Чем запомнился режиссер и основатель Театра на Таганке Юрий Любимов

На режиссерском поприще

Начав с небольших работ в режиссуре, в 1959 году Любимов ставит первый большой спектакль. Его творчество отличалось новаторством, тягой к экспериментам. Вскоре, вокруг Юрия Петровича сформировался круг единомышленников, который стал ядром театра.

Сотворение мира

Забудутся громкие скандалы, сотрутся из памяти мелкие злодейства. Останется главное. А главное — невозможно представить Россию последних 50 лет без режиссера Любимова и его авторского театра. Это театр поэзии и музыки, света и метафоры, острой формы и парадоксальных образов. И если говорить не только о художественной манере Юрия Петровича, продемонстрированной на разных подмостках, а конкретно о «Таганке», главном его творении, то это театр улиц, театр-романтик, театр-гражданин.

Поколению, которое сегодня давится в очереди за свежими моделями гаджетов, не понять, как могли их ровесники в 1960–1970-х годах ночами ждать открытия театральной кассы, желая вновь и вновь попасть на спектакли, от которых, как от глотка свободы, перехватывало дыхание.

Любимов_2

Создатель и художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Петрович Любимов во время репетиции спектакля «Товарищ, верь!». 1973 год

Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин «За Чехова могу даже подраться» Народный артист СССР Юрий Соломин — о преданности классикам, истории на сцене и смене поколений

Любимов стал легендой задолго до своего ухода. Попал в учебники. Успел привыкнуть, что его называют великим и гениальным. Пережил всех цензоров и гонителей. День его рождения и день смерти расположены почти что рядом — 30 сентября и 5 октября, а между ними долгая (97 лет), невероятно насыщенная, напряженная и, несмотря на все перипетии, счастливая жизнь. На его долю выпали революция, война, застой, перестройка, любовь, мировая слава, доносы, интриги, эмиграция, возвращение, два раскола труппы, но главное — работа, работа, работа. До последнего вздоха он трудился как одержимый. Любимов поздно пришел в режиссуру, удивив своим брехтовским «Добрым человеком из Сезуана», и после словно стремился наверстать упущенное, выпуская спектакль за спектаклем, отказавшись от собственной актерской карьеры (у него было амплуа героя-любовника, сыграл Сирано, Ромео и Треплева).

Хотя одно время была и другая причина превратиться в театрального стахановца. В годы жизни за границей, когда в 1984 году его лишили советского гражданства, уже на пороге 70-летия, уже насытившись театром, он был вынужден много ставить, чтобы просто прокормить семью. Вместе с женой и ребенком он буквально колесил по миру. Петя Любимов, его младший сын, за четыре с лишним года поменял 38 школ.

«Современник» привык жить с открытым окном» Народная артистка СССР Галина Волчек — о театре-доме, вольтовой дуге, методе Станиславского и грузинских впечатлениях

Работа в телепередаче «Взгляд»

В 1985 году Александр Любимов получил работу на Гостелерадио, где около двух лет вел передачу на датском языке. Затем молодой человек трудился на телевидении в качестве корреспондента.

image

Взлет карьеры журналиста Александра Любимова произошел в конце 80-х годов, когда он начал вести популярную телепрограмму «Взгляд». Эта передача стала революционной, так как впервые дала возможность людям открыто высказывать свое мнение. Она изменила формат существующего телевидения. Во «Взгляде» Александр Любимов работал с такими известными журналистами, как Владислав Листьев, Дмитрий Захаров и Олег Вакуловский.

Работа в популярной передаче подошла к завершению, когда в конце 90-х годов министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе ушел в отставку по причине несогласия с ведением политики в стране. Журналисты «Взгляда» хотели осветить ситуацию по телевидению, но власти запретили им снимать такой материал, а самих авторов идеи уволили.

Александр Любимов не смирился с произошедшим, он решил создать авторскую передачу «Взгляд из подполья» и распространять ее в записи на видеокассетах. Но это не принесло ожидаемого результата, и проект был закрыт, едва начавшись.

Ровесник революции

Родившийся перед самой революцией 1917 года, Юрий, выходец из непролетарской семьи, сумел получить образование и поступить в техникум. Однако страсть к театру привела его в учебную студию Московского Академического театра. Потом было Щукинское училище, а потом – ледяной ад Советско-финской войны.

Рядом с ним

Надежной помощницей и верной спутницей Любимова стала его последняя жена, венгерка Каталин. «Что там декабристские жены — она не только коня на скаку остановит, но и танк» — говорил о ней Юрий Петрович. За 36 лет, что они прожили вместе, Каталин отучила Любимова от табака — раньше во время репетиций он выкуривал по две-три пачки в день, заставила правильно питаться и даже пристрастила к медитации. Пусть иногда кто-то хмыкал и вытаращивал глаза, видя, как Каталин при полном зрительном зале ставит на режиссерский столик тарелочку с дольками чеснока — то ли в целях профилактики гриппа, то ли как магическую защиту от вампиров и оборотней. И даже лютые недруги будут вынуждены признать, что Каталин продлила любимовский век. Но именно ей предъявлялись и серьезные претензии за вмешательство в дела «Таганки».

Любимов_1

Каталин Любимова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев «Наше кредо — живой академизм» Народный артист России Марк Розовский — о юбилее театра «У Никитских ворот», уроках Товстоногова и внутреннем космосе человека

Театровед Марина Токарева писала еще при жизни мастера: «Юрий Любимов, как все крупные режиссеры, всю свою жизнь строил авторский театр. Но в какой-то момент в его сознании, похоже, произошла радикальная перемена: авторский театр подменился частным. Только в частном (или крепостном) театре возможна роль, которую играет на «Таганке» жена Любимова и его замдиректора Каталин. Крепнущая вражда между нею и коллективом напалмом взаимной ненависти выжигает последние крохи творческой жизни театра». Сейчас вдова далека от руководства «Таганкой», но делает всё, чтобы сохранить память о муже и его творческое наследие, ежегодно вручает общественную премию его имени, издает книги. В числе ее главных забот был мемориальный кабинет Любимова — с личными вещами и подлинными автографами знаменитых зрителей. В прошлом году его открыли. Более того, в фойе появился «второй кабинет» — виртуальный, где в определенные часы проекторы преображают белые стены.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий