Увольнение из Большого театра, обвинение в покушении, «внебрачный сын». Скандалы Николая Цискаридзе

Биография

В 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище, а с 1987 года продолжил обучение в Московском академическом хореографическом училище по классу профессора Петра Пестова. В сценической практике училища исполнял все классические Pas de deux, среди которых pas de deux из балета «Фестиваль цветов в Джензано» А. Бурнонвиля и «Классическое па-де-де» В. Гзовского.

По окончании Московской академии хореографии в 1992 году, по приглашению Ю. Н. Григоровича, Н. Цискаридзе был сразу принят в труппу Большого театра, где исполнял сольные партии, среди которых: Французская кукла в «Щелкунчике», Конферансье в «Золотом веке», Юноша в «Шопениане», Голубая птица в «Спящей красавице». Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в «Лебедином озере», «Щелкунчике» и «Спящей красавице», в «Раймонде» и «Баядерке», в «Сильфиде» и «Жизели», а также в современных балетах: «Любовью за любовь», «Паганини», «Симфония до мажор». Ролан Пети специально для Цискаридзе создал роль Германна в «Пиковой даме», поставленной на сцене ГАБТ. Затем Николай Цискаридзе занял положение премьера.

Одновременно он продолжал свое образование в Московском государственном хореографическом институте, который окончил в 1996 году.

Он начинал готовить свои первые роли с Г. С. Улановой и Н. Р. Симачёвым, а далее занимался с М. Т. Семёновой и Н. Б. Фадеечевым.

Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: «Видение Розы» в постановке М. Фокина, «Нарцисс» в постановке К. Голейзовского, «Кармен. Соло» в постановке Р. Пети, «Падший ангел», поставленный специально для него Борисом Эйфманом.

Н. Цискаридзе был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance, 2006—2009). Много гастролирует по всему миру, имеет многочисленные звания и награды. Живёт и работает в Москве.

Участвует в телевизионном шоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия» в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».

Занимается педагогической деятельностью в МГАХ и в Большом театре, где постоянно ведёт хореографический класс.

Семья

  • Мать — Ламара Николаевна Цискаридзе, ученый-физик, работала на атомной электростанции в Обнинске, затем преподавателем математики и физики в средней школе в Тбилиси
  • Отец — Максим Николаевич Цискаридзе, скрипач. Однако воспитывался отчимом.[4]

Раннее проявление творческих способностей

Николай родился в 1973 году в Тбилиси. Его отец, Максим Николаевич, занимался музыкальной деятельностью. Мама, Ламара Николаевна, по профессии – физик, была учительницей в школе. Будущий артист балета появился на свет, когда его матери было 42 года. У него есть двоюродная сестра — Вероника Ицкович, которая после окончания хореографического училища и института сценических искусств занялась актерской карьерой.

image
На фото Николай Цискаридзе в детстве с мамой Ламарой Николаевной

Когда родители развелись, воспитанием мальчика занялся отчим. В детские годы он мечтал стать директором зоопарка, так как очень любил животных. В семье всегда царила дружная атмосфера, а родные Коли старались привить ему хорошее воспитание. Вместе с мамой он часто ходил на спектакли, любил читать, петь и разыгрывать сценки перед знакомыми и гостями. В школьные годы юноша учился в хореографическом училище, а вскоре уехал в Москву, где обучался классическим танцам у педагога П. А. Пестова.

Что известно о биографии танцора?

Николай Цискаридзе родился в уходящий 1973 году. Воспитанием мальчика занимались мать и отчим. Мужчина был педагогом по профессии. Благодаря этому вопрос с воспитанием Николая был решен раз и навсегда. Настоящий отец Цискаридзе по профессии – скрипач. Он своим сыном предпочитал не заниматься. Несмотря на это музыкальный талант отца все-таки передался Николая «по наследству».

image
Н. Цискаридзе — звезда балета

С 1984 года Николай начал заниматься хореографией. В этом году он поступил в хореографическое училище родного Тбилиси. Учеба парню давалась очень легко. Спустя некоторое время стало ясно, что Николай достоин чего-то большего, чем родной город. Он переехал в Москву. Здесь парень поступил в Московское академическое училище. Его воспитанием в рамках учебного заведения занимался Петр Антонович Пестов.

Спустя некоторое время молодого человека заметили. Он стал стипендиатом программы «Новые имена». Она была посвящена молодым представителям различных видов творчества и культуры.

В 1992 году Цискаридзе закончил получать образование в академии. Самое время подумать о начале профессиональной деятельности. Естественно, что о возвращении в Тбилиси речи не шло. Молодому человеку нужно было остаться и закрепиться в Москве. Здесь для его профессионального развития была масса возможностей.

Николай воспользоваться шансом, который дала ему судьба, и принял приглашение работать в Большом театре. Начав работать, Цискаридзе принял решение продолжить свое образование. Его приняли в Московский государственный хореографический институт. После окончания института в 1996 году артист получил специальность «Артист балета. Педагог».

Прежде чем получить одну из серьезных ролей, артисту пришлось станцевать множество небольших. Ведущие спектакли в творчестве Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик» и других.

image
Николай Цискаридзе в галерее

Работа Николая не осталась незамеченной. Он получил множество наград за свой труд на сцене театра. Так, например, одна из его первых медалей – серебряная. Он получил ее на Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония). Это произошло в 1995 году. Сейчас в коллекции Цискаридзе несколько десятков медалей и сертификатов за участие в различных конкурсах.

С 2011 года у Николая конфликт с руководством Большого театра. Причиной послужила реставрация театра, проводимая в течении 6 лет. Артист посчитал, что работа была выполнена некачественно, и нуждается в низкой оценке. Вместо дорогой лепнины, на сцене оказалась дешевая пластмасса. По мнению артиста, теперь театр похож на турецкий дешевый отель.

Сейчас идут судебные разбирательства.

Партии в спектаклях

  • обе главные мужские роли попеременно: принц Зигфрид и Злой гений в «Лебедином озере» П. И. Чайковского в постановке Ю. Н. Григоровича (2001)
  • Ферхад в «Легенде о любви» А. Меликова в постановке Ю. Н. Григоровича (2002)
  • Король в «Лебедином озере» В. Васильева (1996)
  • Таор в «Дочери фараона» П. Лакотта
  • Злой гений в балете «Лебединое озеро» 2001, Большой театр, Москва
  • Герман в балете «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии П. И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2002 году французским балетмейстером Роланом Пети.
  • Юноша в балете «Юноша и смерть» Р. Пети, (2003)
  • Солор в «Баядерке» (Мариинский театр, 2003)
  • Квазимодо в балете «Собор Парижской Богоматери» в постановке Р. Пети (музыка M. Жарра, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго) (ГАБТ, 2003)
  • Фея Карабос в «Спящей красавице» (ГАБТ, 2004)
  • Тезей/Оберон в балете «Сон в летнюю ночь» Д. Нормайера (ГАБТ, 2004)
  • Хореографическая партия Смерти в российской версии мюзикла «Roméo & Juliette» («Московская оперетта», 2004—2006)
  • Синий бог в одноимённом балете, антреприза Фонда М. Лиепы (2005)
  • Полифем в одноимённом спектакле Московского театра «Тень» (2005)
  • Фавн в миниатюре «Послеполуденный отдых Фавна» В.Нижинского, антреприза Фонда М.Лиепы (2007)
  • Конрад в «Корсаре» в хореографической редакции А.Ратманского и Ю.Бурлаки (2007)
  • Учитель в «Уроке» Ф.Флиндта (2007)
  • Люсьен д’Эрвильи в Grand Pas Classique из балета «Пахита» в редакции Ю.Бурлаки (2010)

«Друзья подарили оборудование для залов»

– Всегда ли ваше мнение совпадало с мнением учёного совета, сотрудников Академии? В чём именно были расхождения, и как такие ситуации разрешались?

– У нас ещё нет учёного совета. Очень долго была проверка. Мы официально ещё не получили её результаты. Проверкой было установлено, что учёный совет здесь нелегитимен уже последние три года. Здесь такое количество нарушений, что всё, к сожалению, сложно. Надо будет принимать новый устав, надо будет сделать выборы в новый учёный совет. Всё нелегитимно либо незаконно, поэтому работу приходится начинать с нуля. Люди здесь трудятся взрослые, и они привыкли работать в каком-то определённом режиме. Сначала они воспринимали всё не то что в штыки — немножко в оторопи были. Потом показываешь им: этот закон изменился в 2006 году, этот — в 2004-м, а вы всё живёте, как до царя Гороха. Так нельзя, это нарушение законодательства, преступление. Люди соглашаются и пытаются быстро всё изменить. Бумажные дела, к сожалению, быстро не делаются. У каждой бумаги есть свой срок.

– Как вы оцениваете состояние АРБ с точки зрения технического оснащения здания?

– У нас было всего лишь два зала, где была не самая современная аппаратура. Мои друзья подарили Академии около 2 млн руб. Это оснащение шести репетиционных залов — полностью новое оборудование — и спортивного зала, которого тоже не было в Академии, даже шведские стенки отсутствовали. Аппаратура ещё не полностью поступила, что-то придёт в январе. Много залов остались необорудованными. Если вы пойдёте в школу Бориса Яковлевича Эйфмана, вы увидите, что залы оборудованы по последнему слову техники. Вот, пожалуйста, разница в ремонте. Деньги на Академию были выделены гигантские. Это надо было сделать в первую очередь! У нас историческое здание с потрясающе красивыми лестницами, но они без ковров — каменные и скользкие, и это очень опасно. Здесь бегают дети, и для них любая травма — это катастрофа. Сейчас ищу деньги — а мне надо около 5 миллионов, — чтобы положить на все лестницы ковры.

image
Фото: АиФ / Яна Хватова

– Вы планируете получить это финансирование от государства или будете использовать свои дружеские и профессиональные связи?

– Мне пообещали, что это нам тоже могут подарить. Пока не свершилось, я не могу говорить. Я стараюсь быстро исправить вещи, которые вижу. Мне очень странно, что этим никто не занимался.

– На днях вы сказали, что российскому балетному образованию нужны единые стандарты. Какие сейчас проблемы существуют в этой сфере? И как их нужно решать?

– Проблема в том, что 22 года страна руководствовалась единой системой. На сегодняшний день, к сожалению, это не так. Недавно я встречался с нашими студентами с педфака. Подошли две девушки, они живут в одном из крупнейших городов нашей страны. Там есть  учебные заведения, где они работают. Но они учатся у нас, а мы номер один в области балета. Когда они приезжают работать, им говорят, что они делают неправильно. Такого быть не может. Всё, что создано в Петербурге в Академии им. Вагановой и в Москве в Академии хореографии, должно быть законом для всех. Если какое-то учебное заведение, называется балетным колледжем, хореографическим училищем, они должны следовать тому, что общими законами принято. Если сказано, что в неделю должно быть 12 часов классического танца, везде должно быть 12 часов. По-другому они не имеют права работать.

 В Советском Союзе страна была поделена невидимой линией на две части.  Половина училищ относилась к Петербургу, половина к Москве. Педагоги Москвы и Петербурга регулярно ездили принимать экзамены: они следили за тем, чтобы образование было единым. Это серьёзно, мы же не ерундой занимаемся. Всё это изменилось, просело. Сейчас люди предпочитают делать фестивали. Ребёнок на фестивале выходит на сцену, и ты понимаешь, что его просто некачественно учили.

image
Фото: АиФ / Яна Хватова

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий