ТРОПИНИН Василий — Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника. Около 1818 — (картина)

Детские образы в творчестве Тропинина

Мальчик с топориком, 1810-е гг

Портрет Арсения Васильевича Тропинина, Около 1818

Портрет В.И. Ершовой с дочерью, 1831

Мальчик с жалейкой

Портрет князя Михаила Александровича Оболенского (?) ребенком, около 1812

Мальчик, выпускающий из клетки щеглёнка. 1825

Девочка с куклой, 1841

Мальчик с мертвым щегленком, 1829

Тропинин, Портрет Д. П. Войкова с дочерью Варварой и англичанкой мисс Сорок, 1842

Сочинение по картине

Василий Андреевич Тропинин — талантливый художник-портретист, который написал много великолепных картин. Среди его работ особой популярностью пользуются следующие полотна:

  • «Портрет Пушкина».
  • «Девочка с собакой».
  • «Кружевница».
  • «Пряха».
  • «Портрет Морковых».

Самой лучшей портретной работой признана картина «Портрет сына». Это чудесное полотно поражает своей реальностью и продуманностью каждой детали.

image

Центральным персонажем холста является миловидный мальчик, который смотрит задумчиво вдаль. Его прекрасные кудрявые волосы золотистого цвета свободно струятся по румяному лбу и затылку. И такие детали придают всему образу мальчика нежность и благородство.

Распахнутый воротничок белой рубашки символизирует пыл и стихию подростка, колебания его молодого и непредсказуемого сердца. Герой картины удивлённо приподнял брови, словно смотря вдаль, вспомнил какую-то историю и теперь заинтересовано обдумывал её. Глядя на внешний облик мальчика, можно заметить, что он целеустремлённый и благородный, свободный и независимый.

Читайте также:  Транспорт топик на английском языке с переводом. Сочинение на английском «Мой любимый транспорт» с переводом

Автор этой картины специально озарил лицо чудесного мальчика ярким светом, чтобы на нём сконцентрировать всё внимание зрителей. Лицо сына художника имеет правильные пропорции и это придаёт ему особое очарование. Весь смысл картины скрыть и в детальном прорисовывании лица мальчика. Это и в полных губах ребёнка, и во вздёрнутом детском носике, и в чистых и ясных глазах, и даже в белоснежной коже. Везде чувствуется любовь отца, внимание и его забота.

Сложно забыть работу великого живописца, ведь он показал своим художественным полотном не только мастерство художника, но и глубину чувств родителей к своим детям. Василий Андреевич смог отразить в облике одного ребёнка тонкие эмоции и детские впечатления от того, что происходит вокруг.

↑ Биография и творчество Василия Тропинина

В 

imageВасилий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных графа А.С.Миниха 19(30).03.1776 года. Отец его был управляющим у графа и за усердие к работе получил вольную. Семья же оставалась в крепостной зависимости. Новым хозяином Тропинина стал граф И.Морков. Юношу отправили в Петербург учиться на кондитера. Впрочем, там Тропинина с головой захватила живопись. В конце концов, Морков дал согласие на то, чтобы юноша посещал классы при Академии художеств.

В 

Годы, проведенные в Академии, стали самыми счастливыми в судьбе Тропинина. Они совпали с его стремлением во что бы то ни стало стать художником, с проснувшимся призванием к живописи. Попал туда Тропинин по настойчивой просьбе двоюродного брата графа, желавшего, чтобы самоучка развил свой природный талант. Так, в 1799 году Тропинин стал учеником художника Степана Щукина, имевшего славу придворного портретиста.

В 

Товарищами Тропинина по учению были Сильвестр Щедрин, Орест Кипренский, Александр Иванов. Они как могли, помогали 19-летнему юноше, понимая, как тяжело ему, попавшему сюда недавно, и куда легче им, обучавшимся здесь с детства. Копирование картин великих мастеров в Эрмитаже оттачивало стремительно растущее мастерство самого Тропинина. Его прозвали В«русским ГрёзомВ» — за пристрастие к копированию детских головок. Одна из работ приглянулась императрице Елизавете Алексеевне.

В 

Граф Строганов стал хлопотать об освобождении Тропинина из крепостной зависимости. Щукин же написал Моркову письмо с тем содержанием, что, дескать, если не хотите потерять хорошего слугу, то забирайте его скорее обратно. Так мечты разбились о грубую реальность. Тропинина отозвали обратно на Украину, и он занял место между поваром-кондитером и личным лакеем графа.

В 

Жизнь на Украине Тропинин тоже считал своеобразной академией. Здесь он много рисовал людей из народа, а также крепостных – товарищей по несчастью. Последующие выезды с графом в Москву были для Тропинина как глоток свежего воздуха. Изредка он встречался со старыми товарищами, в частности, с Орестом Кипренским. В 1823 году граф Морков дал своему крепостному художнику вольную. На тот момент Тропинину было уже 44 года. Он был гол, как сокол, зато наконец-то свободен! Сам и только сам теперь он вынужден был обеспечивать себя и свою семью средствами к существованию.

В 

Москва приняла Тропинина. В доме на Ленивке он прожил 32 года. Он стал известным портретистом и вскоре, как полушутя выражались современники, переписал чуть ли не всю Москву. Первый и последний раз Тропинин выставил свои работы на академической выставке 1824 года. От заказов и без того не было отбоя. Неожиданно радостным для Тропинина оказался 1836 год. Он познакомился и близко сошелся с Карлом Брюлловым.

В 

Из прогулок по Москве Тропинин никогда не возвращался без новых впечатлений. Так, незаметно, за работой и проходила жизнь художника Тропинина. В 1856 году умирает горячо любимая жена, Анна Ивановна. Двух лет не дожила она до их золотой свадьбы. В свое время она пошла за крепостного, будучи свободной. Венчались они еще на Украине, в поместье графа Моркова, в новопостроенной церкви. Возводил ее, кстати, тоже сам Тропинин, за плечами которого к тому времени было шесть лет учения в Академии художеств. Граф же считал, что раз учился – то должен уметь всё. Вот и заставил своего крепостного заниматься строительством – ремеслом, которым тот не владел вовсе.

В 

Последние годы Тропинин провел в небольшом домике в Замоскворечье. Умер Василий Андреевич 3(15).05.1857 года. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище Москвы.

В 

В.А. ТРОПИНИН

Известные произведения Тропинина Василия Андреевича

Картина «Портрет Арсения Тропинина, сына художника» написан около 1818 года, его можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На портрете мальчику около десяти лет. Портрет принадлежит к серии «детских» портретов русского художника. Ранние работы Тропинина написаны в соответствии с «доромантической» стилистикой. Но уже здесь видна, как и в остальных «детских» работах, стилистика эпохи Просвещения. Идеология такова, что каждый ребёнок – это «чистый лист бумаги», неиспорченный цивилизацией и неправильным воспитанием.

В своих картинах Тропинин верен «натуре», но изображает художник только хорошее. Вот и здесь – мягкие локоны, «скруглённые» черты лица, «чувствительность». Задумчивый и в то же время беспокойный взгляд в сторону, отражает мечту. Большое внимание художник уделяет и предметам одежды, изображая домашнюю, повседневную одежду он тщательно выписывает детали. Любимые золотисто-охристые тона, как утверждает история, позаимствованы у учителя С. Щукина.

Картина «Портрет Булахова» написана в 1823 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Известный оперный певец Пётр Александрович Булахов был хорошим другом Тропинина. Его «золотистый» тенор восхищал слушателей. Он первым исполнил алябьевского «соловья». С этой работой в творчестве Тропинина появляются романтические нотки. В этом портрете нет статичности, характерной работам Тропинина. Здесь всё в движении, жизнь кипит, а палитра, прежде скупая, разгорается многообразием ярких красок.

Герой портрета только что оторвался от чтения книги, которая символизирует не «официоз», а широту интересов и артистизм. Портретируемый чуть улыбается.

Читайте также:  Антон Павлович Лосенко.

Иные меня обвиняют в том, что мои портреты почти все улыбаются. Да ведь я не придумываю, не сочиняю этих улыбок — я их пишу с натуры.

Тропинин В.А.

Любимый приём русского художника изображение портретируемого в халате, в свободной, не принуждённой позе. Тем самым Тропинин старается подчеркнуть естественность образа.

«Портрет А.С. Пушкина» (1827). Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

В 1827 году были созданы два портрета, посвящённые поэту, они как будто противопоставлены друг другу. В портрете Кипренского Пушкин изображён в светском обличии, с символическим контекстом, указывающим на ремесло героя портрета. В портрете Тропинина А.С. Пушкин написан совсем по домашнему, образ его наделён теплотой. Пушкин заказал этот портрет для своего друга С. Соболевского. Из истории картины известно, что когда её отсылали за границу Соболевскому, её подменили копией, а оригинал долго блуждал по московским закоулкам пока его не приобрёл князь М. Оболенский. Картина сильно пострадала. Её подлинность была подтверждена Тропининым. В 1909 году картина была куплена Третьяковской галереей. Когда же был организован музей А.С. Пушкина в Ленинграде (1937 год), её передали в музей.

Взгляд Пушкина вдохновленно устремлён вдаль. Несмотря на домашний образ, Пушкин остаётся здесь поэтом романтиком, сосредоточенным на своём призвании. Халат написан торжественно, напоминает античную тогу, ниспадает с плеч, подчёркивая гордую осанку великого поэта. На шее поэта небрежно повязан шейный платок, из под которого выступает воротник свободной рубашки. По замыслу художника одежда должна приближать героя портрета к зрителю. На правой руке поэта, лежащей на бумагах, видны два перстня. Один из которых – подарок Е.К. Воронцовой. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману.

Картина «Автопортрет с кистями на фоне Московского Кремля исполнена в 1844 году, хранится в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени, в Москве. Этот портрет самый известный из автопортретов Тропинина. И в автопортретах и в портретах главной задачей художника является стремление сохранить образ человека для памяти близких ему людей. В этом портрете мы видим призвание художника, свободу творчества.

Всё-то я был под началом, да опять придётся подчиняться… Нет в Москву

Тропинин В.А.

Москва всегда противопоставлялась затянутому в мундир Петербургу как место, где с тем или иным успехом можно было жить по своей воле. И уезжая, художник сделал сознательный идеологический выбор.

Доброе, открытое, интеллигентное лицо художника, в котором трудно найти следы крепостничества. К 1840-м годам Тропинин практически «переписал» всю Москву, за что стал почти достопримечательностью второй российской столицы. Эту неразрывную связь подчёркивает «заоконный» пейзаж. Тропинин любил халат, встречал в нём и гостей.

Я усвоил это платье, в нём свободнее работать…

Тропинин В.А.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий