Павел Третьяков краткая биография

«Вампиры средней полосы»

Стриминговый сериал «Вампиры средней полосы» вышел весной 2021 года. По жанру – это мистический триллер, щедро приправленный черным юмором. Гаврилову в нем досталась одна из главных ролей – следователя из Москвы Ивана Жалинского, который прибывает в Смоленск, чтобы расследовать загадочное убийство на окраине города.

Герой Гаврилова и не подозревает, что в Смоленске уже не первую сотню лет люди живут бок о бок с вампирами, а хрупкое равновесие обеспечивает договор между вампиром Святославом Вернидубовичем (его играет Юрий Стоянов) и Хранителями во главе с Ириной Витальевной (в ее роли Татьяна Догилева).

Пикантности сериалу добавляет любовная линия между героем Гаврилова и героиней Екатерины Кузнецовой – Анной Остроумовой, местным следователем и по совместительству вампиром. В какой-то момент Анне приходится поведать своему коллеге, что вообще вокруг происходит. Для Гаврилова и Кузнецовой это был уже не первый опыт совместной работы, они пересекались ранее в сериале «Год в Тоскане».

Сериал получил большой успех у зрителей, и еще до показа последней серии его создатели приняли решение продлить его на второй сезон (тоже из восьми серий). Кроме Гаврилова, Стоянова, Догилевой и Кузнецовой, в нем снялись Глеб Калюжный, Дмитрий Лысенков, Ольга Медынич, Артем Ткаченко, Александр Устюгов и Дмитрий Чеботарев.

Биография[править | править код]

Днём появления на свет Павла Третьякова принято считать 15 (27) декабря 1832; однако метрическая книгацеркви св. Николая Чудотворца, что в Голутвине, содержит другую дату — 14 (26) декабря[1]. Родился в Москве, в купеческой семье, в родовом гнезде Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Состояние П. М. Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3,8 млн рублей[2].

Павел Михайлович долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. В 1866 году родилась старшая дочь Вера (1866—1940), затем Александра (1867—1959), Любовь (1870—1928), Михаил (1871—1912), Мария (1875—1952), Иван (1878—1887). В 1887 году от скарлатины, осложнённой менингитом, умер Иван, всеобщий любимец. Павел Михайлович сильно горевал по этому поводу. Старший сын, Михаил, родился больным и слабоумным.

image Картина «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти Василия Худякова.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, — это были работы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В. Г. Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 годумеценат составил завещание, в котором говорилось:

Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие[3].

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. Якоби, «Последняя весна» М. П. Клодта, «Бабушкины сказки» В. М. Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены такие работы Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.

В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, — «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого. В конце 1860-х годов Павел Михайлович заказывает Ф. А. Бронникову произведение, ставшее впоследствии любимой картиной Веры Николаевны Третьяковой, — «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. 31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о своём решении передать всю свою коллекцию и собрание покойного брата Сергея Михайловича вместе со зданием галереи — городу[4]. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. Пайщик Московского купеческого банка[5].

К концу жизни Третьяков получил звание коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств (с 1893).

Скончался 4 (16) декабря 1898 года. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы»[6].

Похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и умершим в 1892 году братом Сергеем.

В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище[7].

Торг уместен

Случалось,Павел Михайлович торговался,и торговался отчаянно. К примеру,за картину«Княжна Тараканова», которая ему сразу понравилась,он был готов заплатить 3 тысячи. Константин Флавицкий хотел получить пять и не отступался. После смерти художника Третьяков вел переговоры с братом покойного — цена выросла до анекдотических 18 тысяч. В конце концов,брат Флавицкого отдал полотно за 4300 рублей,оставив за собой право печатать с картины фотографии,гравюры и литографии. В другой раз Третьяков — без торговли — заплатил 90 тысяч Василию Верещагину за серию картин,написанных после Туркестанского похода и путешествий по Средней Азии. Может сложиться впечатление,что назначая цену,которую он готов заплатить,Третьяков действовал интуитивно. Это не вполне так. Его не интересовали текущая рыночная стоимость и потенциальные прибыли — ведь он практически с самого начала собирался передать коллекцию в муниципальную собственность. Он был согласен платить ту цену,которая не навредила бы делу. Делу,которое он,не без оснований,считал общим. С 1869 года Третьяков начал заказывать портреты знаменитостей,заботясь не только о художественной,но и об исторической ценности коллекции. Дело это требовало большой деликатности и недюжинных организаторских способностей. Уговорить позировать Чайковского,не умевшего усидеть нескольких минут перед объективом фотоаппарата. Найти художника,который быстро и «без мучений» напишет портретПортрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет — во французском прочтении — portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше Достоевского. Убедить скромного Гончарова,что он достоин не менее Толстого. Склонить Крамского написать Тургенева,после того,как это не вполне удалось самому Репину. Бывало,Третьяков разведывал,не гостит ли сейчас кто-нибудь из художников неподалеку от какой культурной иконы тех лет. И сводил портретиста с моделью где-нибудь в Европе — а ведь в те годы не было мобильной связи и соцсетей. Его деятельность простиралась далеко за границы забот рядового коллекционера. Он не столько старался сохранить для потомков историю русской живописи,сколько ее создавал. image На фото слева — Павел Третьяков в 1884- м году,справа — Павел Третьяков с семьей.

Детство коллекционера

Биография Павла Третьякова началась 27 декабря 1832 года. Будущий собиратель появился на свет в Москве в семье купца. Очень большое влияние на его жизнь имело основательное образование, которое Павел со своим братом получали на дому. Братья с раннего детства помогали своему отцу по работе.

image

Желание помочь, а также расширить семейное дело, было настолько сильным, что молодые Третьяковы занялись производством бумаги — они стали влвдельцами бумагопрядильных фабрик с общей численностью рабочих — пять тысяч человек.

Павел Михайлович Третьяков с самого раннего детства по характеру был очень добр, внимателен, отзывчив. Но при этом простота и доброта его сердца тесно переплетались с настоящей деловой хваткой, умением выделять главное, настойчивостью. Помимо своей основной деятельности (управителя фабрикой), Павел Третьяков страстно увлекался искусством. Молодой человек решил во что бы то ни стало собрать коллекцию лучших произведений той эпохи и горел этой идеей до конца жизни.

Начав свою собирательную работу, Третьяков Павел Михайлович точно понимал стоящие перед ним цели и оценивал всю сложность работы. Сбор коллекции отнимал у него достаточно много времени. Поскольку, помимо своего увлечения искусством, Павел Третьяков вместе с братом занимался предпринимательской деятельностью, а именно управлением льнопрядильной фабрикой в Костроме и продажей бумаги и тканей, на искусство оставалось не так уж много времени. Но Павел Третьяков занимался этим благородным делом не из-за желания личной наживы, успеха, авторитета, славы. Ему претили эти чувства, и он всячески избегал любой мало-мальской огласки по поводу своего коллекционирования. Знаменит случай, когда после хвалебной статьи Стасова, где автор рассыпался в восхвалениях Павлу Михайловичу за его самоотверженный труд, Третьяков чуть не слег по болезни, расстроившись из-за этого. После инцидента Павел Михайлович вынужден был временно покинуть Москву. После этого собиратель отказался присутствовать на торжественной церемонии по поводу передачи Третьяковской галереи в собственность Москвы. Такое отношение к славе только подтверждает, насколько простой и скромный человек был Павел Михайлович Третьяков. Биография коллекционера, конечно же, не может не вызывать восхищения.

Известные благотворители

Все знают о знаменитой Третьяковке — крупнейшей в мире галерее русской живописи. Но что известно широкой публике о ее создателях, братьях Третьяковых? Не так уж много, как ни странно. Что Павел Третьяков кропотливо собирал произведения русских художников, а Сергей — зарубежных. Что под занавес жизни оба пожертвовали свои собрания родному городу, Москве. Но галерея — далеко не единственное, что они создали на благо народа.

image

Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892) Третьяковы на протяжении всей жизни неустанно жертвовали на церковные нужды, заботились о сирых и обездоленных. Их жизненным кредо можно назвать слова Павла Михайловича из письма к дочери Александре: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь»2.

image

Братья поддерживали рублем художников, скульпторов, архитекторов. Причем не только маститых, но и начинающих, готовых писать картины за кусок хлеба. Благодаря Третьяковым всего за три десятилетия цены на русскую живопись существенно выросли. Художник из нищего оборванца превратился в уважаемого человека, получил возможность своими работами влиять на умы.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий