Благородный освободитель Москвы, или почему Дмитрий Пожарский был слишком хорош для царского трона

Литература

  • Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.
  • Корсакова В. И.. Пожарский, Димитрий Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Замятин Г. А. Минин и Пожарский. — Молотов: ОГИЗ, Молотовское областное издательство, 1942.
  • Сироткин С. В. Заметка к биографии Дмитрия Михайловича Пожарского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2001. — № 1 (3)
  • Володихин Д. М. Пожарский. — М.: Вече, 2012. (Серия «Великие исторические персоны»)
  • Эскин Ю. М. Дмитрий Михайлович Пожарский. — М.: Квадрига; ЗебраЕ, 2013
  • Селезнев Ф. А. Нижегородцы и преодоление Смуты (1606—1618). — Нижний Новгород: Деком, 2015.

Памятник Минину и Пожарскому М.И. Скотти. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский Дмитрий Пожарский принимает московских послов Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского

Как благодаря тандему «Пожарский-Минин» была освобождена Москва

Картина Пескова М. И. «Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году», (1861)./Фото: mtdata.ruВ конце 1611 г. поляками был взят Смоленск. Одним из польских отрядов была сожжена Москва. Этот отряд обосновался в Кремле и Китай-городе. В качестве кандидата на русский престол поляками предлагался королевич Владислав. Шведы заняли Новгород и предлагали своего королевича на московский престол. Страна, оказавшаяся без правительства после упразднения семибоярщины, распалась на составные части – едва ли ни каждый город действовал особняком. Патриарх Гермоген выдвинул обязательное условие воцарения в России королевича Владислава – крещение в православную веру, после чего всех польских и литовских людей нужно будет вывести за пределы страны. Если этого не будет, то патриарх благословил подняться всему народу против польских интервентов и прогнать их с русской земли. Царя в Москве не было, на его место заступил патриарх – охранитель веры, и он призвал к восстанию. Патриаршую грамоту первыми поддержали смольняне, претерпевшие от пришедших на их землю поляков страшные бесчинства. По их убеждению, основанному на горьком опыте, не стоит уповать на то, что когда на русский трон воссядет королевич Владислав, то все уладится. Польским сеймом определено совсем иное: «Вывесть лучших людей, опустошить все земли, владеть всею землею Московскою». После жителей смоленских волостей ярославцы подхватывают знамя народного восстания. За ярославцами нижегородцы: Кузьма Минин – торговец мясом и земский староста, призвал народ забыть частные интересы, объединить усилия и начать сбор средств, необходимых для организации освободительного движения. Вслед за нижегородцами к сбору казны для ополчения присоединились и люди из других городов. Главным воеводой восставшими единодушно был избран князь Дмитрий Пожарский. Спустя четыре месяца ополчение было сформировано. Ещё полгода оно двигалось к Москве, пополняясь по пути толпами служилых людей. Под Москвой стоял казацкий отряд князя Трубецкого, блокировавший выход из Кремля и Китай-города полякам. Но на помощь осаждённым смоленской дорогой шёл 15-тысячный отряд прославленного польского гетмана Хоткевича. Вопреки расчётам гетмана на раздор между казаками и дворянским ополчением, во время решающего боя произошло их стихийное объединение. Войско Хоткевича отступило и по той же смоленской дороге ушло в Литву.

Родители Дмитрия Пожарского

Родился Дмитрий Пожарский как принято считать 1 ноября 1578 года в селе Берсенево Клинского уезда. Родителями будущего основателя ополчения были князь Михаил Федорович Пожарский и Мария Федоровна Беклемишева. Когда Дмитрию Пожарскому было 10 лет умер его отец Михаил Федорович и его воспитанием до 15 лет занималась мать.

Мария Федоровна в конце царствования Бориса Годунова была верховной боярыней московского двора при царице Марии Григорьевне и скорее всего, после падения Годунова, в 1607 она приняла монашество под именем Евдокия. Князь Дмитрий Пожарский был сыном родителей, принадлежавших к двум знатным родам, – Пожарских и Беклемишевых.

Род Пожарский – боковая ветвь Рюриковичей

Первым из удельных князей Пожарских являлся Василий Андреевич, живший во второй половине XIV – начале XV века. Сам основатель рода Пожарских, был выходцем из Стародубских князей, которые являлись потомками великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича по прозвищу «Большое гнездо», сына основателя Москвы Юрия Долгорукого.

Таким образом, первый из Пожарских был потомком Рюрика в XV колене. Эта отдаленная принадлежность рода Пожарских к Рюриковичам, наряду с героической ролью Дмитрия Пожарского при организации ополчения в 1612 году и породила историческую версию о том, что герой ополчения мог претендовать на русский престол в ходе выборов царя и стать конкурентом Михаилу Романову.

Достоверно подтвердить или опровергнуть наличие, или отсутствие царских амбиций у Дмитрия Михайловича, конечно невозможно, но мы знаем, что прямых притязаний на трон Пожарский не высказывал. Имеются свидетельства о том, что в 30-е годы XVII века в Москве распространялись слухи о том, что Дмитрий Михайлович Пожарский пытался участвовать в выборах царя на Земском соборе, однако, дальнейшее расследование этих разговоров самому князю не повредило.

Известно, что в 1613 году Пожарский был пожалован в бояре. Также, по оценке историков род Пожарских, хоть и вел свое начало от Рюриковичей, но по степени родства с династией основателей Руси и знатности своей фамилии, они существенно уступали не только Романовым, но и многим другим родам.

Что касается оценки, кем же были Пожарские по национальности, то, если исходить из доминирующей исторической концепции, признающей Рюрика и его потомков, варягами, потомками викингов и скандинавов, то род Пожарских мог быть отнесен к этой национальности. Однако, это сомнительный довод не только для основной ветви Рюриковичей, но и тем более для боковой ветви Пожарских, гораздо в большей степени обрусевшей.

Детство

Традиционно считается, что Дмитрий Михайлович родился 1 ноября 1578 года. Отцом Дмитрия был князь Михаил Фёдорович Пожарский, который в 1571 году женился на Марии (Евфросинии) Фёдоровне Беклемишевой, происходившей из старинного знатного дворянского рода. При рождении и крещении Пожарский получил «прямое имя» Козма в честь Космы бессребреника, поминовение которого приходится на 17 октября (по старому стилю). Одновременно он получил «публичное» имя Димитрий в честь Димитрия Солунского, поминовение которого приходится на 26 октября (по старому стилю). В составе приданого Марии Фёдоровны было село Берсенево в Клинском уезде, где, вероятнее всего, и родился Дмитрий, так как Суздальские земли князей Пожарских, в том числе и село Мугреево (Волосынино), были конфискованы царём Иваном Грозным в пользу опричников. У Пожарских был дом в Москве, на Сретенке, подвальная часть которого сохранилась до настоящего времени и входит в состав дома графа Ф.В В.В Ростопчина, который владел домом в начале XIX века (сегодня Большая Лубянка, 14). В московском доме Пожарских в это время никто не жил, так как детей у Фёдора Ивановича Пожарского, кроме сына Михаила, не было. Умер Фёдор Иванович в 1581 году, а его жена МарияВ — в 1615 году. Оба были похоронены в Троице-Сергиевом монастыре. Отец Дмитрия, Михаил Фёдорович, умер 23 августа 1587 года и похоронен в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале. Его мать Мария (Евфросиния) Беклемишева умерла 7 апреля 1632 года и тоже похоронена в Спасо-Евфимьевом монастыре. Из исторической литературы известно, что у Михаила Фёдоровича Пожарского было четверо детей. Старшей была дочь Дарья и сыновьяВ — Дмитрий, Юрий и Василий. Когда умер отец, Дарье было пятнадцать лет, ДмитриюВ — неполных десять, ВасилиюВ — три. Юрий умер при жизни отца. Впоследствии Дарья вышла замуж за князя Никиту Андреевича Хованского.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий