался в Саратовской губернии и занимал должность управляющего крупного помещичьего хозяйства. История умалчивает о том, чем он покорил сердце Екатерины Андреевны Фадеевой, но очевидно, что задача эта была не из простых. Будущая его супруга и мать Сергея Юльевича происходила из высокообразованной дворянской семьи, ее дедом был князь Долгоруков. Другие дети саратовского губернатора тоже отличались, причем не только высоким происхождением – например, одна из дочерей стала видной писательницей (Елена Ган). Двоюродная сестра Екатерины Фадеевой, Е. А. Сушкова, прославилась как автор весьма интересных мемуаров, живописавших общество того времени. Елена Блаватская приходилась мальчику кузиной.

Возможно, кому-то покажется малозначительным обстоятельством то, в какой семье родился Витте Сергей Юльевич. Краткая биография его, тем не менее, без этих сведений невозможна. Предки его были людьми достойными и одаренными.image

Начало государственной службы

По просьбе Александра III Витте занял пост директора Департамента железнодорожных дел. Он получил власть, достаточную для осуществления реформы в области тарификации перевозок. Краткая биография Витте не может вместить все детали его деятельности на этом посту. По мнению некоторых историков, благодаря ему российские железные дороги в ту эпоху стали одними из самых экономически эффективных во всем мире.

Карьера

Один из самых знаменитых реформаторов царской России отличался исключительной практичностью. В своей краткой биографии Витте упомянул о том, что на раннем этапе своей карьеры в управлении железных дорог он работал в качестве кассира, контролёра движения и помощника начальника станции для того, чтобы обрести реальный опыт в этой сфере.

Трагическая случайность едва не лишила молодого специалиста всех перспектив. Он предстал перед судом из-за крушения поезда, повлёкшего за собой многочисленные человеческие жертвы. Витте был признан виновным и приговорён к тюремному сроку. Но принимая во внимание его заслуги в организации снабжения русской армии во время войны с Турцией, наказание сократили до минимума.

Железнодорожная карьера Витте благополучно продолжилась. Он исполнял обязанности начальника службы эксплуатации в Санкт-Петербурге и Киеве, а также участвовал в разработке принципов тарификации перевозки грузов и таможенной политики.

Даже в краткой биографии Витте невозможно не упомянуть о курьёзном эпизоде, отлично продемонстрировавшем упрямый характер реформатора. Во время организации железнодорожной поездки Александра III он дерзко заявил приближённым царя о недопустимости использования двух локомотивов для повышения скорости. Произошедшее позднее крушение императорского поезда подтвердило его правоту.

Реформы

В течение 11 лет Витте исполнял обязанности министра финансов. С этим периодом связаны его самые известные экономические реформы и дипломатические достижения. Витте привлекал иностранные инвестиции для индустриализации России. Он установил государственную монополию на продажу алкоголя, которая превратилась в один из основных источников дохода царского правительства. Министр проявил себя искусным дипломатом на завершающей стадии подписания крайне выгодного для Российской империи договора с Китаем о строительстве железнодорожной магистрали на территории Маньчжурии.

Самой знаменитой финансовой реформой, заслуживающей упоминания в краткой биографии Витте, стало введение золотого стандарта. Российский рубль обеспечивался фиксированным количеством драгоценного металла, что благотворно повлияло на приток иностранного капитала. Министр финансов стал инициатором принятия закона об ограничении количества рабочих часов на предприятиях. Витте призывал к проведению аграрной реформы и переселению крестьян на свободные земли на окраинах империи. Многие из его идей впоследствии были позаимствованы Петром Столыпиным.

[править]Биографические данные

Сергей Витте родился 17 июня (29 июня) 1849 года в Тифлисе. Семья немецкого происхождения, но среди его предков был Пётр Павлович Шафиров, дочь которого Марфа вышла замуж за князя С. Г. Долгорукова, среди их потомков и был С. Витте[2].

В Кишинёве окончил 1-й Кишинёвскую русскую гимназию.

В 1866−1870 годах окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, получив степень кандидата физико-математических наук.

С 1 мая 1870 года работал в управлении Одесской железной дороги.

Во 2-й половине 1870-х годов возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги, был одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н. М. Чихачева, в ведении которого была и Одесская железная дорога; уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.

Сумел отличиться в перевозке войск к театру военных действий во время русско-турецкой войны, чем обратил на себя внимание великого князя Николая Николаевича.

В 1879 году переехал в Санкт-Петербург и был назначен начальником эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог, в состав которого входили Одесская, Харьковско-Николаевская, Фастовская, Киево-Брестская и Брестско-Граевская железные дороги.

В феврале 1880 года переехал в Киев и был назначен начальником службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог, председателем правления которого был Иван Станиславович Блиох.

В 1886 году был назначен управляющим Общества Юго-Западных железных дорог.

С 10 марта1889 года — начальник Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов.

В 1891 году был принят новый таможенный тариф Российской империи, разработанный при активном участии Сергя Витте и Дмитрия Менделеева.

С 15 февраля по 30 августа1892 года — министр путей сообщения. Ликвидировал ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов, провёл реформу железнодорожных тарифов и т. д.

С 30 августа 1892 года по 29 августа1903 года — министр финансов, поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали, участвовал в заключении торгового договора с Германской империей, ввёл винную монополию и т. д.

С 1896 года — статс-секретарь.

Провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги, также с Китаем был заключён союзный оборонительный договор.

В 1897 году провёл денежную реформу по введению золотого стандарта рубля.

В 1898 году провёл реформу торгово-промышленного налогообложения.

С 1899 года — действительный тайный советник.

С 29 августа 1903 года по 23 апреля1906 года — председатель комитета министров.

С 1903 года — член Государственного совета, в 1906−1915 годах назначался к присутствию.

С 1903 года — член комитета финансов, в 1911−1915 годах — председатель комитета финансов.

В 1904 году заключил торговый договор с Германской империей.

Летом 1905 года был направлен в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японской империей после Русско-японской войны.

С 19 октября1905 года по 22 апреля1906 года — председатель Совета министров.

Умер 28 февраля (13 марта) 1915 года в Петрограде.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий