Г аполлинер биография. Гийом аполлинер краткая биография. Проза и антологии

Chantre

Et l’unique cordeau des trompettes marines.

1912

Это самый знаменитый в мире моностих: едва ли не все современные нацио­нальные традиции однострочной поэзии (кроме основанной Брюсовым русской) восходят именно к нему. Перевести его невозможно: называется он «Поющий», а сама строчка дословно переводится как «И единственная струна морских труб», но дело в том, что

по-французски

(и только

по-французски

) «морской трубой» именуется монохорд — старинный музыкальный инстру­мент, у которого буквально единственная струна. Однако перед нами не просто его описание: в слове cordeau («струна», «шнур») заложено еще звучащее точно так же словосочетание cor d’eau («водяной рог», «труба»), превращающее струн­ный инструмент обратно в духовой. И точно так же звучит сло­во­сочета­ние corps d’eau («тело воды», «толща воды»). Дальнейшей ин­тер­претации посвящены десятки страниц — из самых занятных версий отметим трактовку «Поющий и струна — как Бог и сотворенная им Вселенная» (осно­ван­ную на знакомстве Аполлинера с гравюрой эзотерика Роберта Фладда «Все­ленский монохорд») и версию о том, что Аполлинер просто пошутил, передав привет господину Журдену из молье­ровского «Мещанина во дворянстве» (который не только открыл, что раз­го­ва­ривает прозой, но еще и признавался, что монохорд — trompette marine — его любимый инструмент). Другие выпуски image Моностих дня микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Визуальный стих дня image Иван Аксенов и игра шрифтами Марш дня «Прощание славянки» Дизайн дня Конструктор Build the Town  Архив История, Антропология

Последние годы[править | править код]

image

В 1914 году ушёл добровольцем на фронт[5]. Находясь на фронте, 17 марта 1916 года Аполлинер был ранен в голову осколком снаряда; в мае перенёс трепанацию черепа. 2 мая 1918 года он женился на Эмме Луизе (Жаклин) Кольб. Осенью 1918 года Аполлинер, ослабленный операцией, умер от испанского гриппа во время эпидемии. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Биография и творчество[править | править код]

Мать Аполлинера — польская аристократка Анжелика Костровицкая гербаВонж, родившаяся в Великом княжестве Финляндском, в Гельсингфорсе. Родовая усадьба Костровицких, как и Мицкевича, находилась в Новогрудке (ныне Белоруссия). Вильгельм и его брат Альберт родились у Анжелики в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом (отцами), неизвестно. Возможно, отцом будущего поэта был Франческо Флюджи д’Аспермонт, итало-швейцарский аристократ или итальянский офицер[5].

Детство Аполлинер провёл в Италии, учился в коллежахМонако, Канна и Ниццы, в 1899 году переехал с матерью в Париж. Специального образования не получил[5]. В молодости Аполлинер некоторое время жил в Бельгии, где овладел валлонским языком достаточно хорошо, чтобы писать стихи, некоторые из которых сохранились.

В качестве литературного псевдонима Костровицкий выбрал французские варианты двух своих имён — Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire; это имя носил также его дед). Основал ряд журналов, в том числе «Эзопов пир» (1904)[5]. В 1910-е активный публицист: хроникёр в «Меркюр де Франс», критик в «Пари-журналь» (Paris-journal); в 1912—1913 годах с Андре Билли редактировал журнал «Суаре де Пари» (Soirées de Paris), писал о современной живописи: «Художники-кубисты» (Les peintres cubistes, 1913). Поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо. В 1907 году познакомился с художницей Мари Лорансен; до 1912 года состоял с ней в любовной связи.

Весной 1917 года по личной просьбе Дягилева и Кокто Аполлинер выступил с манифестом искусства будущего, под названием «Новый дух». Сопровождая скандально прогремевший в мае 1917 года балет Эрика Сати «Парад», созданный «Русским балетом» в сотрудничестве с Пикассо, апполинеровский «Новый дух» на добрые два десятка лет определил развитие молодой музыки Франции.

Его творчество оказало глубокое воздействие на формирование эстетики авангардизма[5].

Политические убеждения[править | править код]

Увлекался идеями анархизма и выступал в защиту Дрейфуса[6].

Похищение Джоконды[править | править код]

21 августа1911 года «Мона Лиза» была похищена из Лувра. Главным подозреваемым стал Гийом Аполлинер, которого арестовали 7 сентября. Как выяснилось, любовник поэта бельгиец Жери Пьере, который жил с Гийомом в одной квартире, продолжительное время воровал из Лувра бесценные старинные иберийские статуэтки и продавал их Пабло Пикассо. Аполлинер успел отправить Пьере в Марсель, а оттуда в Александрию до того, как был арестован. Пикассо с двумя чемоданами, забитыми статуэтками, ночью бегал по Парижу, пытаясь сбросить краденое в Сену, но так и не решился (город был переполнен полицией), но поскольку скупщик краденого к тому моменту был уже знаменит, у него нашлись влиятельные покровители. Статуэтки по-тихому вернули в музей, Пикассо не тронули, а Аполлинера отпустили после пяти дней ареста за непричастностью к преступлению.

Проза и антологии[править | править код]

Художественная проза Аполлинера отличается стилистическим мастерством[5] и часто носит оттенок упрощённого имморализма и нарочитого эпатажа: роман «Одиннадцать тысяч палок» (Onze mille verges, 1907), повести «Рим под властью Борджиа» (La Rome des Borgia, 1913), «Конец Вавилона» (La fin de Babylone, 1914), «Три Дон Жуана» (Les trois Don Juan, 1914). В том же эстетическом ключе выдержана издательская серия «Мэтры любви» (Les maitres de l’amour, 1909—1914), куда Аполлинер включил подробно откомментированные тексты маркиза де Сада, Пьетро Аретино и др.[5]; в 1913 году он составил каталог «Преисподняя Национальной Библиотеки» (L’Enfer de la Bibliothèque nationale).

image

Поэзия[править | править код]

Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» (Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée, 1911), где старинная поэтическая форма катрена и приемы эмблематического письма сочетались с исповедальной меланхолической интонацией. В 1913 году Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник «Алкоголи» (Alcools). Современники обратили внимание на новаторский характер сборника (отсутствие пунктуации, перепады тона, барочные образы)[5]. В 1916 году вышел сборник новелл «Убиенный поэт» (Le poéte assassiné), открывающийся мистифицированной и трагичной автобиографией; в 1918 появился сборник «лирических идеограмм» «Каллиграммы»(Calligrammes)[5], отчасти предвосхищающий «автоматическое письмо» сюрреалистов, а также — провозглашённый в 1924 году румынским художником-сюрреалистом Виктором Браунером синтетический «Манифест пиктопоэзии».

Аполлинер и сюрреализм[править | править код]

В конце 1910-х вокруг Аполлинера сложился круг молодых поэтов, назвавших себя сюрреалистами — Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто. Термин «сюрреализм» принадлежит Аполлинеру; в 1917 была поставлена его «сюрреалистическая драма» «Сосцы Тиресия» (Les mamelles de Tirésias)[5], где проблемы современности преподнесены в духе аристофановыхфарсов.

АПОЛЛИНЕР Гийом

Аполлинер сыграл существенную роль в признании русского искусства в парижских художественных кругах: поддерживал Сержа Фера и А.П.Архипенко, много сделал для М.Ф.Ларионова и Н.С.Гончаровой.

Аполлинер начинал как издатель (совместно с Андре Сальмоном) литературного журнала «Пиршество Эзопа» («Festin d’Ésope»). В 1905 познакомился с Пабло Пикассо и Максом Жакобом.

В 1907 встречается с художницей Мари Лорансен. На картине Анри Руссо «Муза, вдохновляющая поэта» (1909) из собрания С.И.Щукина изображены Аполлинер и его возлюбленная Лорансен. По словам Гертруды Стайн, Аполлинер «был первым в своей компании, кто начал появляться в большом свете надев фрак и целуя ручки дамам» (Гертруда Стайн. Автобиография Алисы Б.Токлас. Пер.с англ. СПб., 2000. С.199).

В 1910, после сотрудничества со многими парижскими печатными изданиями, стал постоянным хроникёром рубрики «Художественная жизнь» в журнале «Непримиримый» («L’Intransigeant») (до 1914), а через год – рубрики «Анекдотическая жизнь» журнала «Французский Меркурий» («Mercure de France»), где познакомился со многими художниками-кубистами и стал их горячим сторонником. В 1912 руководил журналом «Парижские вечера» («Les Soirées de Paris»), в котором напечатал многие статьи – они составили ставшую классикой кубизма книгу «Художники-кубисты» («Les peintres cubistes. Méditations esthétiques». 1913). Журнал издавался на средства баронессы Эттинген.

Сотрудничество с итальянским футуристическим журналом «Lacerba» и написание полемического по отношению к футуристам манифеста «Футуристическая антитрадиция» («L’Antitradition futuriste») привели к уходу из «Mercure de France». В 1914 Аполлинер как хроникёр переходит в журнал «Paris–Journal». Его интересует иной круг художников, в котором «героями» становятся художники – выходцы из России М.З.Шагал, Архипенко, Ларионов, Гончарова, П.П.Кончаловский. О последнем он сказал, что Кончаловский пишет, «словно нанося удары шпагой» (Guillaume Apollinaire. Chroniques d’art. Paris, 1960. P.79). В 1914 (17–30 июля) проходит первая совместная выставка Ларионова и Гончаровой в парижской галерее Поля Гийома; предисловие к каталогу написал Аполлинер.

Читайте также:  Мои впечатления о произведении отцы и дети. Отцы и дети, Иван Тургенев – «Перечитала “Отцы и дети” Тургенева: герои, смысл, любовная линия в романе и мои впечатления.»

С начала Первой мировой войны Аполлинер ушёл на фронт, служил в артиллерии и инфантерии. 17 марта был ранен в голову осколком снаряда; в мае перенёс трепанацию черепа. По мере выздоровления восстанавливал связи с парижскими художественными кругами. Вокруг него сформировался круг молодых поэтов-сюрреалистов (Андре Бретон, Луи Арагон, Жан Кокто). Рождение термина «сюрреализм» связано с «сюрреалистической драмой» «Сосцы Тиресия» («Les mamelles de Tirésias»), написанной Аполлинером в 1917.

Принимал участие ещё в одном интернациональном проекте: написал манифест «Новый дух» для балета «Парад» («Parade»), созданного Эриком Сати на стихи Жана Кокто. Хореографом был Л.Ф.Мясин, а декорации и костюмы исполнил Пикассо (на репетициях он познакомился с Ольгой Хохловой, ставшей вскоре его женой).

В 1918 издал поэтический сборник «Каллиграммы» («Cal-ligrammes»), в котором некоторые стихотворения были написаны в духе «визуальной поэзии» русских авангардистов.

Незадолго до смерти организовал вместе с Полем Гийомом новый журнал «Искусство в Париже» («Les Arts à Paris»), но успел сделать только два номера. Умер от испанского гриппа через несколько месяцев после женитьбы.

Библиография[править | править код]

  • Pia P. Apollinaire par lui-même. Paris: Éditions du Seuil, 1954.
  • Steegmuller F. Apollinaire, poet among the painters. New York: Farrar, Straus, 1963.
  • Buckley H.E. Guillaume Apollinaire as an art critic. Ann Arbor: UMI Research Press, 1981.
  • Caizergues P. Apollinaire journaliste: les débuts et la formation du journaliste, 1900—1909. Paris: Minard, 1981.
  • Berry D.C. The creative vision of Guillaume Apollinaire: a study of imagination. Saratoga: Anma Libri, 1982.
  • Mathews T. Reading Apollinaire: theories of poetic language. Manchester; Wolfeboro: Manchester UP, 1987.
  • Bohn W. Guillaume Apollinaire and the international avant-garde. Albany: State University of New York Press, 1997.
  • Cornille J.-L. Apollinaire & cie. Villeneuve-d’Ascq: Presses universitaires du Septentrion, 2000.
  • Boschetti A. La poésie partout: Apollinaire, homme-époque (1898—1918). Paris: Seuil, 2001.
  • Decaudin M. Apollinaire et le portrait. Paris: Lettres modernes Minard, 2001.
  • Guillaume Apollinaire: les incertitudes de l’identité; suivi de À la découverte de Jacqueline Apollinaire/ Anne Clancier, Gilbert Boudar, eds. Paris: L’Harmattan, 2006.
  • Хартвиг, Юлия. Аполлинер / Пер. с польского. М.: Прогресс, 1971. — 448 с.
  • Балашова Т. В. Русские нити в канве творческих взаимоотношений Пикассо и Аполлинера. — В кн.: Искусствоведение. 2002, № 2.
  • Буачидзе Г. Аполлинер и пути развития французской поэзии. Тбилиси, 1989.
  • Великовский С. Книги лирики Аполлинера // Великовский С. Умозрение и словесность: Очерки французской культуры. М.; СПб: Университетская книга, 1999. С.409-420. — ISBN 5-7914-0034-9, ISBN 5-7914-0033-0
  • Голенищев-Кутузов И. Н. Гийом Аполлинер, его друзья и последователи // Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы М.: Наука, 1975.
  • Иванов Вяч. Вс. Маяковский, Ницше и Аполлинер // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.2. Статьи о русской литературе. — М.: Языки русской культуры, 2000.
  • Швейбельман Н. Ф. Формирование структуры повествования в Гниющем чародее Г.Аполлинера. — В кн.: Развитие повествовательных форм в зарубежной литературе XX века. Тюмень, 2000.
  • Алексеева А. В.Орфизм Гийома Аполлинера. Античный миф и «чистая» живопись Ф. Купки, Р. Делоне и Ф. Пикабиа // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. С. 625—632. — ISSN 2312—2129

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий