Список произведений Николая Римского-Корсакова — List of compositions by Nikolai Rimsky-Korsakov

Биография Римского-Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог и дирижер. Прожив всего 64 года, он успел многое сделать для искусства, войдя в историю, как талантливый мастер своего дела.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Родился Римский-Корсаков 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Несмотря на склонность к музыке, которая у Николая Андреевича проявилась с раннего детства, он все же пошел на военную службу. Сильное влияние в этом деле на него оказал старший брат, офицер и будущий контр-адмирал.

Начав обучение в 6 лет, он увлекся церковной музыкой и народными песнями, а в 11 написал первое произведение.

В 1862 г, после смерти отца, семья Римского-Корсакова переехала в Санкт-Петербург. Именно там Николай Андреевич познакомился с выдающимся композитором и педагогом М. А. Балакиревым. Вступив в его кружок, который потом получил название «Могучая кучка», Римский-Корсаков окончательно сформировал свои эстетические взгляды.

Краткая биография не позволяет нам рассказать обо всех особенностях военной службы будущего композитора. Скажем лишь, что с 1862 по 1865 год Римский-Корсаков служит на клипере (корабле) «Алмаз». Три года путешествий позволили ему повидать много стран, однако заниматься музыкой, практически не было времени.

Хоровая музыка

Священный хоровой

(все а капелла )

  • «Тебе, Боже, славим» («Тебе Бога хвалим»), для двойного хора, 1883 г.
  • Собрание духовно-музыкальных произведений Н. А. Римского-Корсакова, использовавшееся при императорском дворе. Четырехголосные сочинения из литургии Иоанна Златоуста , соч. 22, 1883 г .; содержит 8 штук
  • Собрание духовных музыкальных обработок Н. А. Римского-Корсакова для императорского двора , соч. 22б, 1884 г .; содержит 6 гимнов на основе распевных мелодий
  • Сборник духовно-музыкальных произведений и переложений Н. А. Римского-Корсакова для смешанного хора , 1883–1884; содержит 23 произведения, опубликовано посмертно в 1913 г.

Светский хоровой

( а капелла, если не указано иное)

  • Два хора, соч. 13, для трех женских частей, 1874 г.
  • Четыре вариации и фугетта на тему русской народной песни «Надоели ночи», соч. 14, для четырех женских партий с фортепиано или фисгармонией ad lib. 1874 г.
  • Шесть хоров, соч. 16, по-разному для смешанных, женских и мужских голосов, 1875–1876 гг.
  • Два хора, соч. 18/22, для смешанных голосов, 1876 г.
  • Четыре хора, соч. 23, для трех мужских партий с импровизацией фортепиано .

    , 1876 г.

  • Поэма об Алексее, человеке божьем , соч. 20, для альтов , теноров и баса с оркестром, 1878 г.
  • Пятнадцать русских народных песен, соч. 19, для смешанных голосов, 1879
  • «Слава» («Слава» = «Слава»), соч. 21, для смешанных голосов с оркестром, 1879–1890
  • Два хора, для детских голосов, 1884 г.
  • Свитезянка , соч. 44, кантата для солистов сопрано и тенора и смешанных голосов с оркестром, 1897 г.
  • Песня Олега Мудрого , соч. 58, кантата для солистов тенора и баса и мужских голосов с оркестром, 1899 г.
  • Из Гомера , соч. 60, прелюдия-кантата для сопрано, меццо-сопрано и солистов альта и женских голосов с оркестром, 1901 г.

Успех и признание

Успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 г. Римский-Корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию.

Здесь надо заметить, что без соответствующего образования получить профессорское назначение было не так просто. Однако необычная биография и выдающиеся способности будущего классика никем не подвергались сомнению. Интересно, что на сегодняшний день эта консерватория носит его имя.

Композитор в 1897 году

Через два года музыкант становится инспектором духовых оркестров Морского ведомства, а в 1874 – директором Бесплатной музыкальной школы. В этом же году Римский-Корсаков начинает активно заниматься дирижированием симфонических концертов, а потом и оперных спектаклей.

В биографии Римского-Корсакова отчетливо прослеживается, насколько легко он принимался за тот или иной вид деятельности.

Интересно, что его прозвали «сказочником» за любовь к фантастическому миру сказок. Именно он придумал симметричный лад, который позже назовут «гамма Римского-Корсакова».

Первой оперой маэстро стала «Псковитянка», написанная в 1872 г. Через семь лет он создает «Майскую ночь» по сюжету Н.В. Гоголя. Затем, в 1881 г. появляется наиболее вдохновенная опера «Снегурочка», написанная для сказки А.Н. Островского.

Интересным фактом в биографии Римского-Корсакова является то, что в начала 1890-х годов у него начал наблюдаться некоторый творческий спад. Однако потом, наоборот, с невероятной интенсивностью выходят потрясающие оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).

Песни

Романсы, другие авторские песни и дуэты

(Для сольного голоса в сопровождении фортепиано, если не указано иное.)

  • «Бабочка» [Бабочка = Бабочка], дуэт, 1855 г.
  • «Выходи ко мне, синьора» [Выходи ко мне, синьора = Выходи ко мне, синьора], 1861
  • «В крови горит огонь желания» [В крови горит огонь любви = В сериале горит огонь любви], 1865 г. (текущее происхождение неизвестно)
  • Четыре песни, соч. 2, 1865–1866 (часто называют Четыре романса )
  1. Прикоснись щекой к моей
  2. Соловей и роза (по персидской поэзии )
  3. Колыбельная (из стихотворной драмы Льва Мея , положенной в основу оперы «Псковитянка» ; позже вошла в состав оперы «Дворянка Вера Шелога» )
  4. От моих слез
  • Четыре песни, соч. 3 августа 1866 г.
  1. Жель и пальма
  2. Южная ночь
  3. Ночевала тучка золотая
  4. На холмах Грузиджи (На холмах Грузии)
  • Четыре песни, соч. 4 января 1866 г.
  • Четыре песни, соч. 7 августа 1867 г.
  • Шесть песен, соч. 8, 1868–1870 гг.
  • Две песни, соч. 25, 1870 г.
  • Четыре песни, соч. 26 января 1882 г.
  • Четыре песни, соч. 27 августа 1883 г.
  • Четыре песни, соч. 39, 1897 г.
  • Четыре песни, соч. 40, 1897 г.
  • Четыре песни, соч. 41, 1897 г.
  • Четыре песни, соч. 42, 1897 г.
  • Весной [ Весной ], соч. 43, 1897 (четыре песни)
  • Поэту [ Поэту ], соч. 45, 1897–1899 (пять песен)
  • У моря [ У моря ], соч. 46, 1897 (пять песен)
  • Два дуэта, соч. 47, для меццо-сопрано и баритона или сопрано и тенора , 1897
  • Две песни, соч. 49, для баса , 1882–1897
  • Четыре песни, соч. 50, 1897–1898 гг.
  • Пять песен, соч. 51, 1898 г.
  • Два дуэта, соч. 52, 1897–1898 гг.
  • Стрекозы [ Стрекозы ], Op. 53, для трех сопрано, 1897 г.
  • Четыре песни, соч. 55, для тенора, 1897–1898 гг.
  • Две песни, соч. 56, для сопрано, 1898 г.

Сборники народных песен

  • Сборник ста русских народных песен , соч. 24, 1875–1876 гг.
  • Сорок народных песен , 1875–1882 гг.

Оперы

  • Псковитянка ( Псковитянка = Pskovitjanka ) (иногда называют Ивана Грозного ), 1868-1872 (первая версия), 1876-1877 (вторая версия), 1891-1892 (3й версии)
  • Млада ( Млада ), 1872 (части актов 2 и 3 из проектасоставленных коллективно Бородин , Кюи , Минкуса , Мусоргского и Римского-Корсакова)
  • Майская ночь ( Майская ночь = Majskaja Noch» ), 1878-1879
  • Снегурочка ( Снегурочка = Снегурочка ), 1880-1881 (первая версия), ca. 1895 г. (2-я версия)
  • Млада ( Млада ), 1889-1890 (полная установка unstaged совместного проекта с 1872 г.)
  • Сочельник ( Ночь перед Рождеством = NOC»pered Roždestvom ), 1894-1895
  • Садко ( Садко ), 1895–1896 гг.
  • Моцарт и Сальери ( МОЦАРТ и Сальери = Моцарт я Sal’eri ), сочи. 48, 1897 г.
  • Дворянка Вера Шелога ( Боярыня Вера Шелога = Боярыня Вера Шелога ), соч. 54, 1898 г.
  • Царская Невеста ( Царская невеста = Carskaja невеста ), 1898
  • Сказка о царе Салтане, о сыне, известный и Могучий богатырь князя Гвидон Saltanovich и Прекрасной Принцессы Лебедь ( Сказка о царе Салтане, о сыне ЕГО, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди = Сказка о уход Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче ио прекрасной Царевне Лебеди ), 1899–1900
  • Сервилия ( Сервилия = Servilija ), 1900-1901
  • Кащей Бессмертный ( Кащей бессмертный = Кащей бессмертный ), 1901–1902 гг.
  • Пан Воевода ( Пан воевода = Пан воевода ; буквально Джентльмен губернатор провинции ), 1902–1903 гг.
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии ( Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии = Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии ), 1903–1904 гг.
  • Золотой петушок ( Золотой петушок = Золотой петушок ), 1906–1907 гг.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий