Фотоподборка: музыкант по крови и один из крупнейших пианистов XX в. Святослав Рихтер

Биография

Родился 7 (20) марта 1915 года в Житомире в семье российских немцев, отец — пианист, органист и композитор Теофил Данилович Рихтер (1872—1941), преподаватель Одесской консерватории и органист городской кирхи; мать — Анна Павловна Москалёва (1892—1963), по матери фон Рейнке[6], из русских дворян немецкого происхождения. Во время Гражданской войны семья была разъединена, Святослав жил в семье тётки Тамары Павловны, от которой унаследовал любовь к живописи, ставшей первым его творческим увлечением.

В 1916 году семья переехала в Одессу, где начал учиться игре на фортепиано и композиции. Пианист вспоминал, что в детстве и в юношеские годы огромное влияние на него оказал отец, который был его первым учителем и игру которого он постоянно слушал. Некоторые источники указывают, что Святослав был в основном самоучкой, однако это скорее относится к тому, что он не проходил стандартный курс фортепиано, играя гаммы, упражнения и этюды. Первым произведением, которое он начал играть, был ноктюрн Ф. Шопена[7]. В это время также пишет несколько театральных пьес, интересуется оперным театром и вынашивает планы стать дирижёром. С 1930 по 1932 год работал пианистом-концертмейстером в одесском Доме моряка, затем — в Одесской филармонии. Первый сольный концерт, составленный из сочинений Ф. Шопена, состоялся в 1934 году, вскоре он получил место концертмейстера в Одесском оперном театре.

Его надежды стать дирижёром не оправдались. В 1937 году поступил в Московскую консерваторию в класс фортепиано Г. Нейгауза, однако уже осенью был из неё отчислен (после отказа изучать общеобразовательные предметы) и уехал обратно в Одессу. Вскоре, тем не менее, по настоянию Г. Нейгауза, вернулся в Москву и восстановился в консерватории, диплом получил лишь в 1947 году. Московский дебют пианиста состоялся 26 ноября1940 года, когда в Малом зале консерватории он исполнил Шестую сонатуС. Прокофьева — впервые после автора. Ещё через месяц в первый раз выступил с оркестром. Солист Московской филармонии.

С началом войны остался в Москве. Его отец, находившийся в Одессе, был арестован советскими властями и вскоре расстрелян[8], как и многие другие немцы, а мать после освобождения города от оккупации нацистами покинула город вместе с отступавшими войсками и поселилась в Германии[9]. Сам пианист в течение многих лет считал её погибшей. Во время войны вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде. В исполнении пианиста впервые прозвучал ряд новых сочинений, в том числе Седьмая фортепианная соната С. Прокофьева.

Большим другом и наставником пианиста была А. И. Трояновская (1885—1977), в её доме в Скатертном переулке он занимался на знаменитом рояле Н. К. Метнера. В 1943 году впервые встретился с певицей Н. Дорлиак, ставшей впоследствии его женой. Рихтер и Дорлиак часто вместе выступали в концертах. Несмотря на брак, в среде музыкантов никогда не утихали разговоры о его гомосексуальности[10]. Сам музыкант свою личную жизнь предпочитал не комментировать.

После войны получил широкую известность, победив на Третьем Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (первая премия была поделена между ним и В. Мержановым), и стал одним из ведущих советских пианистов. Его концерты в СССР и странах Восточной Европы пользовались большой популярностью, однако выступать на Западе ему в течение многих лет не разрешалось. Это было обусловлено тем, что он поддерживал дружеские отношения с опальными деятелями культуры, среди которых были Б. Пастернак и С. Прокофьев. В годы негласного запрета на исполнение музыки композитора пианист часто играл его произведения, а в 1952 году в первый и единственный раз в своей жизни выступил в качестве дирижёра, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром (солировал М. Ростропович). Девятая соната С. Прокофьева посвящена пианисту и впервые им исполнена.

Настоящей сенсацией стали его концерты в Нью-Йорке и других городах Америки в 1960 году, за которыми последовали многочисленные записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными. В том же году музыканта наградили премией «Грэмми» (он стал первым советским исполнителем, удостоенным этой награды) за исполнение Второго фортепианного концерта И. Брамса[11].

В 1952 году исполнил роль Ф. Листа в фильме Г. Александрова «Композитор Глинка».

В 1960—1980 годах продолжил активную концертную деятельность, давая более семидесяти концертов в год. Много гастролировал по разным странам, предпочитая играть в камерных помещениях, а не в больших концертных залах. В студии пианист записывался сравнительно мало, однако сохранилось большое количество «живых» записей с концертов.

СССР, 1964 год, фото Томаса Т. Хаммонда Харьков, 1966 год, фото Ю. Щербинина

Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал сочинения от музыки барокко до композиторов XX века, нередко исполнял целые циклы произведений, как например «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха. Заметное место в его творчестве занимали сочинения Й. Гайдна, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа и С. Прокофьева. Исполнение отличалось техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля.

Святослав Рихтер — основоположник ряда музыкальных фестивалей, в том числе ежегодного летнего Фестиваля «Музыкальные празднества в Турени» (проводятся с 1964 года в помещении средневекового амбара в Меле близ Тура, Франция), «Декабрьских вечеров» в Музее имени А. Пушкина (с 1981 года), в рамках которых выступал с ведущими музыкантами современности, в числе которых — скрипачО. Каган, альтистЮ. Башмет, виолончелистыМ. Ростропович и Н. Гутман, а также музыкального фестиваля в Тарусе (проводится с 1993 года).

В отличие от многих крупных музыкантов, никогда не занимался преподаванием.

Могила С. Т. Рихтера

В последние годы жизни из-за болезней часто отменял концерты, но продолжал выступать. Во время исполнения по его требованию на сцене была полная темнота, и лишь ноты, стоящие на пюпитре фортепиано, освещались лампой. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенные моменты.

В постсоветский период жил преимущественно в Париже, а незадолго до кончины — 6 июля 1997 года — возвратился в Россию. Последний концерт пианиста состоялся в 1995 году в Любеке.

Святослав Рихтер скончался 1 августа1997 года в Центральной клинической больнице от сердечного приступа. Отпевание проходило в церкви Иоанна Воина на Якиманке[12]. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья

Состоял в браке с оперной певицей Ниной Львовной Дорлиак (1908—1998). Кинокритик Инга Каретникова (1931—2015) в своих мемуарах говорит о том, что брак этот имел характер фиктивного[13].

[править]История написания

И. А. Серебряный (1907-1979)

В ряду многих произведений, запечатлевших в разные годы гения русского исполнительского искусства Святослава Теофиловича Рихтера (1915-1997), полотно кисти И. А. Серебряного выделяется не только монументальностью образного решения, но и тонким мастерством живописца, сумевшего передать страстный исполнительский темперамент Рихтера.

За смелостью композиции и мощной уверенной живописью скрываются долгие творческие поиски художника. Не случайно в названии своей работы И. Серебряный опустил слово «портрет». Достичь портретного сходства для него в данном случае – задача явно второстепенная вдвойне. Гораздо важнее и интереснее для художника уровня И. Серебряного – найти образ, в котором выразится весь масштаб и драматизм рихтеровского дарования.

По признанию художника, он работал над поиском удовлетворявшего его решения не один год. Зная, что Рихтер не любит позировать, живописец наблюдает за ним издалека, стараясь не пропустить ни одного концерта в Ленинграде, собирает внушительную фонотеку его пластинок.

Серебряный И. Святослав Рихтер. 1966. СГХМ имени Н. А. Радищева

И всё же найти окончательное решение помог случай. И. Серебряному на одном из концертов удалось наблюдать за игрой Рихтера из-за кулис филармонии и тут, по его словам, он вдруг «… увидел Рихтера необыкновенно собранным и мощным в своей монолитной компактности и какой-то особой скульптурной цельности. Так зародилась мысль портрета: черный силуэт фигуры на светлом фоне, экспрессивное движение, горизонтали сближенных «бронзовых» масс головы и рук – и под ними белая вертикаль клавиатуры».

В картине И. Серебряного Рихтер отрешен от всего, что могло бы в момент исполнения «стоять» между ним и музыкой. Низкий наклон головы, полузакрытые глаза, высокий, будто высеченный из камня лоб – как зримое художественное воплощение высказывания о Рихтере его учителя Генриха Нейгауза, заметившего, что «… в его черепе, напоминающем куполы Браманте и Микеланджело, вся музыка, вся прекрасная музыка покоится, как младенец на руках рафаэлевской Мадонны».

И. Серебряный уделяет особое внимание изображению рук мастера. В портрете музыка Рихтера зарождается в кончиках пальцев еще до того, как они коснутся клавиш. Чтобы заставить в портрете руки «звучать», художник лепит из пластилина несколько объемных моделей и долго экспериментирует с ними, чтобы уже затем перенести на холст.

Главное решение было найдено И. Серебряным уже в 1966 году, об этом свидетельствует датированная этим годом картина «Святослав Рихтер» (128 х 79 см, холст, масло), хранящаяся в собрании Саратовского государственного художественного музея имени Н. А. Радищева. В 2019 году она была опубликована в книге «Ленинградская школа живописи. Очерки истории», вышедшей в Санкт-Петербурге под редакцией А. Ф. Дмитренко и С. В. Иванова на русском и английском языках.[3]

Однако И. Серебряному потребовалось ещё шесть лет для завершения всей композиции. При сравнении обеих картин видно, что искал художник и почему в названии картины им опущено слово «портрет».

Литература

  • Декабрьские вечера Святослава Рихтера. – Москва: Юргенсон, 2005.
  • Дорлиак Д. Д. Мимолетности Святослава Рихтера. – Москва: Художник и книга, 2005.
  • Чемберджи В. Н. О Рихтере его словами. – М.: Аграф, 2004.
  • Монсенжон Бруно. Рихтер: Диалоги. Дневники. – М.: Классика-XXI, 2003.
  • Терехов Д. Ф. Рихтер и его время. – М.: Согласие, 2002.

Редактировать

Награды, звания и премии

Государственные награды СССР и России

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1995)
  • Три ордена Ленина (1965, 1975, 1985)
  • Орден Октябрьской Революции (1980)

Иные награды

  • Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция, 1985)

Звания

  • Герой Социалистического Труда (1975)
  • Народный артист РСФСР (1955)
  • Народный артист СССР (1961)

Премии и творческие отличия

  • Сталинская премия (1950)
  • Ленинская премия (1961)
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1987)
  • Государственная премия Российской Федерации (1996)
  • 1-я премия 3-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1945)
  • Премия «Грэмми» (1960)
  • Премия Роберта Шумана (1968)
  • Премия Леони Соннинг (1986)
  • Премия Франко Аббьяти (1986)
  • Премия «Триумф» (1993)
  • Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия» — за запись Концерта № 1 П. И. Чайковского
  • Почетный доктор Оксфордского университета (1992)
  • Почетный доктор Страсбургского университета (1977)

Редактировать

Связи

Имя Родство Дата рождения Дата смерти Описание
1 image Теофил Рихтер Отец 00.00.1872 06.10.1941
2 Анна Москалёва Мать 00.00.1892 00.00.1963

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий