Краткая биография Луначарского Анатолия Васильевича

Скачать:

Вложение Размер
imagekniga_vykl.docx 407.48 КБ

Заметки

image

О нем мало написано, почти ничего, если не считать документов лежащих в архивах. Да и сам он, Анатолий Анатольевич, к сожалению, не успел исполнить множество своих творческих замыслов – помешала война. Но даже то небольшое литературное наследие, которое осталось после него, говорит о незаурядном таланте журналиста и писателя.

Родился Луначарский 19 августа 1911 года в Париже в семье известного большевика, будущего первого советского наркома культуры Анатолия Васильевича Луначарского. С 1934 года Анатолий Луначарский стал работать в журнале «Красная новь», в качестве литературного сотрудника.

В журнале издается цикл его новелл «Солнце вваливается в дверь». Его перу принадлежит перевод пьесы туркменского драматурга Тоушан Эсеновой «Дочь миллионера». Выходит в свет роман «О, юность, юность!»

В журналах «Молодая гвардия и «Театр» публикуются его статьи по проблемам театрального искусства.

Как и отец, Анатолий Анатольевич был энциклопедически образованным человеком, прекрасно знал французский и английский языки, неплохо рисовал, любил и понимал искусство. Как вспоминает его жена Елена Ефимовна, в его характере сочетались мягкость, исключительная деликатность в обращении с людьми и беспощадная нетерпимость к всякого рода пошлости. Он нежно и трепетно относился к жене и детям. Очень любил друзей, всегда был скромен, никогда не говорил и не подчеркивал, что он сын наркома. Всегда готов был откликнуться на чужую беду, помочь.

Началась Великая Отечественная война. С первых дней А. А. Луначарский рвался на фронт и добился, наконец, отправки в действующую армию. О дальнейшей его судьбе говорят сухие строки официальных документов:

«С 20. 07. 1941 года – в распоряжении начальника Управления политпропаганды Черноморского Флота в г. Севастополе. «С 24.07. 1941 г. – в распоряжении военного комиссара охраны водного района Главной базы ЧФ.

С 11.10. 1941 г. — прикомандирован к политотделу 7-й бригады морской пехоты Черноморского флота для работы с многотиражными газетами.

«Приказом начальника Политуправления ВМФ СССР Луначарский А. А. исключён из списка политсостав как пропавший без вести в боях с германским фашизмом в сентябре 1943 года в районе города Новороссийска».

Эти скудные строки ничего не говорят о том, что во время боев А. А. Луначарский оставался писателем и журналистом. Отложив автомат, он записывал в блокнот наблюдения, факты, отражающие подвиги русских солдат и матросов. Его очерки, рассказы, басни и стихи часто появлялись во фронтовой печати.

В Новороссийской десантной операции Луначарский участвовал как представитель печати. В период подготовки операции он глубоко интересовался подготовкой личного состава. Помог написать клятву личного состава. В бою Луначарский вел себя мужественно, участвовал в высадке десанта. В ночь на 11 сентября 1943 года Луначарский пошел на катере в Новороссийск и высадился там. Затем участвовал в жестоком бою. До операции Луначарский несколько раз ходил на Малую землю на катерах.

12 сентября при штурме Новороссийска, за четыре дня до его освобождения и победы над Северокавказской группировкой врага, Луначарский погиб.

Его ратные дела по достоинству оценила Родина. Имя А. А. Луначарского золотыми буквами выгравировано на беломраморной плите в Центральном доме литераторов среди фамилий писателей погибших в годы Великой Отечественной войны.

Творчество

Луначарский внёс огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры — в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино. По мнению Луначарского, культурное наследие прошлого принадлежит пролетариату и только ему.

Луначарский выступал как теоретик искусства. Первым его произведением по теории искусства явилась статья «Основы позитивной эстетики». В ней Луначарский даёт понятия идеала жизни — свободного, гармоничного, открытого для творчества и приятного для человека существования. Идеал личности — эстетический; он также связан с красотой и гармонией. В статье Луначарский даёт определение эстетики как науки. Несомненно сильное влияния на эстетические взгляды Луначарского немецкого философа Фейербаха и — в особенности — Н. Г. Чернышевского. Луначарский пытается построить на базе идеалистического гуманизма, антидиалектичности. Явления общественной жизни у Луначарского являются биологическими факторами (этот философский взгляд сформировался на основе эмпириокритицизма Авенариуса). Впрочем, спустя годы Луначарский отрёкся от многих своих взглядов, изложенных в первой статье. Большому пересмотру подверглись взгляды Луначарского в отношении роли материализма в теории познания. 

В качестве историка литературы Луначарский пересматривал литературного наследия с целью культурного просвещения пролетариата, оценивал работы крупнейших русских писателей, их значение в борьбе рабочего класса (сборник статей «Литературные силуэты», 1923). Луначарский написал статьи о многих писателях Западной Европы; творчество последних рассматривалось с точки зрения борьбы классов и художественных течений. Статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах» (1924). Почти все статьи Луначарского эмоциональны; далеко не всегда в исследовании предмета Луначарский избирает научный подход.

Луначарский — один из основоположников пролетарской литературы. В своих взглядах на пролетарскую литературу писатель опирался на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905). Принципы пролетарской литературы выдвигаются в статьях «Задачи социал-демократического художественного творчества» (1907), «Письма о пролетарской литературе» (1914). По Луначарскому, пролетарская литература, прежде всего, носит классовый характер, и главное её назначение — выработка классового мировоззрения; писатель изъявлял надежду на появление «крупных дарований» в пролетарской среде. Луначарский участвовал в организации кружков пролетарских писателей за пределами Советской России, принимал активное участие в работе Пролеткульта.

Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм; первая из них — «Королевский брадобрей» — написана в январе 1906 в тюрьме; в 1907 создана драма «Пять фарсов для любителей», в 1912 — «Вавилонская палочка». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах. Из пооктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (1922), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку. Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах. Впрочем, многие современные критики считают пьесы Луначарского слабыми и опубликованными исключительно благодаря высокому положению автора.

Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине, о событиях 1917 года в России).

Биография[править]

Анатолий Луначарский родился в 1875 в Полтаве, в семье крупного чиновника Александра Ивановича Антонова (отчество и фамилия получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского).

С марксизмом познакомился ещё во время обучения в гимназии в Киеве; в 1892 вступил в нелегальную ученическую марксистскую организацию. Вёл пропаганду среди рабочих. Одним из гимназических товарищей Луначарского был Н. А. Бердяев, с которым впоследствии Луначарский полемизировал. В 1895, по окончании гимназии, отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет.

В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также работы французских философов-материалистов; большое влияние на Луначарского оказали и идеалистические воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идеями. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с плехановской социалистической группой «Освобождение труда».

В 1896—1898 молодой Луначарский путешествовал по Франции и Италии, а в 1898 приехал в Москву, где стал заниматься революционной работой. Через год он был арестован и отправлен в ссылку — сначала в Калугу, а затем в Вологду и Тотьму. В 1903 Луначарский стал большевиком (в РСДРП он состоял ещё с 1895). В 1904, по окончании ссылки, Луначарский переехал в Киев, а затем в Женеву, где стал членом редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперёд». Вскоре Луначарский являлся уже одним из лидеров большевиков. Сблизился с А. А. Богдановым и В. И. Лениным; под руководством последнего участвовал в борьбе с меньшевиками — Мартовым, Даном и др. Участвовал в работе III (1905, выступил с докладом о вооружённом восстании) и IV съездов РСДРП (1906). В октябре 1905 отправился для агитации в Россию; начал работать в газете «Новая жизнь»; был вскоре арестован и предан суду за революционную агитацию, — но бежал за границу. К концу 1900-х усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным; вскоре они переросли в политическую борьбу. В 1909 Луначарский принял активное участие в организации крайне левой антипартийной группы «Вперёд»; был одним из создателей партшкол ультиматистов на Капри и в Болонье. В этот период он находился под влиянием философов-эмпириокритицистов; был подвергнут Лениным жёсткой критике (в работе «Материализм и эмпириокритицизм», 1908). Развивал идеи богостроительства.

В начале 1910-х Луначарский — интернационалист. Ещё в 1907 он участвовал в Штутгартском конгрессе Интернационала, затем — в Копенгагенском. Работал обозревателем западноевропейской литературы во многих российских газетах и журналах, высказывался против шовинизма в искусстве.

Известие о Февральской революции 1917 ошеломило Луначарского; уже 9 мая, оставив семью в Швейцарии, он прибыл в Петроград. Немедленно начал вести большевистскую пропаганду. Был избран членом Первого Всероссийского съезда Советов РСД (3—24 июня1917) от фракции объединённых социал-демократов. Выступал с обоснованием идеи ликвидации Государственной Думы и Государственного совета, передачи власти «трудовым классам народа». 11 июня отстаивал позиции большевиков при обсуждении военного вопроса; и в дни Июльского кризиса был солидарен с большевиками. В июле вошёл в редакцию созданной Максимом Горьким газеты «Новая Жизнь», но вскоре был обвинён Временным правительством в государственной измене и арестован 23 июля. С 23 июля по 8 августа отбывал заключение в тюрьме «Кресты»; в это время заочно был одним из почётных председателей VI съезда РСДРП(б) и избран кандидатом в члены Учредительного Собрания; вместе с межрайонцами вновь вступил в ряды партии большевиков. 8 августа на Петроградской конференции фабзавкомов выступил с речью против арестов большевиков. 20 августа стал руководителем фракции большевиков в Петроградской городской думе. Во время Корниловского выступления настаивал на передаче власти Советам. С августа 1917 Луначарский работал в газете «Пролетарий» (будущая Правда) и в журнале «Просвещение»; вёл активную культурно-просветительскую деятельность среди пролетариата; стоял за созыв конференции пролетарских просветительских обществ. В начале осени 1917 был избран председателем культурно-просветительской секции и заместителем петроградского городского головы; стал членом Временного Совета Российской Республики. 18 октября вместе с Каменевым и Зиновьевым образовал группу «правых большевиков». 25 октября на экстренном заседании Петроградского Совета РСД поддержал линию партии; выступил с горячей речью, направленной против покинувших заседание меньшевиков и эсеров. Октябрьский переворот стал для Луначарского неожиданностью. Спасение страны от гибели, считал Луначарский, — есть дело «правой демократической коалиции» (Луначарского, Зиновьева, Каменева, Рыкова); пришедшее правительство (Ленина и Троцкого) ведёт страну к террору.

В 1918—1922 Луначарский работал представителем Реввоенсовета в прифронтовых областях. Был одним из государственных обвинителей на процессе эсеров в 1922. В первые послереволюционные месяцы Луначарский активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия; узнав из газет, что в Москве разрушаются известнейшие архитектурные памятники, он немедленно подал прошение о выходе из состава правительства. К счастью, газетные сообщения оказались ложными. Вскоре Луначарский был назначен наркомом просвещения и оставался на этом посту до 1929, когда стал председателем Учёного комитета при ЦИК СССР.

Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу. В 1929 г. Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. Из протокола заседания этой комиссии от 14 января1930 г.:

image Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе — неизбежен image

. Латинизацию решили начать с языков национальных меньшинств.

В начале 1930-х Луначарский — директор НИИ литературы и искусства, один из редакторов Литературной энциклопедии. Луначарский был лично знаком с такими известными зарубежными писателями, как Ромен Роллан, Анри Барбюс, Бернард Шоу, Бертольт Брехт.

В 1933 отправлен полпредом СССР в Испанию. Был заместителем главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Умер Луначарский в декабре 1933, не достигнув Испании, на французском курорте Ментона. Похоронен в Москве у Кремлёвской стены.

Союз двух сердец

Н.А.Луначарская-Розенель, портрет М.А.Вербова, 1930. / Фото: книга Н.А. Розенель «Память сердца»Очень часто можно прочесть о том, что союз Анатолия Луначарского и Натальи Розенель – это союз двух бездарностей. Он писал бездарные пьесы, она бездарно играла в Малом театре.Возможно, Наталья не была гениальной актрисой. Зато она была очень старательной и трудолюбивой. Да и можно ли обвинять молоденькую девушку в том, что она мечтала о славе, о признании, о любви, в конце концов? Анатолий Васильевич Луначарский. / Фото: www.vm.ruВопрос бездарности Луначарского тоже довольно спорный. Глубоко идейный революционер, получивший образование в университете в Цюрихе, он стал связующим звеном между новой властью и старыми научными кадрами. Анатолий Васильевич по свидетельству Л.Д. Троцкого «читал на полудюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно, обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров». А.И.Сумбатов-Южин. / Фото: книга Н.А. Розенель «Память сердца»Анатолий Васильевич, естественно, не желал видеть свою молодую и такую очаровательную Наташеньку в грусти, а потому просил режиссера Малого театра Сумбатова-Южина принять супругу на работу. Александр Иванович просьбу, конечно, выполнил. Свет-Наташенька, как именовал супругу Луначарский, получила предложение сыграть роль Абигайль Черчилль, продавщицы из ювелирной лавки в пьесе «Стакан воды» или Гаяне в «Измене».Анатолий Васильевич сам выбрал для супруги роль Гаяне, мягко подсказав Наталье, что эта роль компактная, да и режиссеру будет приятно, что Наталья Александровна выбрала пьесу самого Сумбатова-Южина. А.В.Луначарский. 1928 г. / Фото: книга Н.А. Розенель «Память сердца»Актрисе в те годы, по ее собственным воспоминаниям, хотелось только играть. Впрочем, супруга Луначарского не была осведомлена о протекции супруга. Она считала, что Малому театру действительно нужны были молодые актеры. Тем более, что режиссер после ее премьеры сам подошел поздравить ее и сказал: «Вас Бог при рождении поцеловал в уста!»Через год Розенель уже сыграла Абигайль в «Стакане воды» вместе с Южиным и Яблочкиной.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий