Александр Роу: как сложилась судьба знаменитого киносказочника – Только самое интересное — ЖЖ

Марья-искусница (1959)

image

Сюжет фильма рассказывает о приключениях недавно вернувшегося со службы солдата. Путешествуя по просторному лесу, на его пути встречаются разные животные, которые попали в беду. От них солдат узнал, что в лесах этих обитают страшные чудовища и творят зло.

Как защитник слабых и любитель правосудия, юноша отправляется на поиски монстров. На пути он встречает маленького мальчика, потерявшего свою мать. Тот поделился своей бедой, что его матушку похитил злой водяной.

А девушка не простая была, а лучшая искусница по шитью. Теперь им вместе предстоит отыскать мастерицу Марью и спасти из лап хитрого злодея.

Первая половина 60-х

В 60-х годах сказки Александра Роу пользовались все такой же популярностью. Режиссер снял картину «Марья-искусница» по сценарию Евгения Шварца. Интересно, что в послевоенное время мэтру было строжайше запрещено снимать сказку «Царь Водокрут» по сценарию этого автора. Однако настойчивый маэстро от своей идеи не отказался. В картине «Марья-искусница» нашлось место злому царю, который похитил красавицу. Георгий Милляр в этой ленте необычайно хорош в образе Квака.

image

В этом же году свет увидела сказка «Хрустальный башмачок» по либретто Н. Волкова. А уже в 1963 году Александр представил на суд общественности фильм «Королевство кривых зеркал». Сюжет картины взят из одноименного произведения Виталия Губарева. Милая, временами чересчур назидательная сказка стала советской версией зазеркалья.

Алексей Катышев («Огонь, вода и… медные трубы»)

Добрый молодец со светлой внешностью исполнил две большие роли в фильмах Александра Артуровича — в «Огне…» и «Варваре-красе». Но желанная карьера для 20-летнего парня оказалась недостижимой: когда не стало Роу, режиссеры не проявляли к Алексею интереса — не помогали даже «сказочные» внешние данные. Катышев играл в эпизодах, работал водителем и… выпивал. Пагубная привычка рушила личную жизнь: Алексей стал мужем, трижды отцом, но то уходил из семьи, то возвращался домой. Катышева не стало в 2006 году: незадолго до смерти его избила компания выпивших молодых людей.

imageАлексей Катышев. Кадр из фильма, соцсети

«По щучьему веленью» (1938 г.)

image
Кадр из фильма «По щучьему веленью» (1938 г.)

Это был новаторский подход — сделать сказку с настоящими артистами вместо привычных для того времени кукол или рисованных героев. Царя Гороха в фильме «По щучьему веленью» сыграл Георгий Милляр, который позднее прославился в качестве «главной Бабы-Яги» Советского Союза.

Биография

Родился 8 марта 1906 года в городе Юрьевец (ныне — Ивановская область). По другим сведениям, он родился в Москве, но вскоре после рождения отец отправил его с матерью в Юрьевец в связи с началом Первой русской революции[1]. Его семья была состоятельной: его отцом был ирландец Артур Уильям Роу (Rowe) — инженер, который в 1905 году приехал по контракту в Россию налаживать мукомольное производство и женился на гречанке Эйли Кэраджордж (в России её звали Юлия). В 1914 году Артур Роу вернулся на родину, оставив семью в России[2].

С 10 лет Александру пришлось работать для поддержки больной матери — мальчик торговал мелкой кустарной галантереей. Он окончил семилетнюю школу и поступил в промышленно-экономический техникум. С 1921 года работал в агиттеатре «Синяя блуза». Из техникума перевёлся в киношколу имени Б. В. Чайковского, которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме имени М. Н. Ермоловой (окончил в 1934 году)[3].

С 1930 года Александр Роу работал на киностудии «Межрабпомфильм» помощником и ассистентом у Якова Протазанова[4] на съёмках фильмов «Праздник святого Иоргена» (1930), «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1936)[5], а также на картинах других режиссёров.

С 1937 года — режиссёр киностудии «Союздетфильм» (затем — Киностудия имени М. Горького)[6]. Первая самостоятельная режиссёрская работа — фильм-сказка «По щучьему веленью» (1938). Вариации на тему русских народных сказок для всех возрастов стали основной темой его творчества. Другим направлением была экранизация классических сказочных произведений русской и мировой литературы, а также современных сказок. Как режиссёр снял также несколько документальных фильмов[7].

За фильм «Морозко» получил премию «Золотой лев св. Марка» на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции (1965), также приз Всесоюзного кинофестиваля в Киеве (1966)[3].

Член ВКП(б) с 1943 года[3], член Союза кинематографистов СССР.

Скончался 28 декабря1973 года в Москве на 68-м году жизни. За пять дней до смерти, лёжа в больнице, попросил организовать прощание с ним на студии, а в момент, когда его будут выносить, чтобы оркестр играл сюиту из комической оперы «Корневильские колокола». Его друг Лев Потёмкин организовал всё, как он просил[1]. Похоронен в Москве на Бабушкинском кладбище[8].

По написанному им совместно с Л. Потёмкиным сценарию в 1975 году Геннадий Васильев снял фильм «Финист — Ясный сокол».

Семья

Был женат на Ирине Зарубиной (1907—1976), актрисе. В 1940 году у них родилась дочь Татьяна. Внук — Алексей Рыбников[2].

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий