Фанаты испугались за онкобольную Александру Яковлеву, увидев на новом фото, как осунулось её лицо

Состояние здоровья сейчас

Последние новости о состоянии здоровья Александры Евгеньевны говорят о том, что метастазы пошли в мозг, но опухоль удалось приостановить. После серии курсов облучения химиотерапии и высокой стадии рака, конечно, прогнозы делать крайне сложно.imageСейчас Яковлева передвигается на инвалидной коляске. Она испытывает сильнейшие боли. Говорят, гримеры, которые готовили ее к съемкам на телепередаче, просто плакали навзрыд.Яковлева прекрасно держится, хотя видно, что ей страшно. Находясь очень близко от смерти, она поднимает вопрос о других – чтобы государство заботилось о тех, кто находится в тяжелом состоянии, прежде всего, с психологической точки зрения. Чтобы с людьми говорили, помогали им составить рацион, поддерживали.imageВ последние месяцы у Яковлевой окончательно отнялись ноги. Это свидетельствует о том, что метастазы могли задеть позвоночник.Сама актриса очень хочет жить. В июле ей исполнилось 62 года, возраст очень небольшой, да и саму Александру Яковлеву помнят всегда молодой девочкой.

«Человек с бульвара Капуцинов»

В 1987 году актриса Александра Яковлева вновь вытянула счастливый билет. Алла Сурикова предложила звезде роль в картине «Человек с бульвара Капуцинов». Лента повествует о веселой жизни обитателей Дикого Запада. Яковлева превосходно справилась с образом мисс Дианы Литтл. Ключевые роли в этой картине исполнили Олег Табаков, Михаил Боярский, Николай Караченцов.

image

К сожалению, яркий образ мисс Литтл стал последним достижением Яковлевой как актрисы. Она продолжала работать на съемочной площадке до развала СССР, однако достойных ролей ей больше не предлагали. Из всех фильмов с ее участием, увидевших свет в этот период, можно отметить картину «Паром «Анна Каренина».

[править]Семья

Александра Евгеньевна происходила из благополучной интеллигентной среды, где детям давали хорошее воспитание и образование:

  • отец Евгений Александрович Яковлев (1857—1898) был инженером-изобретателем, создателем отечественного двигателя внутреннего сгорания, основателем и владельцем первого русского завода газовых и керосиновых двигателей (ныне завод «Вулкан»), на котором в 1896 совместно с фирмой «Фрезе и Неллис» был создан первый отечественный автомобиль;
  • мать, София Петровна, урожденная Кузьмина (? — 1939) — доктор математических наук[1], первая женщина, закончившая Петербургский университет и защитившая в Берлине диссертацию на степень бакалавра философских наук[2];
  • сама Александра Евгеньевна стала оперной певицей;
  • старший брат Александр Яковлев (13 (25) июня 1887, Петербург — 12 мая 1938, Париж) — художник; его бывшая жена, с которой он вскоре расстался, — известная актриса Белла Шеншева (сценический псевдоним Казароза)
  • самый старший брат Алексей Евгеньевич (после эмиграции в США Алексис Джексон; 1881—1950, по другим сведениям 1964 — эту информацию, со ссылкой на книгу: Тюрин Юрий. Татьяна. Русская муза Парижа. — М.: Гелеос, 2006. — С. 73. — ISBN 5-8189-0734-1, любезно предоставил автор аналогичной статьи в Русской Википедии Андрей Бабуров[3]) — архитектор театральных зданий, а его дочери, племянницы певицы Александры Яковлевой, Татьяна и Лиля: Татьяна Яковлева вошла в историю русской культуры как одна из любимых женщин великого пролетарского поэта В. В. Маяковского (теперь уже известно, что Татьяна Яковлева сыграла роль приманки, которую подстроили Лиля Брик и ее сестра Эльза Триоле — надо было отвлечь внимание пролетарского поэта от другой любимой женщины, американки Элли Джонс, имевшей общую дочь с Маяковским)[4][5][2]; дочь Татьяны Яковлевой — американская писательница Франсин дю Плесси Грей (р. 1930)[3]. Лиля — Людмила Алексеевна Яковлева — стала французской балериной. Тут надо добавить про племянниц Татьяну и Лилю, родословная которых тоже имела отношение к театру: их дед по материнской линии — танцовщик и режиссёр балета Петербургской императорской труппы Николай Сергеевич Аистов[5], его дочь Любовь Николаевна вышла замуж за Алексея Евгеньевича Яковлева (брат певицы Александры Яковлевой и художника Александра Яковлева) — архитектора по театральным зданиям; в этом браке родились Татьяна и Лиля Яковлевы. В 1913-м, когда Татьяне было семь лет от роду, проект её отца выиграл конкурс на сооружение театра в Пензе. Туда со скарбом, прислугой и гувернанткой-немкой и перебралось его семейство[5]; а через некоторое время Алексей Евгеньевич и Любовь Николаевна развелись, дочерей Татьяну и Лилю воспитывал отчим — пока не умер.

Жизнь после кино

Кризис, разразившийся в 90-х, оставил без работы многих талантливых актеров. Не стала счастливым исключением и Яковлева. В это время Александра не только осталась без ролей, но и лишилась любимой бабушки, которая была для нее самым близким человеком.

image

На похоронах, проходивших в Калининграде, звезда «Экипажа» познакомилась с мэром Виталием Щиповым. Этот человек предложил актрисе, оставшейся без работы, устроиться в администрацию города. Вплоть до 1997 года Александра занималась вопросами туризма и культуры, затем оставила пост.

Какое-то время актриса проработала в аэропорту «Пулково» в должности главы службы по управлению качеством. Затем она устроилась на Октябрьскую железную дорогу, принимала участие в запуске скоростных поездов между Москвой и Петербургом.

В 2012 году актриса Александра Яковлева, фото которой можно увидеть в статье, возглавила калининградское отделение партии «Яблоко». Также она выдвигала свою кандидатуру на пост мэра Калининграда, однако не набрала необходимого числа голосов.

[править]Биография

Александра Евгеньевна Яковлева окончила Санкт-Петербургскую консерваторию по классу фортепиано. Из-за травмы руки была вынуждена отказаться от карьеры пианистки, но смогла начать карьеру певицы[3].

Александра Яковлева стала выступать под псевдонимом Сандра[6] — так ее называли дома (брат носил такое же имя, только в мужской ипостаси)[4].

Поступив в Петербургскую императорскую труппу, в 1915 году дебютировала в партии Аиды («Аида» Дж. Верди) в петроградском Мариинском театре[6] (Петербургская императорская труппа), однако по какой-то причине там не задержалась и уже в 1917—1919 гг. выступала как солистка Одесской оперы, после чего вернулась в Петроград — в ГАТОБ (так стала называться прежняя императорская Мариинка), где работала до 1923 года[6].

Сандра Яковлева была замужем за офицером царской армии, который был убит матросами в Кронштадте. В 1923 году Александра с матерью и дочерью Софьей[3] уехали из советской России[6]. Скитались по разным странам. Оказались в Константинополе, куда эвакуировались вместе с остатками Белой армии, перебрались в Германию. В Германии умерла дочь певицы, 15-летняя Софья, заболев менингитом[3]. Александра Яковлева вдвоем с матерью отправилась дальше. К этому времени в Париже уже жил художник Александр Евгеньевич Яковлев, который во время революционного переворота 1917 года находился за границей и решил не возвращаться в Россию, а уехал из Китая, где пребывал, прямиком в Париж[1]. Он и помог матери и сестре перебраться во Францию[5], где осела большая русская диаспора, преимущественно русская столичная интеллигенция.

Однако это была не вся семья. Дочери старшего брата Алексея Евгеньевича после развода оставались в России, в Пензе. Татьяна приехала в Париж несколько позже, в 1925 году, когда, по словам бабушки, уже была заражена «коммунистической белибердой»[4] (вторая племянница, Лиля, эмигрировала только в 1931 году[2]). Семья Яковлевых проживала в пятикомнатной квартире на Монмартре, из окон которой была видна Эйфелева башня. Позже Татьяна Яковлева, уже оказавшись в Париже, писала: «Мы жили на деньги дяди Саши, — вспоминает Татьяна, — нас было трое, я, бабушка и тетка». Тетка — это певица Сандра Яковлева. Дядя Саша — Александр Яковлев — Yakovleff[1]; он был художником ренессансного склада и совмещал в своей натуре артистический эстетизм и авантюрную предприимчивость, а зарабатывал тем, что расписывал особняки, выставлялся в Осеннем салоне с «мирискуссниками», путешествовал с Анри Ситроеном на первых авто по Африке и общался со сливками парижского общества. Ситроен и помог в приезде Татьяны в Париж: устроил для нее визу и паспорт[4].

В Париже Сандра Яковлева дебютировала лишь еще через пару лет после приезда, в 1925 году (за несколько месяцев до приезда в Париж племянницы Татьяны) — в театре «Гранд-Опера», и опять — в партии Аиды; в течение еще трех лет выступала в разных оперных театрах Парижа, Монте-Карло, Барселоны, Ниццы. В основном она сотрудничала с такими же русскими иммигрантами. Но тут необходимо отметить, что огромная парижская русская диаспора жила очень активно и продуктивно, заинтересовав и французских зрителей своим искусством. Александра Яковлева участвовала в концерте князя А. А. Оболенского в зале Erard (Париж), на торжествах по случаю 5-летия газеты «Последние новости», в 1926 году выступала в Исторических концертах русской музыки, немало работала в концертных отделениях бесед по русской литературе в Русском народном университете (1927), Фестивале русской музыки (1929), принимала участие в литературно-музыкальных вечерах русской культуры и др.[3]

Она много выступала в партнерстве с выдающимся русским певцом-эмигратом Ф. И. Шаляпиным, а по воспоминаниям ее племянницы Татьяны Яковлевой, была его любимой партнершей; они дружили, и Федор Иванович нередко приходил в гости к Яковлевым, где они совместно с Сандрой проводили репетиции. И Татьяна, у коротой как раз тогда начался любовный роман с В. В. Маяковским, боялась приглашать в квартиру выдающегося советского поэта, который был «красный», а они все — «белые». Но Маяковский узнал о визитах Шаляпина и стал жутко ревновать… Оказалось, он, не зная, что тетка Татьяны оперная певица и не ведая настоящей причины частых визитов Шаляпина к Яковлевым, думал, что всемирно известный певец желает составить конкуренцию ему, всемирно известному поэту, в отношении к Татьяне. Когда разобрались, естественно, лишь посмеялись[3].

В 1929 году образовалась новая русская оперная антреприза — Русская опера в Париже, ее владельцами стали, с одной стороны, певица М.Кузнецова и ее муж миллионер Альфред Массне[7], а с другой стороны — антрепренер Алексей Акакиевич Церетели, соединив вместе свои оперные антрепризы. Эта новая труппа стала пристанищем для многих русских иммигрантов музыкально-театральной среды. Туда в 1929 году вступила певица А. Е. Яковлева. Труппа не имела своего собственного театрального здания, но выдающийся успех сопутствовал тому, что любой театр с превеликим удовольствием принимал артистов на своих подмостках. Труппа «Русская опера» выступала в разных городах Европы, Америки и даже Южной Америки[7].

Но к концу 1930-х годов наметились материальные сложности. Владельцы рассорились и подали друг на друга иски в суд. «Русская опера» на этом распалась.

А. Е. Яковлева пробовала работать самостоятельно или с другими антрепренерами, выступала в операх и с концертами, однако ее творческая деятельность продлилась еще недолго — до 1941 года[6], хотя время от времени она продолжала выступать в концертных программах русских клубов.

К этому времени русские музыканты открыли в Париже Русскую консерваторию (ныне она называется имени С. В. Рахманинова), преподавая свою русскую вокальную методику (русская опера, принесенная в Россию европейцами, через какое-то время стала развиваться по-своему, очень отличаясь от европейской — этому в первую очередь способствовала музыкальная группа XIX века «Могучая кучка»; основание Русской консерватории происходило трудно, в течение нескольких лет: 1923—1931 гг., катострофически не хватало денег). В течение 1949—1979 гг. (до самой кончины) Александра Евгеньевна Яковлева была профессором Русской консерватории в Париже[6][1]. С 1951 года проводила в консерватории концертные выступления своих учеников.

Член административного совета Российского музыкального общества за границей (РМОЗ)[3].

Умерла 31 января 1979 года в Париже, похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий