Дочь Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской Елена Ростропович: “Отец не знал, что смерть его забирает”

Примечания[править]

  1. Столяров К. Голгофа: документальная повесть. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — С. 115‒116.
  2. абвБолотин Л.Царское Дело // Исторический музей «Наша Эпоха»
  3. «Наш набор 1945 г. был первым послевоенным…». Воспоминания профессора Т. В. Батаевой об Историко-архивном институте // Отечественные архивы. — 2005. — № 1. — С. 105.
  4. От Хрущева до Горбачева. Из дневника Чрезвычайного и Полномочного посла, заместителя министра иностранных дел СССР В. С. Семенова // Новая и новейшая история. — 2004. — № 3. — С. 107.
  5. Боханов А. Н. Распутин. Быль и небыль. — М.: Вече, 2006. — С. 198. ISBN5-9533-1409-4
  6. Фомин С.Кронштадтский пастырь и странник Григорий // Исторический музей «Наша Эпоха»
  7. Иоффе Г. З. Э. Радзинский. Распутин: жизнь и смерть: [Рец.] // Отечественная история. — 2002. — № 3. — С. 183.

Детство

Будущий дирижер и виолончелист Мстислав Ростропович родился 27 марта 1927 года в Баку. Его родители и деды были музыкантами, поэтому будущее ребенка определилось еще до того, как он появился на свет. В 1932-1937 гг. Ростропович учился в школе имени Гнесиных в Москве. Это было одно из самых лучших музыкальных образовательных учреждений страны.

С наступлением войны в столице началась массовая эвакуация мирного населения. Попал в нее и 14-летний Ростропович. Биография дирижера оказалась связана с городом Чкаловым (Оренбургом). В эвакуации умер отец Мстислава, и подросток стал фактическим главой семьи. В возрасте пятнадцати лет он начал преподавать в местном музыкальном училище и таким образом кормил родственников.image

Тогда же появились первые самостоятельные произведения, которые написал Ростропович. Биография начинающего композитора ознаменовалась созданием поэмы для виолончели, фортепианного концерта и прелюдии для фортепиано. В годы войны музыкант стал гастролирующим артистом. Он выступал вместе с оркестром Малого театра, исполняя произведения Чайковского. Также Ростропович давал концерты в воинских частях, госпиталях, райцентрах и колхозах.

Железная дисциплина

– А как отец двух симпатичных дочерей, он был строгий? Пойти в кино или погулять с мальчиками разрешал?

– Ну что вы! Какие мальчики! Он был очень ревнивый. Особенно напряжённая атмосфера складывалась на даче – там же полно свободного времени и парней вокруг (смеётся!) В какой-то момент Мстислав Леопольдович решил, что наши поклонники лазают к нам в окно ванной комнаты, перепрыгнув через забор на участок. Так он специально съездил в  ботанический сад и выписал оттуда какой-то необыкновенный боярышник с во-о-от такими шипами. И посадил этот боярышник вокруг всего участка – как ограду, чтобы никто не лез. В кино можно было пойти с подругами, если мы отзанимались положенное время. И возвращаться надо было точно в срок – дисциплина была железная!

– А он учил вас спокойно относиться к славе? И как сам воспринимал это всеобщее в свой адрес поклонение?

– Папа был очень скромный человек. Это же видно по тому, как он одевался, как себя вёл. Приезжая на фестиваль или концерт, не требовал каких-то особенных лимузинов и спокойно мог добраться на такси. Он никогда ничего не просил – чтобы номер был такой-то, температура в номере такая-то. Он выходил со своей виолончелью на сцену, играл и уезжал.

А ещё для него не существовало разницы между королями и консьержами. Его 70-летие праздновали в Елисейском дворце в Париже. В списке гостей – короли, президенты… И –  консьерж из дома в Париже на  Жорж Мандель, таксист из Нидерландов, и много других простых людей, которые были его друзьями. Устроители вечера перепугались:  все-таки тут протокол, короли, министры… Может, не надо консьержа? И таксиста? Мы для них отдельный вечер организуем. Папа в ответ: «Нет! Нельзя! Это мои друзья. И я хочу пригласить их на мой день рождения!»  А на день рождения в Лондон он пригласил своего друга  Ваську, который  строил годами и ремонтировал нашу дачу, и его семью.imageЕго оружием была музыка. Как мир отпразднует 90-летие Ростроповича

– Мстислав Леопольдович славился рисковыми поступками: прятал у себя на даче опального Солженицына, играл возле рушащейся Берлинской стены, приехал во время путча в Москву к Белому дому. Он понимал, что на кону – его жизнь? 

– За Германию мы особенно не волновались. А вот в 1991 году в Белом доме было действительно опасно…

В августе 1991-го мы с отцом были во Франции. Я приехала к нему в Париж (сама я с семьёй жила в пригороде), Мы смотрели репортажи CNN. И в какой-то момент папа говори: я должен туда ехать. Я начала его отговаривать: там опасно, все сейчас оттуда бегут, а ты туда. Да у тебя и паспорта-то российского нет (в 1974 г. семью Ростроповича-Вишневской выдворили из СССР, в 1978-м лишили гражданства – ред.). Глупость какая-то! Он согласился: ну ладно, ладно.

image Статья по теме От Ростроповича и Вишневской. В Москве появится новый культурный центр Я осталась у папы ночевать, мы всю ночь смотрели новости. А утром вижу: он уже одет, стоит с маленьким чемоданчиком. «Ты куда?» – спрашиваю. «Ой, мне надо в банк пойти, там кое-какие дела сделать». Я удивилась, потому что все его дела обычно вела я. Но ничего не сказала. Мы договорились вместе пообедать и он ушёл. Сижу, жду: 12.00, 13.00, 14.00, 15.00 – его всё нет. Звоню в банк: «Он у вас был?» – «Нет, не был».  И уже вечером мне звонит мой знакомый  из журнала «Пари матч»: «Лен, только не волнуйся, но твоего папу видели в самолете, летящем в Москву.» Я рассказываю, и у меня до сих пор от пережитого тогда ужаса мурашки бегут… «Всё, конец»! – подумала тогда я. До двух часов ночи смотрела CNN. И вдруг слышу: в Москве возле американского посольства убит человек. И я мысленно с папой попрощалась…

Наконец с трудом дозвонилась до папиной сестры Вероники и она мне сказала,  что папа был   в Белом доме. Когда он вернулся обратно в Париж,  я гордилась им невероятно. Он действительно никого не боялся! И всегда делал то, что приказывали ему делать его совесть и его сердце. Вот он пошел и сделал.

Народные артисты СССР Галина Вишневская и Мстислав Ростропович с детьми и внуками перед началом юбилейного вечера певицы, посвященного 45-летию творческой деятельности. 1992 г. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров

Фонд и фестиваль Ростроповича

В качестве преподавателя дирижер в 2004 году открыл школу в Валенсии, где учили высшему музыкальному мастерству. Организаторские способности виолончелиста проявлялись в его кипучей деятельности и создании новых фестивалей. Такие мероприятия позволяли открывать для всего мира новые молодые имена талантливых исполнителей. Сегодня в память о великом музыканте каждый год проходит фестиваль Ростроповича.

image

Дирижер стал президентом собственного фонда. Его средства шли на помощь одаренным студентам. Благодаря ему в России появились новые стипендии и гранты для детей-музыкантов. Сегодня музыкальный фонд покойного отца возглавляет Ольга Мстиславовна Ростропович.

Воспоминания и отзывы современников[править]

Архивист Т. В. Батаева:

…мы ходили на лекции в Политехнический музей, посещали концерты в Концертном зале им. П. И. Чайковского, Центральном доме работников искусств. Там я слушала выступление Мстислава Ростроповича — моего одноклассника по оренбургской школе. (Мы учились в 7-м и 8-м классах Второй школы Оренбургской железной дороги. Классным руководителем у нас была его родная тетя по материнской линии Елена Адольфовна Лонткевич. В ее доме, где в годы войны жила семья Мстислава Леопольдовича, теперь создан музей отца и сына Ростроповичей.) Во время антракта он сразу же узнал меня, спросил, как мои музыкальные дела, дал свой телефон. Но мой путь был уже определен — путь историка-архивиста.[3]

Запись в дневнике В. С. Семёнова:

25 февраля [год не указан]. Были на концерте виолончелиста Ростроповича. Исполнялись концерты для виолончели с оркестром — Вейнберга, Книппера и второй концерт Прокофьева… Самое интересное был Ростропович. Лобастый, лысый, в очках, издали совсем лишенный верхней губы, он шевелил языком, как ящерица, постоянно облизывая недостающую губу. Сперва это было даже неприятно смотреть. Но потом в патетических местах он работал, страдая за весь оркестр, прыгал на стуле, набрасывался на виолончель с неожиданной страстью, сердито поворачивал лицо к первым скрипкам и как бы дирижировал оркестром, фырчал и надувал щеки, как кролик, и снова принимался пилить свой инструмент. Исполнение было виртуозное и глубокое. Это, конечно, музыкант мирового и исторического значения.[4]

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий