Имени П. Ф. Лесгафта институт физкультуры, Санкт-Петербург: описание, специальности, факультеты и отзывы

Библиография[править | править код]

Труды по анатомии[править | править код]

Главнейшие работы П. Ф. Лесгафта по анатомии[13]:

  • «О круговой мышце глаза»,
  • «О некоторых мышцах и фасциях, окружающих мочеиспускательный канал»,
  • «О нишей или собственно-глоточной сумке»,
  • «Аномалии человека и относительная частота их»,
  • «О причинах, влияющих на форму костей»,
  • «Основы теоретической анатомии» (ч. I, 2-е изд., 1896; 1905);
  • «Анатомия человека» (выпуски I и II, 1895 — немецкий перевод, Лейпциг, 1892) и
  • ряд работ в «Известиях Санкт-Петербургской Биологической Лаборатории», «Мем. Санкт-Петербургской Академии Наук», «Anatom Anz.», 1901 и др.

Труды по антропологии и педагогике[править | править код]

Главные труды Лесгафта как специалиста по антропологии и по вопросам физического воспитания детей:

  • «Об отношении анатомии к физическому воспитанию» (1876),
  • «Задачи антропологии и метод её изучения»,
  • «Семейное воспитание ребёнка» (ч. I и II, 5-е изд. 1906; ч. III, 1911),
  • «Первые годы жизни ребёнка» («Известия Санкт-Петербургской Биологической Лаборатории», т. III, выпуски 3 и 4; т. V, выпуски 1 и 2; т. VII, вып. 1);
  • «Период возмужалости» («Известия Санкт-Петербургской Биологической Лаборатории», т. II, выпуски 2 и 3);
  • «Материалы для изучения школьного возраста»;
  • «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» (СПб., 1901—1904, 3-е изд. 1912).

Посмертные издания[править | править код]

Некоторые издания после 1917 г.:

  • Лесгафт П. Ф. Избранные труды по анатомии. М.,1968.
  • Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И. Н. Решетень. — М., 1990.
  • Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. // Послесл. Е. С. Буха, М. Педагогика 1991. 174 с.
  • Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта. М., Academia, 2002.
  • Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта/ Пер. с венг..; Под общ. Ред. В. В. Столбова. — М., 1982.
  • Пономарёв Н. И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. — М., 1970.
  • Советская система физического воспитания/ Гл. ред. Г. И. Кукушкин. — М., 1975.

Учебные заведения – Лесгафт, Пётр Францевич

08 февраля 2011Оглавление:1. Лесгафт, Пётр Францевич2. Педагогические идеи3. Адреса в Санкт-Петербурге

Пётр Францевич Лесгафт
image
1-й Ректор НГУ им. П.Ф.Лесгафта
1896 год — 1909 год
Предшественник: должность учреждена
Преемник: Ковалевский, Максим Максимович
 
Образование: медико-хирургическая академия
Учёная степень: доктор медицины
Профессия: биолог, анатом, антрополог, врач, педагог
Рождение:
Смерть:
Отец: Франц Карлович Лесгафт
Мать: Генриетта Адамовна Лесгафт

Пётр Францевич Лесгафт сентября 1837, Санкт-Петербург — 28 ноября 1909) — выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания, прогрессивный общественный деятель России.

Предварительный просмотр:

          Жизнь и деятельность Петра Францевича Лесгафта (1837— 1909), крупного ученого—анатома, биолога, видного общественного деятеля и педагога, протекала в годы нарастания революционного движения, революции 1905 г. и наступившей затем реакции.

         У П. Ф. Лесгафта научная и общественная деятельности сливались воедино. Стремление сблизить науку и жизнь, мысль и дело, воспитать полноценную человеческую личность, борющуюся с общественным злом и насилием, признающую общественный труд смыслом жизни, отдающую все свои силы служению идее, было программой, которую П. Ф. Лесгафт последовательно и настойчиво проводил в течение всей своей жизни.

          П. Ф. Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения. “Все, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется — распадается”, –  писал он.

          П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребенка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п.

         В книге “Семейное воспитание ребенка и его значение Лесгафт выдвигал следующие главные требования к организации воспитания в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя, признание личности ребенка, обращение с ним как с человеком. “Вся тайна семейного воспитания,— писал Лесгафт,— в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности…”

          Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. “Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип,— писал Лесгафт. — Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией”.

          Исторической заслугой П. Ф. Лесгафта является создание оригинальной теории физического воспитания, или, как он писал, образования, детей, в соответствии с которой на первое место в анатомо-физиологическом совершенствовании организма детей он поставил двигательные упражнения, умение  сознательно управлять отдельными движениями, преодолевать препятствия с возможно большей ловкостью и наименьшей  затратой энергии. Физическое воспитание он считал важнейшим средством всестороннего развития личности человека, тесно связанным с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием: “Оно поможет детям стать более активными, культурными людьми, умеющими продуктивно и экономно расходовать свои силы и энергию, как в личном, так и в общественном деле”.

Научные взгляды

Семейное воспитание

Могила Лесгафта, Литераторские мостки, Санкт-Петербург image Памятник П. Ф. Лесгафту, стоящий у входа в Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге

П. Ф. Лесгафт считал, что различные типы детей возникают, прежде всего, в условиях их семейной жизни и воспитания.[9]

В книге «Семейное воспитание ребёнка и его значение» П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: «щадить личность своего ребёнка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любовь и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. П. Ф. Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребёнка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма важное значение в развитии личности человека. «Во время семейного периода жизни ребёнка,— писал Лесгафт,— складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании».

П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребёнка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п. Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. «Ребёнок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип,— писал Лесгафт. — Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией». Советуя создавать для детей необходимые условия, чтобы они могли «жить жизнью ребёнка», Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умения преодолевать препятствия и трудности при достижении поставленных целей.[10]

Физическое воспитание

Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, — Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма.[11]

В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Учёный рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчёркивает важность разумного сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, — писал П. Ф. Лесгафт, — чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Так же, как и И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями».

Используя при этом термин «образование», П. Ф. Лесгафт понимает его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у П. Ф. Лесгафта — это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование — целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряжённее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П. Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования.

Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично». Впервые в России П. Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при чётком и кратком объяснении упражнения.

Большое внимание П. Ф. Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырём основным группам:

  • простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний;
  • упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия;
  • упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определённое расстояние и метании в цель;
  • систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.[12]

Награды университета

Институт Лесгафта Петербурга за годы педагогической деятельности награжден орденами и почетными грамотами.

Самая первая высокая награда, присужденная учебному заведению в тысяча девятьсот тридцать пятом году за высокие показатели и образцовую работу – орден Ленина.

В июле этого же года Советом депутатов трудящихся города Ленинграда институту было вручено знамя за высокие достижения в области спорта и подготовки молодых кадров.

В апреле тысяча девятьсот сорок второго года за отличное выполнение боевых заданий в годы войны с немецкими захватчиками институт Лесгафта (СПб) был награжден Орденом Красного Знамени.

image

Ленинская почетная юбилейная грамота была вручена в апреле тысяча девятьсот семидесятого года за высокие показатели в социалистическом соревновании.

А в январе две тысячи одиннадцатого года президент Российской Федерации выразил особую благодарность за огромный вклад в развитие образования в области спорта.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий