Юлия Павловна Маковская как пример жены, матери, музы — Кружево жизни — LiveJournal

Внебрачная дочь: Татинька

Облик молодого Маковского точнее всех описал его сын Сергей Константинович — художественный критик, поэт, издатель журнала «Аполлон»:

— Отец мой в молодые годы имел обаятельную внешность, беспечную праздничную веселость нрава, привычку к быстрым решениям, трудолюбие и жадность к утехам жизни. Он был всегда в духе, приветливый, нарядный, холеный, пахнущий одеколоном и тонким табаком, беззаботный, обворожительный, ловкий, с необыкновенно крепким здоровьем. Откинутая назад пышно-кудрявая голова с рано облысевшим сжатым у висков лбом сообщала чисто русскому лицу в темно-русой бороде вид открытый и независимый. В обществе бывал он неизменно приятен и словоохотлив, на лицах появлялась улыбка, когда Константин Егорович входил в комнату.

Женщины Маковского обожали. К моменту знакомства с первой женой у него подрастала внебрачная дочь, родившаяся еще в пору студенчества. Наталья Константиновна Лебедева — Татинька — со временем получила фамилию Маковская, но не была причислена к дворянскому роду. Она жила в семье отца до замужества.

Артель художников и Передвижники

Не получив диплома, но зато умея прекрасно рисовать, Константин присоединился сначала к артели художников. В это время появляются жанровые картины Маковского: «Вдова», «Продавец сельди». Только темный колорит картин объединяет Маковского с передвижниками.

Так, его «Маленькие шарманщики», братик с сестричкой, розовощекие и милые, которым очень неуютно на холодной зимней улице, все же не вызывают горестного сочувствия.

Художник так любил жизнь, что «униженные и оскорбленные», придавленные жизнью персонажи у него на полотнах преображались в прелестных и симпатичных героев.

Несколькими годами позже появятся картины Маковского: «Наставление матери», «Разговоры по хозяйству». А одной известнейшей картине этого периода, которая находится в ГТГ, мы сейчас дадим описание.

Избранные работы

  • Боярский свадебный пир

  • Болгарские мученицы

  • Церемония поцелуев

  • Под короной / Наряд русской невесты / Перед свадьбой

  • Невеста-шоу

  • Убийство Лжедмитрия

  • Туалет Венеры

  • Счастливая Аркадия

  • Суд Парижа

  • Автопортрет, гр. 1856 г.

  • Портрет С.Л. Строгановой.

  • Портрет Сергея Строганова

  • Портрет Муравьева-Амурского

  • Царь Александр II

«Дети, бегущие от грозы», 1872 год

Находясь на этюдах в Тамбовской губернии, художник познакомился с местной детворой. Особенно ему приглянулась одна из глазастых девчушек. Он договорился, что она придет позировать для портрета. Однако девочка в назначенное время не пришла.

Ребятишки рассказали Константину Егоровичу, что вместе с младшим братиком она пошла за грибами. Их застигла гроза, и девочка, переходя болотце, упала в него и сильно вымокла, а после этого захворала. Вот тогда художник и представил себе ситуацию, какую мы видим на полотне «Дети, бегущие от грозы».

По ветхим дощечкам, проложенным над заросшим ручейком на первом плане, бежит с тревожным лицом девочка. На ее спине сидит совсем маленький белокурый братик, за спасение которого девчушка чувствует ответственность. Они оба напуганы тем, что приближается гроза, что небо темнеет, что задувает сильный холодный ветер, а впереди нет никакого укрытия и до деревни еще далеко.

Используя темное колористическое решение, художник показывает, что надвигается ненастье и испуг детей. Но просветы в небе, желтеющее пшеничное поле создают впечатление, что все скоро пройдет, и благодаря этому картина не производит мрачного, гнетущего впечатления. К. Маковский сумел передать черты детских характеров: страх в чертах беловолосого мальчугана и его уверенность, что вместе с сестренкой с ним ничего плохого не случится. У девочки в глазах читается не только испуг, но и ответственность за маленького братика.

Оба персонажа получились у автора обаятельными, добрыми и невинными. Зритель уверен, что они успеют добежать до дома и ничего плохого с ними не случится.

Начало работы

Молодой художник не растерялся. Он уже приобрел известность, написав портрет государя-освободителя для русского посольства в Лондоне за чрезвычайно короткое время, всего за один сеанс. Это внимание к его творчеству августейшей фамилии не заставило ждать заказы от великосветских заказчиков. В 60-е художник много работает над портретами высокопоставленных лиц. Естественно, что растут и его заработки. В результате Маковский Константин Егорович получает славу блестящего портретиста. Его парадные портреты очень красивы, как по колориту, так и композиционно.image Изумительно красиво выписаны легкими мазками ткани и прозрачные, и бархатистые, сверкающие драгоценности на руках, шеях, в ушах, золотые позументы, орденские ленты и сами ордена. Глубиной раскрытия психологии изображаемого персонажа они не отличаются. Но это и не требуется его заказчикам.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий