Педагогические идеи Ушинского. Основоположник научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский

Реформы

Ушинский сразу провел реформирование института: несмотря на сопротивление реакционных педагогов, он ввел новый план обучения. Теперь главным предметом стал русский язык и литература, а также естественные науки. На уроках физики и химии он ввел опыты, так как эти наглядные принципы обучения способствовали лучшему усваиванию и пониманию тем. В это время были приглашены лучшие педагоги – методисты по литературе, географии, истории и т. д., а это Водовозов В. И., Семенов Д. Д., Семевский М. И.

Интересным решением было введение им двухлетнего педагогического класса сверх общеобразовательных семи классов, чтобы воспитанницы лучше подготовились к полезному труду. Он также вводит в практику педагогической работы конференции и совещания для учителей. Воспитанницы же получают право отдыхать на каникулах и в праздники у родителей.

Всем этим событиям был очень рад Константин Ушинский. Биография для детей будет интересна еще и тем, что именно для них он написал очень много удивительных сказок и рассказов.

image

К.Д. Ушинский. Рассказы и сказки для детей. Произведения, биография, творчество

 БишкаБодливая короваВаськаВорона и ракВместе тесно, а врозь скучноВетер и солнцеВорон и сорокаВ лесу летомВолк и собакаВеснаВареный топорВетерГусиГрядки гвоздикиГадюкаГусь и журавльДети в рощеДва плугаДва козликаДятелДедушкаЖалобы зайкиЗимаИстория одной яблонькиИграющие собакиКурица и утятаКукушечкаКак рубашка в поле вырослаКак аукнется, так и откликнетсяКозелКозлятки и волкКоровкаЛасточкаЛюбопытствоЛешийЛетоЛес и ручейЛошадкаЛиса и гусиЛиса ПатрикеевнаЛиса и козелЛиса и волкМенаМышкиМужик и МедведьМедведь и бревноНе ладно скроен, да крепко сшитНе плюй в колодец – пригодится воды напитьсяОхотник до сказокОрел и кошкаОрелОрёл и воронаОсеньПетух и котПлутишка котПетушок с семьёйПетух да собакаПроказы старухи-зимыПчелы и мухиПчелки на разведкахПтицыПоездка из столицы в деревнюПаукРучейРазные сказкиСтрашная козаСпор воды с огнемСлепая лошадьСумка почтальонаСпор животныхСпор деревьевТрусливый ВаняУточкиУченый медведьУтренние лучиУмей обождатьЧетыре желанияЧужое яичкоХрабрая собакаХлебХавронья  

Читать все рассказы и сказки УшинскогоЧитать рассказы других авторов

 

Средства воспитания

В их роли, по мнению Ушинского, выступает непосредственно пример педагога, его тактичное поведение. Обязательно в учебный процесс включаются поощрительные и предупреждающие меры. Руководства учебных заведений были недовольны Константином, поскольку он отрицал традиционную дисциплину, бывшую распространенной в любой школе прежних лет. Тогда ученики слепо повиновались педагогам, а обучение включало физические наказания. Ушинский же провозглашал гуманность в качестве основы образовательного процесса.

Конфликты

imageВам будет интересно:Брестский мед. колледж: специальности, проходные баллы, отзывы. Брестский государственный медицинский колледж

Но вскоре Ушинский с педагогическими идеями, которые впоследствии прославят его на весь мир, вступает в конфликт с руководством на почве стиля преподавания, и происходит его отставка. Это случилось в 1849 году.

Константин становится инспектором в Гатчинском сиротском институте. Параллельно он занимает ту же должность в Смольном институте благородных девиц. Примечательно, что и там, и там он меняет стиль преподавания, и эффективность его возрастает. Но руководство снова недовольно нововведениями молодого преподавателя. В 1862 году он оказался уволенным из Смольного института. Его направили в долгую командировку за границу, назвав в качестве предлога изучение им теории преподавания в других государствах.

image

По рассказам Ушинского, он посчитал эту поездку ссылкой. Но сумел извлечь пользу из данного события.

Вам будет интересно:Как правильно: Томара или Тамара? Происхождение, значение, написание и характеристика имени

Он действительно принялся изучать образовательные системы стран мира. В итоге он написал сразу несколько статей, в которых ярко прослеживаются особенности педагогических идей Ушинского. Кроме того, он издал несколько книг. В 1867 году вернулся на родину, где приступил к работе над уже третьим томом книги «Человек как предмет воспитания». Несмотря на то что он не смог довести начатое до конца, он успел сделать серьезный вклад в развитие образования в России. Прожил он 47 лет, умер в 1870 году.

Историческая заслуга

Важная историческая заслуга педагога была в том, что он обозначил передовые для своего времени идеи, изложил достижения дидактики того времени, включив их в теорию педагогики. Он собрал множество ценных указаний о том, каким образом развивается внимание учеников, как включать их сознательную память.

Константин Дмитриевич дал инструкцию и о том, как именно повторять пройденный материал, чтобы он становился частью учебного процесса и надолго запоминался. Ушинский утверждал, что повторяется материал не с целью возобновить забытое, а чтобы предупредить саму вероятность того, что что-то забудется. Каждый новый шаг в образовательном процессе базируется на уже пройденных темах.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий