Бенедикт Спиноза, «Этика»: краткое содержание, основные положения

Рекомендации

Источники

  • Чауи, Марилена (2001) [1995]. Espinosa: uma filosofia da liberdade . Сан-Паулу: Editora Moderna.
  • Айвз, Дэвид (2009). Новый Иерусалим; Допрос Барух де Спиноза в Талмуд Тора Конгрегации: Амстердам, 27 июля 1656 года . Нью-Йорк: служба драматургов. ISBN 978-0-8222-2385-6.)
  • Ясперс, Карл (23 октября 1974 г.). Спиноза . Великие философы. Книги урожая. ISBN 978-0-15-684730-8.
  • Лукас, PG (1960). «Некоторые умозрительные и критические философы». В И. Левине (ред.). Философия . Лондон: Odhams.
  • Надлер, Стивен М. (1999). Спиноза: Жизнь . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-55210-3.
  • Надлер, Стивен М. (2001). Ересь Спинозы: бессмертие и еврейский разум . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926887-0.
  • Надлер, Стивен (2011). Книга, выкованная в аду: скандальный трактат Спинозы и рождение светской эры . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13989-0. Архивировано из оригинального 29 ноября 2019 года . Проверено 12 октября 2011 года .
  • Скратон, Роджер (2002). Спиноза: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280316-0.
  • Стюарт, Мэтью (2007). Придворный и еретик: Лейбниц, Спиноза и судьба Бога в современном мире . WW Нортон. ISBN 978-0393071047.

«Этика»: краткое содержание

Спиноза начинает с определения 8 терминов: причины самого себя, конечного в своем роде, субстанции, атрибута, модуса, Бога, свободы и вечности. Затем следует серия аксиом, одна из которых якобы гарантирует, что результаты логических демонстраций будут истинны в отношении действительности. Спиноза быстро приходит к выводу, что субстанция должна существовать, быть самостоятельной и неограниченной. Из этого он доказывает, что не может быть двух субстанций с одинаковым атрибутом, поскольку тогда бы они друг друга ограничивали. Это приводит к монументальному выводу из теоремы 11 о том, что Всевышний, или субстанция, которая состоит из бесчисленных атрибутов, выражающих бесконечную и вечную сущность, необходимо существует.

image

Из определения Творца как субстанции с бесчисленными атрибутами и других суждений о сущности следует, что кроме Бога не может ни быть представляемой, ни существовать никакая субстанция (теорема 14), все существует в Боге, без которого ничто не может ни быть представляемым, ни существовать (теорема 15). Это составляет ядро метафизики и этики Спинозы. Бог повсюду, и все, что существует, является его модификацией. Он известен людям только по двум его атрибутам – мышлению и протяжению (качеству обладания пространственными измерениями), хотя количество Его атрибутов бесконечно. Позже в I части «Этики» Спиноза устанавливает, что все, что происходит, обязательно следует из природы Бога, и что в ней не может быть никаких непредвиденных обстоятельств. Раздел заканчивается прилагаемой полемикой о неправильном понимании мира религиозными и суеверными людьми, которые думают, что Всевышний может изменить ход событий, и что ход событий иногда отражает божественное суждение о человеческом поведении.

Познание

Человеческий разум, как Бог, имеет идеи. Спиноза подробно анализирует состав человека, поскольку его цель – показать, что он является частью природы, в отличие от тех, кто думает о человеке как об империи в империи. Это имеет серьезные этические последствия. Во-первых, это означает, что люди лишены свободы. Поскольку ум и события в сознании являются идеями, существующими в каузальной серии идей, которые исходят от Бога, наши действия и наша воля необходимо предопределены, как и другие естественные события. Дух намерен пожелать то или иное по причине, которая определяется другой причиной, и так до бесконечности.

image

Согласно Спинозе, природа всегда одна и та же, и ее сила действовать везде одинакова. Наши чувства, наша любовь, наш гнев, наша ненависть, наши желания, наша гордость управляются одной и той же необходимостью.

Наши аффекты делятся на активные и пассивные состояния. Когда причина события заключается в нашей собственной природе, точнее, в наших знаниях или адекватных идеях, тогда это является действием. Но когда что-то происходит по неадекватной причине (вне нашей природы), тогда мы пассивны. Поскольку Дух активен или пассивен, Спиноза говорит, что ум увеличивает или уменьшает свою способность быть. Он называет конатусом, своего рода экзистенциальной инерцией, нашу тенденцию упорствовать в бытии.

Свобода – это отвержение злых страстей, тех, которые делают нас пассивными, в пользу радостных страстей, которые делают нас активными и поэтому автономными. Страсти связаны со знанием, идеями, достаточными для хранения человеком. Другими словами, он должен освободиться от нашей зависимости от чувств и воображения, от того, что влияет на нас, и полагаться как можно больше на рациональные способности.

Радость усиливает нашу силу действовать. Все человеческие эмоции, поскольку они являются пассивными, направлены наружу. Пробужденные желаниями и страстями, мы ищем или избегаем тех вещей, которым мы приписываем причину радости или печали.

Субстанция — это…

В своих исследованиях Спиноза обратился к одному из ключевых понятий философии — «субстанции». Еще в древности философы задавались вопросом: есть ли в мире нечто такое, что является основой для всего существующего? Земли, неба, человеческого тела и прочего? Собственно, слово «субстанция» по-латыни и означает «то, что лежит в основе». А вот о том, как выглядит субстанция и каковы ее свойства, высказывались разнообразные предположения.

Спиноза предположил, что субстанция, Бог и природа суть одно и то же. Субстанцию нельзя разделить на части, у нее есть только два свойства: протяжение (материальный предмет имеет форму и объем) и мышление. Да-да, с этой точки зрения, мышлением обладают не только люди, но и животные, и даже… неодушевленные предметы. Ибо субстанция содержит в себе природное, Божественное начало. Например, тело человека — это протяжение, а его душа — мышление.

image Спиноза говорил, что Бог присутствует во всем — в горшечной глине, в теле горшечника и в глазах любого, кто видит приятный результат работы горшечника с глиной

Человек

II часть посвящена этике личности Спинозы, происхождению и природе людей. Два атрибута Бога, которые мы знаем, являются протяжением и мышлением.

Если Всевышний материален, это не означает, что у Него есть тело. Действительно, Бог – это не сама материя, а протяжение ее сущности, поскольку протяжение и мышление – два разных атрибута, которые не имеют ничего общего. Модусы протяжения – это физические органы, а мышления – идеи. Поскольку они не имеют ничего общего, сферы материи и разума являются причинно замкнутыми системами и гетерогенны.

Одной из насущных проблем философии XVII века и, возможно, самым известным наследием дуализма Декарта является проблема соотношения двух радикально разных субстанций, таких как ум и тело, вопрос об их союзе и их взаимодействии. Говоря кратко, в «Этике» Спиноза отрицает, что человек представляет собой объединение двух субстанций. Его ум и тело – выражения одного: человека. И поскольку нет никакого взаимодействия между умом и телом, проблемы не возникает.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий