Верен музыке и театру: история гениального российского дирижера Валерия Гергиева

Биография

Валерий Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в осетинской семье. Отец — Абисал Заурбекович Гергиев, мать — Тамара Тимофеевна Лагкуева, в семье которых помимо сына — две дочери: Лариса и Светлана. Вырос в Орджоникидзе (ныне Владикавказ), в Северной Осетии, где учился в музыкальном училище по классам фортепиано и дирижирования. В 1972 г. поступил в Ленинградскую консерваторию в класс дирижирования Ильи Мусина, и ещё будучи студентом, в 1976 году победил на престижном международном конкурсе дирижёров Герберта фон Караяна в Берлине и в том же году одержал победу на Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве.

Окончив консерваторию в 1977 году, Гергиев был принят в Кировский театр в качестве ассистента главного дирижёра (этот пост занимал Юрий Темирканов) и уже в 1978 впервые встал за пульт, продирижировав оперой Прокофьева «Война и мир». С 1981 по 1985 г. Гергиев руководил Государственным симфоническим оркестром Армении, а в 1988 г., после ухода Темирканова в оркестр Ленинградской филармонии, занял место главного дирижёра Кировского театра.

В свой первый сезон на новом посту Гергиев провёл фестиваль, посвящённый операм М. П. Мусоргского. В дальнейшем тематические фестивали под управлением Гергиева стали традицией: так, в 1990 прошёл фестиваль Чайковского, в 1991 ― Прокофьева, в 1994 ― Римского-Корсакова (все три были приурочены к юбилеям композиторов). Среди других масштабных проектов Гергиева ― первое после многолетнего перерыва исполнение в России тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга», осуществлённое им в 2003 году. Годом ранее маэстро организовал и стал художественным руководителем Московского Пасхального фестиваля. В 2001 году при содействии Валерия Гергиева на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа был открыт памятник на могиле Гайто Газданова — русского писателя-эмигранта, осетина по происхождению.

С начала 1990-х годов дирижёр часто выступает за границей. В 1992 состоялся дебют Гергиева в Метрополитен-опера в опере Верди «Отелло», в дальнейшем он неоднократно выступал там как приглашённый дирижёр, а с 1995 по 2008 г. он занимал место главного приглашённого дирижёра Роттердамского филармонического оркестра[7]. С 2007 по 2015 гг. был главным дирижёром Лондонского симфонического оркестра. В 2015 г. возглавил оркестр Мюнхенской филармонии.[8]

Декан факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Всероссийского хорового общества.[9]

Совместно с оркестром Мариинского театра участвовал в церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Ванкувере (2010)[10], церемонии открытия и закрытия зимней Олимпиады в Сочи. В мае 2016 г. оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дал концерт в амфитеатре сирийской Пальмиры, освобождённой армией правительства Сирии при поддержке российских военных. Концерт был посвящён памяти казнённого боевиками ИГИЛ смотрителя Пальмиры Халеда Асаада и российскому офицеру и герою Российской Федерации Александру Прохоренко, погибшему при освобождении Пальмиры от ИГИЛ[11].

Обширная дискография дирижёра включает оперные спектакли, симфонические и концертные произведения.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Валерию Гергиеву

Валерий Гергиев — яркая личность современной оркестровой музыки. Свой творческий путь он начинал в 70-е годы прошлого столетия, но пик его популярности пришёлся на конец 20 — начало 21 века. Тогда его имя зазвучало в Европе, сперва в Германии, затем в Англии, позже он стал настоящей звездой Южной Осетии, в открытую выступив против агрессии Грузию по отношению к Республике. Тогда же поклонники симфонической музыки стали интересоваться, каковы Рост, вес, возраст, сколько лет Валерию Гергиеву.

image

Сегодня эта информация не является секретной, рост музыканта 171 см, вес 68 кг, возраст — 65 лет.

«84 сыра», «Пять углов», «Лососиная»: топ-5 мест с необычной пиццей в Петербурге

Пицца из «Черепашек-ниндзя» от самого Крэнга, огромный треугольник-пепперони на четверых, бар в гангстерском стиле с шотами, а также другие места с пиццей, в которых стоит побывать.

читать далее →image

FAZ: Может ли Гергиев возглавлять оркестр в Мюнхене?

image Реклама

Дмитрий Ренанский: Исторические аналогии подобного рода кажутся мне не вполне корректными и даже вредными. Так мы пытаемся объяснить происходящее с нами с помощью отсылок к недавнему прошлому. Такие уподобления – это обманка, особенно когда речь идет о судьбах конкретных людей. Не вполне понимаю, что может быть общего у Шостаковича не только со сверхуспешным Гергиевым, но и с любым другим художником наших дней. Слишком сильно отличаются исторический фон, социокультурный контекст, то, что обычно принято именовать вульгарным словосочетанием “повестка дня”.

– Как сегодня выстраиваются отношения между художником и властью?

– Наверное, стоит поговорить о взаимоотношениях власти и культурного менеджмента, ведь маэстро Гергиев – именно топ-менеджер, а уже потом – выдающийся музыкант. В девяностые годы руководству страны по понятным причинам было не до искусства. Но в начале нулевых власть вдруг осознала: ей нужно то, что можно назвать “культурным фасадом империи”, и Гергиев этот момент остро почувствовал. У него вообще фантастическое чутье на дух времени. Напомню, что в 2000 году Мариинский театр выпустил этапную постановку оперы Прокофьева “Война и мир”. Если говорить очень прямолинейно, спектакль был о том, что Россия от лавров сверхдержавы отказываться не собирается. Именно этот спектакль Владимир Путин за две недели до победы на президентских выборах выбрал для показательного появления на публике в компании премьер-министра Великобритании Тони Блэра.

Дальше наступает празднование трехсотлетия Петербурга, одним из главных “подрядчиков” которого был Мариинский театр. Постепенно Гергиев занял позицию одного из самых лояльных к власти представителей культуры. Взамен власть поддерживает расширение его зоны влияния. С первого дня правления Путина Гергиев выполняет функцию “теневого министра культуры”, эффективно работающего и на Западе, и в России. Именно ему в 2009 году поручили “перезагрузку” Конкурса имени Чайковского, осуществленную, надо сказать, не без блеска.

– Вы бы назвали самого Гергиева конформистом?

– Он лоялист. Вполне очевидно, что его самолюбие тешит причастность к общегосударственной повестке, к правящему классу. Не думаю, что у Гергиева при этом есть особые политические взгляды, но у него определенно имеется жажда власти, лидерства во что бы то ни стало, а в последние годы даже стало казаться, что эта жажда затмила собственно художественные интересы выдающегося дирижера. Насколько эффективна сегодня деятельность Гергиева во главе Мариинского театра? Как давно Мариинка выпускала спектакли, резонанс вокруг которых был бы сопоставим с вау-эффектом, сопровождавшим легендарные гергиевские премьеры конца 1990-х – начала 2000-х? Можно ли сегодня говорить о наличии в Мариинском театре художественной идеи, которая обеспечила бы существование “мультиплекса Валерия Гергиева”?

image
Путин и Гергиев на открытии Конкурса имени Чайковского в Москве, 2011 год

Похоже, что в сегодняшней России невозможно не быть лоялистом, возглавляя одну из крупнейших культурных институций. Работа топ-менеджеров в сфере культуры напоминает азартную игру с постоянно меняющимися по ходу дела правилами, когда постоянно нужно оценивать ситуацию и стараться понять, где находится та самая “двойная сплошная”, пересечение которой неминуемо оборачивается эндшпилем. Давление власти на культуру усиливается, и с каждым днем им приходится задаваться одним и тем же вопросом: на какой компромисс ты лично готов идти, отстаивая те или иные эстетические, художественные ценности.

– Конформизм – это единственный способ выживания в России?

 – Нет, если речь идет о художнике как о частном, самостоятельном индивиде. Так было всегда, в том числе и в советские годы, хотя я не стал бы проводить никаких аналогий с современностью. Все определяется природой художественного дара. Скажем, у Альфреда Шнитке были очень непростые взаимоотношения с советским композиторским официозом, но он (во многом, конечно, вынужденно) сделал чрезвычайно успешную карьеру как автор киномузыки. Считать ли его в таком случае конформистом? Одновременно со Шнитке работала Галина Уствольская – крупнейший отечественный композитор, жившая затворнической жизнью, жизнью аскета, отринувшего все связи с внешним миром. Говорит ли все это об Уствольской как о нонконформисте? Сказать так – значит сильно упростить или сделать более плоским ее художественный феномен.

На церемонии награждения медалью и присвоения звания “Герой Труда РФ”

А вот если мы говорим о художнике, который является еще и руководителем институции, за которую несет персональную ответственность, то сегодня в России сделка с властью неизбежна, но вопрос в ее размере и свойствах. Не так давно драматург Иван Вырыпаев призвал своих коллег разорвать все прямые или опосредованные связи с российской властью. Жест красивый, но безответственный. Без госдотаций может просуществовать камерный театр “Практика”, но жизнь крупной культурной корпорации в российской экономической модели без участия государства невозможна. Важно помнить, что история России на Путине не заканчивается. Властители приходят и уходят, а Московский художественный театр и петербургский БДТ остаются. Зачастую конформизм и лоялизм становятся ценой выживания этих институтов. Ведь на место условных “конформистов” и “лоялистов” вполне могут прийти мракобесы, которых в сегодняшней России не счесть.

Написать в редакцию

Реклама

Состояние. Активы

По подсчётам журнала Форбс, стал наиболее финансово успешным российским музыкантом 2012 г. (16,5 млн дол.), обойдя Григория Лепса и Стаса Михайлова, занявших соответственно 2-е и 3-е места.[12] В 2014 и 2015 году[13] являлся самым состоятельным деятелем культуры в России[14].

Владеет 15% акций производителя мяса индейки «Евродон», в 2014 году выручка которого составляла 4,75 млрд руб., а чистая прибыль — 333 млн руб. В 2003 году помог основателю компании и соотечественнику Вадиму Ванееву встретиться с председателем правления банка ВТБАндреем Костиным, чья финансовая организация в дальнейшем выдала кредит для создания производства. Сам Ванеев заявлял, что дал Гергиеву акции в подарок, тот опроверг эти слова[15].

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий