Чюрлёнис Микалоюс Константинас. Мир мелодий и красок

Содержание

Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну.. М.-К. Чюрленис Земля и море , таинственные звездные глубины и сияние солнца, сказочные поверья и народные предания… Всем этим наполнены картины и музыка великого художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлениса. Он кажется необычен, но скорее всего он непривычен. Он принадлежит к числу тех кто ведет за собой, давая простор нашему воображению. Романтикой фантазией, силой гения восхищались многие великие творцы. Творчество М.К. Чюрлениса – величайший гимн природе, космосу, пытливому человеческому разуму. Тишина Картина «Тишина» Она гениальна простотой замысла и исполнения. На тускло-желтом прямоугольнике картона светятся три маленькие головки одуванчика и все. Тишина. Мимолетное дуновение- и их не будет. Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года. Отец будущего художника был сыном крестьянина из южной части Литвы — Дзукии. Свое будущее отец мальчика связал с искусством, а именно с музыкой, играл на органе. Мать будущего художника Адель родом из немецкой семьи евангелистов, покинувших Германию из-за религиозных преследований. Спустя 3 года после рождения Микалоюса семья переселилась в Друскининкай. Заметив у мальчика прекрасный слух и неординарные музыкальные способности, отец начал обучать его музыке. С 1889 по 1893 год Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского в Плунге. Здесь он учился играть на флейте и пытался сочинять музыку. В 1893 году Чюрленис отправился в Варшаву. Здесь в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Ему предлагают должность директора музыкальной школы в Люблине, но он отвечает отказом. Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью. Мой путь Через год в 1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву. Здесь он продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые являются его основным заработком. Молодой композитор еле сводит концы с концами и мучительно переживает, что не в силах помогать своим родителям. Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать. Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве. Чюрленис упорно трудился, пополняя свои альбомы все новыми набросками, эскизами, этюдами с натуры, усердно работал над гипсовыми масками. Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса». Лес В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. В школе он увлеченно занимается астрономией, космогонией, индийской философией и особенно творчеством великого поэта и мудреца Индии Рабиндраната Тагора. В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба — циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие. В 1908 году он женился на Софье Кимантайте-музыкальной тонко чувствующей красоту девушке, которая обожала его и его искусство. В этом же году они уезжают в Петербург. Зима (из цикла «Времена года») В Петербурге у них не было ни работы, ни денег, ни друзей. Не смотря на все трудности, что-то необъяснимое держало художника в этом городе. Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыку и написал свои лучшие картины. К сожалению, он не смог удержать жену, не привыкшую к такому образу жизни. Она вернулась домой. В Петербурге Чюрленис познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как Мстислав Добужинский, Лев Бакст, Рерих, Лансере, Константин Сомов, что существенно облегчило его существование в Петербурге. Они дали ему возможность зарабатывать и участвовать в выставках. В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. Истина «Истина».Темно, пусто, холодно вокруг человека с высоким лбом, держащего свечу. Привлечённые пламенем, слетаются мотыльки. Сзывающий их огонь обманчив, неумолим, жесток. Опалив крылья, обгорев, они гибнут, но всё летят и летят. Достижим ли идеал, истина? Путь к ним тернист. И всё же:»А ты иди, иди без устали… Смотри с высоких башен…» Начиная с 1909 года художник все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние. В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья. Покой

 

Чюрленис Микалоюс Константинас(1875-1911) Когда-то в молодые годы удалось побывать в музее Чюрлениса, увидеть галерею его картин в сопровождении его же музыки. Впечатление было незабываемое и захватывающее.Это чувство восторга осталось со мной на всю жизнь.

Литературное творчество Чюрлёниса

М. Чюрлёнис не был лишён и литературного дара. Вся его публицистика (в том числе и письма) отличается ярким словом, точностью изображений, которые выдают огромный потенциал чувств, воображения, стиля, свойственных настоящему художнику. Писал он в основном на польском языке, которым владел лучше, чем литовским. Самым ярким литературным образцом Чюрлёниса является поэтический Псалом: «Предо мной – высочайшие вершины, голые скалы и бездны. Это красиво. Это – бесконечно красиво. Но не знаю дороги, и боязно мне. О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие. Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное! Один за другим – через долину и долгим речным берегом, и через поле большое, возделанное, тихое, а конец этого шествия в лесу скрывается, и шествию конца нет. Где истина, Господи? Иду, иду».

Синтез искусств

image

М. Чюрлёнис «Соната солнца. Allegro» (1907). Бумага, темпера, 63,1х59,5 см (Друскининкай)

image

М. Чюрлёнис «Соната солнца. Andante» (1907). Бумага, темпера, 63х58 см (Друскининкай)

М. Чюрлёнис «Соната солнца. Scherzo» (1907). Бумага, темпера, 60,3х57 см (Друскининкай)

М. Чюрлёнис «Сотворение мира» (1905-1906). Бумага, темпера, 36,7х31,6 см (Варшава)Всмотритесь в картину «Прошлое». Прошлое это или настоящее через призму прошлого? Оно вглядывается в нас или мы вглядываемся в него? Предупреждает ли прошлое нас о чём-то или сожалеет о произошедшем? Как много вопросов, а ответ у каждого – свой. Так желал художник.

М. Чюрлёнис «Прошлое» (1907). Картон, пастель, 68,8х 77,5 см

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий