Древнегреческий философ Фалес Милетский: краткая биография, достижения и интересные факты

Космология Фалеса[править | ]

Аристотель сопоставляет с мифологическими учениями Гомера и Гезиода. Космология Фалеса весьма напоминает египетское учение. Вселенная, по представлению Фалеса, представляет жидкую массу, посередине которой находится воздушное тело, имеющее форму чаши, повёрнутой открытой стороной вниз. Вогнутая поверхность этой чаши — небо; на нижней поверхности, в центре её, плавает диск, обтекаемый водой. Звёзды — боги, плавающие по небесному своду. С космологическими представлениями связаны и философские воззрения Фалеса. О них мы узнаём из первой книги Аристотелевой метафизики, который называет Фалеса главой физиков, и из доксографов, черпавших свои сведения из Аэция. Фалеса интересовали два тесно связанных между собой вопроса, а именно: из чего всё произошло и что составляет сущность (греч.άρχή) бытия. Фалес отвечал на эти вопросы следующим образом: вода есть сущность всего, из воды всё произошло и в воду все вновь возвращается. В пользу этого мнения Фалес приводил три довода: во-первых, семя всех живых существ есть нечто обладающее влажностью; во-вторых, все растения питаются влагой и благодаря ей приносят плоды, лишённые же влаги растения засыхают; в-третьих, даже огонь солнца и светил питается испарениями воды. Кроме воды Фалес признавал, по-видимому, ещё иной принцип, который, однако, по всей вероятности, отождествлял с водой. Фалес говорил, что Бог есть разум мира, что всё одушевлено и преисполнено демонов. Божественная сила проникает через первичную влажность, приводя её в движение. Этот мировой разум Фалес называл также необходимостью, которая правит всем. На душу Фалес смотрел как на начало вечно движущееся и самодвижущееся. Душу Фалес приписывал и магниту, так как он притягивает железо. Фалеса обыкновенно называют гилозоистом — и действительно, нельзя отвергать положительного указания Аристотеля о том, что первые «физиологи» отожествляли материю с движущим началом. Отсюда следует заключить, что мировой разум или необходимость есть начало, не отличающееся от воды. По всей вероятности, Фалес придерживался тех общих воззрений, которые встречаются у первых ионийских философов, а именно, что мир периодически возникает из первоначала и вновь в него возвращается; но указаний относительно пути, которым, по его мнению, совершается это мирообразование, мы не имеем. Симплиций в этом пункте сопоставляет Фалеса с Анаксименом, но Теофраст возражает против такого сопоставления. Интерес философии Фалеса заключается в том, что в ней мы имеем зачатки философской рефлексии о физическом мире; трудность её изучения состоит в том, что легко приписать Фалесу мысли, свойственные вообще первому периоду греческой и в особенности ионийской философии. Уже Аристотель сообщает о Фалесе не на основании чтения его произведений, а по слухам, из вторых рук — а Аристотель в древней философии является самым надёжным руководителем.

Мудрость, проявленная в политических решениях

Было бы непростительным упущением оставить без внимания и политическую деятельность Фалеса, в которой также проявилось его незаурядное дарование. Ему, в частности, принадлежала идея создания конфедерации городов, центром которой должен был стать остров Хиос. Данная инициатива была направлена на противодействие возможной агрессии, исходившей в тот период от державы Ахеменидов – государства, существовавшего на территории Передней Азии в VI–IV веках до н. э.

В то же время ученый муж оказался весьма прозорлив в оценке политической обстановки, сложившейся в регионе. По данной им рекомендации правитель Милета (его родного города) уклонился от вступления в военный союз с царем Лидии Крезом. Это было весьма дальновидное решение, вскоре оно позволило избежать захвата города персами, разгромившими лидийское войско и нещадно грабившими все оккупированные территории.

Философская школа Фалеса Милетского

Рассматриваемый нами исторический период (V век до н. э.) характеризовался тем, что при повсеместном господстве языческого мировоззрения, основанного на многобожии, в умах передовых мыслителей стали зарождаться идеи, согласно которым все формы бытия имеют единую основу. Это учение, называемое «монизмом», послужило базой для Милетской школы философии. Фалес как один из наиболее образованных и творчески мыслящих людей своего времени сыграл важную роль в формировании основных ее направлений. Именно поиски единого Бога, начатые за пять столетий до нашей эры, привели затем греческое общество к открытому конфликту с язычеством и принятию христианства.

В историю вошли также имена еще двух выдающихся мыслителей тех лет, осуществлявших совместную деятельность с Фалесом в Милетской школе – Анаксимандра и Анаксимена. Научные труды этих людей, не сохранились до наших дней, и об их содержании можно составить представление лишь на основе комментариев, составленных через несколько столетий. Однако не остается сомнений, что, благодаря философскому учению Фалеса Милетского и его коллег, человечество вступило на путь принципиально иного осмысления существующего мира.

[править]Политическая деятельность

Не чуждался он и политической деятельности, был патриотом Ионии. Фалес настоятельно советовал ионийским полисам объединиться перед лицом угрозы сперва против Лидии, а затем против Персии. Но советам философа не вняли.

В борьбе Лидии с Персией Фалес, понимая, что Персия более опасный враг, чем Лидия, помогал ей как инженер. Он помог Крезу перейти через реку Галие, приказав вырыть водоотводный канал, понизивший уровень воды в реке.

Мудрец, предсказавший солнечное затмение

Несмотря на пережившую века славу Фалеса Милетского – философа и математика, авторство и подлинность его научных открытий имеет спорный характер, поскольку в большинстве источников они освещаются крайне противоречиво. То же самое можно сказать и обо всех датах, связанных с его жизнью.

Исключение составляет только предсказанное ученым солнечное затмение, которое, согласно современным исследованиям, произошло в мае 585 г. до н. э., когда между двумя крупнейшими государствами Древнего мира – Лидией и Мидией – шла кровопролитная война. О нем упоминают все биографы, поскольку пример научного предвидения до такой степени поразил современников, что утвердил за Фалесом репутацию величайшего мудреца.

Солнечное затение

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий