Краткая биография Свиридова. Музыка к кинофильму «Метель»

Сюжет

Всем известен сюжет повести Пушкина, по которой, откликнувшись на просьбу режиссера фильма В.П. Басова, создал Свиридов «Метель».

Повесть является слегка ироничной и лукавой. Она считается одним из классических образцов русской литературы. Пушкиным пересказана анекдотическая история о провинциальной барышне, волею судьбы вышедшей замуж за случайного незнакомца, поскольку ее жених в метель заблудился. История, тем не менее, заканчивается счастливо: рождается новая любовь.

Георгий Свиридов ушел от пушкинского сюжета. Его музыка, казалось бы, не связана с сюжетной канвой повести. Она — самостоятельное действующее лицо картины, лишь иногда вплетается в кое-какие фрагменты. Из нее исчезла ироничность литературного произведения. Зато проявилось другое — поэтичность, душевность. Она стала настоящим шедевром и сразу же обрела свою собственную жизнь. Критики отмечали ее удивительную осязаемость. Общепризнано, что музыку «Метели» можно не только услышать, ее можно воочию увидеть: перед слушателем проходят жанровые сцены, открываются картины природы, разворачивается на фоне вальса бал.

Биография

image

ДЕТСТВО. МАРИУПОЛЬ

СВИРИДОВ Георгий Иванович родился 27 марта 1927 года в городе Мариуполе Донецкой области Украины. Отец Свиридов Иван Григорьевич потомственный донской казак, офицер, воевал в Первой мировой войне, как и большинство казаков во время революционных событий был на стороне Белой гвардии.

Мать Свиридова (Куприянова) Мария Иосифовна из семьи староверов.

По окончании гражданской войны отец оказался за границей. Вернулся после объявления амнистии. Но в 1937 был расстрелян за хранение своего боевого ордена — Георгиевского креста.

ЮНОСТЬ. НАМАНГАН.

После расстрела отца мать с двумя детьми выслали в Среднюю Азию, в Ферганскую область, райцентр г. Наманган. Война. Мобилизация в ФЗО № 20, работа на оборонном предприятии без выходных. К концу войны Георгий поступил в вечернюю школу рабочей молодежи.

Увлечение боксом, успехи на ринге. Успешные выступления на первенствах республики лично и в команде. Сын «врага народа» награжден Почетной Грамотой Верховного Совета УзССР. Работа в оборонно-спортивном отделе МГБ по Наманганской области (возглавил деятельность общества «Динамо»). Работа физруком завода № 682. Увлечение поэзией. Стихи печатаются в «Комсомольской правде». Георгий становится военным журналистом газеты ТуркВО «Фрунзевец» (Ташкент), оканчивает Высшие Литературные курсы.

Знакомство в Ташкенте с Валентиной Цыцаревой, которая вскоре становится его женой. Рождение сыновей.

image

Г. Свиридов — чемпион Ср.Азии

за работой

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ. МОСКВА

Георгий Свиридов направляет стихи на конкурс в Литературный институт имени А. М. Горького. Получает ответ из Москвы, в котором Николай Тихонов и Сергей Наровчатов приглашают прибыть для поступления.

В 1954 году, во время учебы в институте, в Ташкенте выходит первая книга поэм Георгия «Встреча на ринге». а затем еще одна под названием «Вторая встреча», где была впервые опубликована его известная поэма «Их было одиннадцать» (о киевской футбольной команде, расстрелянной фашистами. Впоследствии об этом напишут книги и снимут фильм).

Литературный институт, обучаясь в котором Георгий пишет свою известную книгу «Ринг за колючей проволокой». На 3-м курсе принят в члены Союза писателей СССР.

ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ

Роман о боксере в лагере смерти Бухенвальд с интересом встречен читателями, он тиражируется на русском и других языках мира, завоевывает престижные премии. Молодой писатель не останавливается на достигнутом, создавая новые книги, в которых герои также оказываются боксерами, активно сражаются за свои идеалы — «Джэксон остается в России», «Приговоренные к бессмертию», «Рядовой Коржавин», «Победа достается нелегко».

Известный автор не только работает в своем литературном кабинете. Георгий Свиридов в эти годы колесит по всей стране, знакомясь с жизнью простых людей, о которых затем напишет в своих книгах. Сам выйдя из социальных низов, Георгий Свиридов пишет романы, герои которых всегда оптимистичны, спортивны, активно отстаивают свои принципы и борются за социальную справедливость.

На встрече с читателями

Чемпионат Европы по боксу, 1960-е годы.

ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦИИ БОКСА

Чемпионаты по боксу в СССР проводились с 30-х годов и к концу 50-х годов принимается решение официально участвовать в международных соревнованиях. Была создана Федерация бокса СССР, первым председателем (президентом) которой стал боксер и писатель Георгий Свиридов.

Он дважды удостаивался чести быть председателем Федерации бокса, в 1963—1973 и 1977—1981 годах. Это были годы расцвета отечественного бокса, когда наши боксеры уверенно выступали на рингах Европы и мира, демонстрируя высокотехничный бокс и одерживали эффектные победы.

Становление как композитора

Инструментальные сочинения Свиридова 1940-х гг. — Соната для фортепиано (1944), Квинтет для фортепиано и струнных (1945), Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Государственная премия, 1946), фортепианные пьесы (1946; впоследствии автор объединил их в две Партиты для фортепиано) — обнаруживают значительное влияние стиля Шостаковича. В вокальном цикле «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна (1950), состоящем из 11 романсов, в полной мере дают о себе знать качества, характерные для почерка зрелого Свиридова: эмоциональная сдержанность, склонность к подчеркнуто простым диатоническим мелодиям и гармониям, естественный, лишенный какой бы то ни было аффектации способ интонирования поэтического слова. Композитор назвал свой цикл «поэмой», как и многие последующие вокальные циклы. Редактировать

Творчество[править | править код]

Свои первые сочинения композитор написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина.

Пока учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941 год, экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 (1937) и камерную симфонию для струнных инструментов (1940).

Его стиль значительно менялся на ранних этапах его творчества. Первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения писались под влиянием его учителя Д. Шостаковича, но также, например, в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку П. Хиндемита.

Начиная с середины 1950-х годов, обрёл свой яркий самобытный стиль и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Из времён года Свиридов больше всего любил зиму, полагая, что зима — это «время, когда Россия особенно ярко выражает своё естество». Свежие и прекрасные северные зимы композитор с особым вдохновением музыкально иллюстрировал в своих произведениях[14].

В 1964 году написал музыку к фильму «Метель» по прозе А. Пушкина, которая полюбилась слушателям, часто исполнялась в радио- и телепрограммах. В 1974 году по совету жены Эльзы Густавовны, знатока и ценителя его творчества, сделал основательную редакцию партитуры. Произведение получило статус как самостоятельное и стало называться «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина „Метель“». Мировую известность получило в исполнении симфонического оркестра под управлением В. Федосеева. Критики обращали внимание, что в первой части иллюстраций свиридовская «Тройка» бежит зимой, что ощущается в музыке «непостижимым образом». В том же 1964 году первым из композиторов написал кантату на стихи Б. Пастернака «Снег идёт», в которой всего на двух нотах нарисовал завораживающую музыкальную картину тихого снегопада за окном. Картины ушедшей в историю России, лирический образ её старины воссозданы композитором во фрагменте «Поёт зима» из Поэмы памяти С. Есенина. Для «Гимна Родине» выбрал стихотворение Ф. Сологуба «Где грустят леса дремливые, изнурённые морозами…», посвящённое русскому Северу[14].

Непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившему название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» — Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский, В. Гаврилин и другие.

Музыка композитора долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.

Композитор продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использовал традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

«Зима непостижимо ощущается в его музыке…»

Музыка к кинофильму «Метель», созданному по повести Пушкина, была написана Георгием Свиридовым в 1964 году. Ее очень полюбили слушатели, произведение часто исполнялось в эфире радио- и телепрограмм.

image

В 1974-м, по совету супруги, истинного знатока и ценителя его творчества, Свиридовым была сделана основательная редакция партитуры. Композиция получила статус самостоятельного произведения и стала именоваться «Музыкальными иллюстрациями к повести А.С. Пушкина «Метель»». Мировая известность к нему пришла после исполнения симфоническим оркестром, управляемым знаменитым В.Федосеевым. Критики отметили, что в беге свиридовской «Тройки» (первая часть) «непостижимо ощущается присутствие зимы…»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий