Краткая биография Лескова Николая Семеновича писателя

Н.С. Лесков. Интересные факты о писателе

НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ

Русский писатель-этнограф. Николай Семенович Лесков родился 16 февраля (по старому стилю — 4 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии.

Читайте также:  Почему лопахин не сделал предложение вере. «Вишневый сад», Лопахин: характеристика образа

От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер.

Умер

Николай СеменовичЛесков 5 марта 1895 г. в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни.

7 интересных фактов о жизни и творчестве Лескова.

16 февраля 1831 года родился «самый русский писатель» Николай Семёнович Лесков.

Лесков был внуком священника и всегда подчеркивал свою связь с духовным сословием, изображение которого считал своей литературной «специализацией». Хотя отец Лескова не стал священнослужителем, семейное воспитание определило и духовный облик будущего писателя. Родился Николай в Орле, а позже вся семья перебралась в Кромский уезд. Общение с деревенскими детьми дало юному Лескову понимание «простонародного быта», который он узнал до мельчайших подробностей. Его рассказы «Несмертельный Голован» (1879), «Пугало» (1885), «Юдоль» (1892) основаны на детских воспоминаниях.

Сначала образование Лесков получал в доме богатых родственников. Поступив в орловскую гимназию, учился плохо, и через пять лет, не выдержав переводных экзаменов, ушел на службу писцом в палату уголовного суда. Внезапная смерть отца и бедственное положение семьи заставило Николая много работать, переезжая из одного чужого дома в другой. Объезжая самые дальние уголки России, Лесков смог набраться впечатлений, которые дали материал для ряда заметок, статей и фельетонов.

С приездом в Петербург в 1861 году началась активная работа Лескова в периодике. Он быстро стал заметным публицистом, а вскоре появились его первые рассказы. С января 1864 года начал печататься роман «Некуда», который современники приняли прохладно. Либералы говорили о клевете на молодое поколение, хотя писатель явно разграничил «шальных шавок» нигилизма и искренне преданных социализму молодых людей, выступающих за постепенное реформирование страны. Обвинения в шпионаже объяснялись памфлетностью романа: Лесков изображал узнаваемых литераторов и революционеров в карикатурном виде. Антинигилистические мотивы часто звучали в его творчестве, и революционная молодежь откровенно высказывала свою неприязнь к Лескову. Из-за этого лучшие рассказы тех лет «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), хроники «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (1874) прошли почти незамеченными.

Начиная с 1860 годов и до последних ней Лесков писал о религии в жизни русского общества. Он погружался в мир старообрядцев и сектантов, очень лично воспринимая поиск истиной веры. При этом в зрелом возрасте Лесков прохладно относился к православию, и больше склонялся к протестантизму. Эволюция писателя от рассказа «На краю света» (1875), полного национальным православием, к очеркам «Мелочи архиерейской жизни» (1878), «Синодальные персоны» (1882), повести «Полунощники» (1891), где писатель саркастично высмеивает официальную церковность, привела не только к «возвращению» Лескова к либеральной прессе, но и его реабилитации в общественном сознании.

Известно, что Лесков часто обрабатывал древние сюжеты, придавая своим рассказам колорит и историческое правдоподобие. На древнерусском сборники житий и сказаний «Прологе» Николай Семёнович написал серию стилизованных легенд из жизни первохристиан: «Повесть о богоугодном дровоколе», 1886; «Скоморох Памфалон», 1887; «Зенон-златокузнец», 1890), превратив их в художественную проповедь. Это неприятие церковной набожности упрочило за Лесковым репутацию писателя широких гуманистических взглядов.

До самого конца лесков оставался экспериментатором в области литературы. Он блестяще имитировал язык XVIII века, любил красочность, умел писать изысканно и в то же время просто.

Интересные факты о писателе.

1. Николай Лесков, как и Лев Толстой, был вегетарианцем, причем этот стиль питания повлиял не только на жизнь писателя, но и на его творчество. Пресса порой высмеивала пристрастия Лескова в еде, но тот не обращал на насмешки никакого внимания, потому что был убежден, что употребление животных в пищу совершенно недопустимо.

2. Лесков активно пропагандировал вегетарианство, публиковал заметки в газетах и разметил в газете «Новое время» призыв к созданию кулинарной книги для вегетарианцев. К этим двум вопросам — отношению к животным и этике пищи писатель обращался во многих своих произведениях. Он первым в России создал в своих произведениях персонажа-вегетарианца.

3. Многие русские классики восхищались произведениями Лескова и его литературным талантом. Лев Николаевич Толстой называл Лескова «самым русским из наших писателей», имея в виду его понимание народа и «писателем будущего», подразумевая неординарность лесковской «жестокой прозы». Чехов же считал Лескова одним из главных своих учителей.

Читайте также:  6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. О создании романа «Дубровский». Сюжет, характеры, проблематика. Историко-культурный контекст времени.

4. Многими исследователями замечается уникальное знания разговорного русского языка, а так же мастерское его использование. Горький говорил, что в плане образности слова и мысли Лесков стоит в одном ряду с Толстым, Тургеневым, Гоголем и Гончаровым. При этом считается, что своим житейским кругозором, вниманием к бытовым мелочам и тонким знанием русского языка Николай Семёнович превосходит всех этих авторов.

5. Литературные критики часто обращали внимание на чрезмерную выразительность речи и нарочитость накладываемых красок, но сам Лесков не собирался кастрировать свой стиль в угоду критикам. Лесков считал речевые характеристики персонажей и индивидуальные особенности языка героев важнейшим элементом литературы.

6. Ольга Васильевна (первая жена Лескова) сошла с ума и последнюю половину жизни провела в больнице для душевнобольных. Писатель навещал её до самой своей смерти, и однажды ее спросили, помнит ли она человека по имени Лесков. Она ответила: «Вижу… вижу… Он черный… »

7. Политическая позиция Лескова была неоднозначной. В молодости он прошёл через увлечение социализмом, и в его окружение входили литераторы-радикалы, но уже к тридцати годам он выступал как противник революционных преобразований. Оглушительный резонанс имела статья Лескова по поводу пожаров в Петербурге, случившихся в 1862 году. Ходили упорные слухи о поджигателях-революционерах, которые писатель потребовал доказать или опровергнуть. Радикальные либералы сочли его призыв за донос и начали травить писателя. Это оставило неизгладимый след в памяти писателя.

Интересные факты из жизни

Изучение творчества Лескова затруднено ввиду того, что писатель печатался под многочисленными псевдонимами. В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебни́цкий. Временами проскальзывали подписи «М. С», «С», «Л. С», «П. Лесков-Стебницкий» и «М. Лесков-Стебницкий». Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны: «Фрейшиц», «В. Пересветов», «Николай Понукалов», «Николай Горохов», «Кто-то», «Дм. М-ев», «Н.», «Член общества», «Псаломщик», «Свящ. П. Касторский», «Дивьянк», «М. П.», «Б. Протозанов», «Николай-ов», «Н. Л.», «Н. Л.—в», «Любитель старины», «Проезжий», «Любитель часов», «N. L.», «Л.»

Библиография

Романы Некуда (1864) Обойдённые (1865) Островитяне (1866) На ножах (1870) Соборяне (1872) Захудалый род (1874) Чёртовы куклы (1890)

Повести Житие одной бабы (1863) Леди Макбет Мценского уезда (1864) Воительница (1866) Старые годы в селе Плодомасове (1869) Смех и горе (1871) Загадочный человек (1872) Запечатленный ангел (1872) На краю света (1875) Некрещенный поп (1877) Левша (1881) Очарованный странник (1873) Жидовская кувырколлегия (1882) Полунощники (1891) Оскорблённая Нетэта (1890)

Экранизации произведений, театральные постановки

Наиболее известные экранизации (полный список на Кинопоиске): Интересные мужчины (2003, Россия) реж. Юрий Кара Очарованный странник (1990, СССР) реж. Ирина Поплавская Леди Макбет Мценского уезда (1989, СССР, Швейцария) реж. Роман Балаян Левша (1986, СССР) реж. Сергей Овчаров Катерина Измайлова (1966, СССР) реж. Михаил Шапиро Левша [мультфильм] (1964, СССР) реж. Иван Иванов-Вано

План-конспект урока «Очерк жизни и творчества Н.С. Лескова»

«Н.С. Лесков. По страницам жизни и творчества»

Читайте также:  Презентация на тему «Биография Гоголя» для 5 класса презентация к уроку по литературе (5 класс)

Цель:

  1. Создать целостное представление о личности и творчестве писателя..
  2. Прививать учащимся любовь к литературе на материале программных произведений Н.С. Лескова.
  3. Развитие навыков восприятия монологической речи.
  4. Развитие навыков записи лекции.

Ход урока.

План лекции:

  1. Дописательская биография Лескова.
  2. Начало литературного пути. Первые художественные произведения 1860-х годов.
  3. Литературная зрелость Лескова. Ведущие темы творчества.
  4. Современники о творческом наследии Лескова.

На предыдущем уроке в качестве индивидуального домашнего задания 2-м учащимся было дано задание подготовить сообщения ни темы: «Орловщина — родина Лескова», «Лесковские места нашего города».

1. Словарная работа:

Праведник — человек верующий, живущий по законам Христа, совершающий ежедневный подвиг любви к людям.

2. Оформление тетрадей:

Эпиграф:

Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью на­родного миросозерцания, артистизмом русского языка… Все это он стремится выразить в своем творчестве.

И.П. Видуэцкая

3. Слово учителя. Вопрос учащимся:

Вам уже известно имя великого русского писателя Николая Семеновича Лескова. Вспомните, пожалуйста, названия его произведений, которые вы изучали ранее (В зависимости от программы обучения учащиеся могут назвать такие произведения, как «Левша», «Тупейный художник», «Человек на часах», и др.). А помните ли вы какие-нибудь факты из биографии писателя?

Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не вклю­чался в число классиков. Его творчество долго находилось вне школьных и вузовских программ по литературе, оно было изъято из русского литературного процесса. Даже на родине Лескова в начале 50-х годов в орловских музеях, и в Тургеневском, и в краеведческом, портретов писателя не было. Но уже в январе 1957 года был открыт музей писателей-орловцев и в нем представлена экспозиция, посвященная Лескову. А в сентябре 1966 года на межвузовской научной конференции, посвященной 400-летию нашего города, прочитано 6 докладов о Лескове гостями из Омска, Киева, Якутска, Астрахани, Иванова и из Чехословакии. В 1974 году в Орле наконец открылся музей нашего земляка и прошла первая лесковская научная межвузовская конференция.

«Это не жизнь, а только житие», — так определил свой жизненный путь сам Лесков. Действительно, этот путь складывался не просто. А причины тому были разные, как внешние обстоятельства, так и внутренний мир автора.

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда. Дед — священник, отец — чиновник, мать — из орловского дворянского рода Алферьевых.

Читайте также:  Идейно-тематическое содержание романа «ДОКТОР ЖИВАГО»

Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Орликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мельника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе Я с народом был свой человек…».

  1. Индивидуальные сообщения учащихся (с использованием презентации).
  2. Слово учителя.

В 1841 году Лесков поступил в Орловскую гимназию, но учился неважно и не­долго — умер отец, нужно было обеспечивать себя и семью. Этот трагический поворот, с одной стороны, «положил предел и правильному продолжению учености…» Впоследствии Лесков скажет о себе: «В науках далеко не зашелся», — и назовет он себя «малообученным» для литературного дела. Действительно, детство, прошедшее в провинции, карьера провинциального чиновника как бы изначально предполагали изолированность от людей «лучших умов и понятий», незнание философских, идеологических, социально-политических исканий 30 — 40 годов. «Мы не те литераторы, которые развивались в духе известных начал и строго подготовлялись к литературному служению. Нам нечем похвастаться в прошлом: оно у нас было по большей части и мрачно и безалаберно. Между нами почти нет людей, на которых лежал бы хоть слабый след благотворного влияния кружков Белинского, Станкевича… Мы, плачевные герои новомодного покроя, все посрывались, «кто с борка, кто с сосенки…». Время нас де­лало литераторами, а не наши знания и дарования», — так метко и тонко охарактеризовал Лесков писателей своего поколения, писателей, пришедших в русскую литературу в начале 1860-х годов.

Но, с другой стороны, от жизни Лесков и получил немало. К тридцати годам он побывал и чиновником уголовной палаты, и помощником столоначальника по «рекрутскому столу ревшского отделения», и коммерсантом в фирме А.Я. Шкотта. Он жил в Орле, Киеве, Петербурге, изъездил почти всю Российскую империю: служба «требовала беспрестанных разъездов, удерживала в глухих захолустьях». Лесков увидел Россию во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа. Это все помогло ему стремительно и свободно войти в русскую литературу.

Лесков практически не знал литературной молодости: он пришел в искусство тридцатилетним и сразу же заявил о себе как о незаурядном публицисте, а затем показал себя зрелым художником.

Первая «проба пера» — в 1860-м году. Лесков опубликовал свое первое произ­ведение: «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)» в журнале «Отечественные записки» (№ 4). С 1861 года один за другим появляются его рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким проникновением в народную психологию, знанием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России.

Его позиция в политической борьбе эпохи отличалась самостоятельностью и опиралась на близкое знание жизни низовых слоев русского общества. Лесков не разделял идею радикального преобразования общественной жизни, но понимал необходимость ее обновления. Революционному пути, на который призывали русские демократы, писатель противопоставил возможность «мирного и стройного разрешения общественных вопросов».

Проблемы национального сознания русского народа, национального самосознания человека из народа, веры и безверия становятся постоянными и актуальными в творчестве Лескова. Показательны в этом отношении самые первые — 1862 г. — беллетристические опыты Лескова: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе». Первые художественные произведения — это «сильная позиция», своего рода заглавие или эпиграф ко всему творчеству писателя.

Дилогия «Разбойник» и «В тарантасе» «обещает» (если иметь в виду все твор­чество писателя) того Лескова, которого читатель знает по «Житию одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левше»,

«Очарованному страннику». Здесь уже реализованы характерные для него эстетические принципы изображения действительности, способы и приемы характерологии, стилистическая манера, формы авторского присутствия в тексте, жанрообразование. Уже здесь Лесков стремится выразить свои философско-религиозные взгляды, выделяя в социально-политических проблемах всегда волновавший его христианско-этический аспект.

С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др. В художественном воплощении этой темы писатель проявил иное, чем у революционных демократов понимание перспектив и возможностей общественного развития России, иное видение мира и человека — христианское.

Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др. Размах и масштабность лесковских. творений были закономерным продолжением художественных опытов 1860-х годов.

В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Рус­ский демократ в Польше», «Шерамур».

Современники по-разному воспринимали его творчество. Для одних он был «талантом средней величины» (А. Скабичевский), для других даже «мертвым пи­сателем… анекдотистом» (В. Богданович), а третьи подчеркивали его «независимую мысль, одухотворенную любовью к народу, добру и правде, необыкновенную силу его психического анализа и высокую оригинальность, как в форме, так и в содержании» (А. Введенский). Потребовалось немало времени, чтобы этот «оригинальный, своеобразный, удивительный талант» (М. Горький) был признан читате­лями и историками литературы. Н.С. Лесков лишь недавно занял по праву достойное место в ряду классиков русской литературы.

Искусство, по Лескову, должно служить «умножению в людях добра, правды и мира». «Все, что не поднимает духа человеческого, не есть искусство в том священном его значении», — утверждал Николай Семенович.

В 1895 года, в ночь с 20 на 21 февраля Н.С. Лесков умирает, прожив 64 года, из них 34 отдав литературе. Но ведь путь писателя не заканчивается строками некролога. Л.Н.Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков — писатель будущего».

Читайте также:  «Мой любимый поэт Серебряного века (Н. Гумилев)»

6. Домашнее задание.

1. Прочитать повесть «Очарованный странник».

2.Выделить сюжетную линию, подумать над смыслом названия произведения, о своеобразии изображения русского национального характера.

3. Обратить особое внимание на описания внешности героя, пейзажные зарисовки, ключевые эпизоды произведения. Найти в Интернете иллюстрации к повести.

Некоторые произведения

Романы

  • Некуда (1864)
  • Обойдённые (1865)
  • Островитяне (1866)
  • На ножах (1870)
  • Соборяне (1872)
  • Захудалый род (1874)
  • Чёртовы куклы (1890)

Повести

  • Житие одной бабы (1863)
  • Леди Макбет Мценского уезда (повесть) (1865)
  • Воительница (1866)
  • Старые годы в селе Плодомасове (1869)
  • Смех и горе (1871)
  • Загадочный человек (1872)
  • Запечатленный ангел (1873)
  • На краю света (1875)
  • Некрещенный поп (1877)
  • Левша (1881)
  • Очарованный странник (1873)
  • Полунощники (1891)
  • Оскорблённая Нетэта (1891)

Рассказы

  • Несмертельный Голован (1880)
  • Заячий ремиз (1894)
  • Железная воля (1876)
  • Человек на часах (1887)
  • Бесстыдник (1877)

Очерки

  • Еврей в России: несколько замечаний по еврейскому вопросу (1883)
  • О русской иконописи (1873)

Пьесы

  • Расточитель (1867)

Образование и карьера

В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось – за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.

В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.

В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Издание произведений

Незадолго до смерти, в 1889 году, Лесков составил и издал в типографии А.Ф. Маркса «Полное собрание сочинений» в 12 томах, куда вошли большей частью его художественные произведения (причём, в первом издании 6-й том не был пропущен цензурой). В 1902—1903 годах в том же издательстве (в качестве приложения к журналу «Нива») вышло 36-томное собрание сочинений, в котором редакторы постарались собрать также публицистическое наследие писателя и которое вызвало волну общественного интереса к творчеству писателя. После революции 1917 года Лесков был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы (исключение составляет включение 2-х рассказов писателя в сборник 1927 года) были преданы забвению. Во время короткой хрущёвской оттепели советские читатели наконец получили возможность вновь соприкоснуться с творчеством Лескова — в 1956-1958 годах было издано 11-томное собрание сочинений писателя, которое, однако, не является полным: по идеологическим причинам в него не был включён наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах», а публицистика и письма представлены в очень ограниченном объёме (тома 10-11). В годы застоя предпринимались попытки издавать короткие собрания сочинений и отдельные тома с произведениями Лескова, которые не охватывали области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»), и которые снабжались обширными тенденциозными комментариями. В 1989 году первое марксовское собрание сочинений Лескова — также в 12 томах — было переиздано в «Библиотеке «Огонька»». Впервые по настоящему полное (30-ти томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 года и продолжается до сих пор. В это издание помимо известных произведений планируется включить все найденные, ранее не издававшиеся статьи, рассказы и повести писателя.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий