Биография Нартова Андрея Константиновича

ПроисхождениеПравить

Родился в Санкт-Петербурге в семье механика и изобретателя А. К. Нартова (1693—1756), служившего в токарне Петра I.

ТрудыПравить

  • «Ода на восшествие на престол императрицы Екатерины II» (1762)
  • «Эпистола к верным сынам отечества» (1762)
  • «Речь в чрезвычайном собрании вольного экономического общества» (1797)
  • «Речь в Императорской Академии Наук» (1804)
  • «Рассказы о Петре Великом» (по авторской рукописи)
  • «О посеве леса» // Труды Императорского Вольного Экономического Общества. СПб., 1765. Ч. 1. С. 28-35.

Биография

А.К. Нартов родился в Москве 28 марта (7 апреля) 1693 года. Точное происхождение его неизвестно. Предполагается, что он был из «посадских людей». С 1709 года Андрей Нартов работал токарем в Московской школе математических и навигацких наук, основанной в 1701 году по велению Петра I. В 1712 как высококвалифицированного токаря Петр I вызвал Андрея Нартова в Петербург, где определил его в собственную дворцовую “токарню”. В это время Нартов разработал и построил ряд механизированных станков для получения копированием барельефов и произведений прикладного искусства. Около 1718 г. послан царём в Пруссию, Голландию, Францию и Англию для усовершенствования в токарном искусстве и «приобретения знаний в механике и математике». По возвращении Нартова из-за границы Пётр Великий поручил ему заведовать своей токарней, которую Нартов расширил и пополнил новыми машинами, вывезенными и выписанными им из-за границы. Отношения его к Петру были очень близкими: токарня была рядом с царскими покоями и часто служила Петру Великому кабинетом.В 1724 г. представил Петру проект учреждения академии художеств.

После смерти Петра I Нартов был отстранен от двора. В 1726 году он был именным указом направлен в Москву на московский монетный двор. Московский монетный двор находился в то время в чрезвычайно запущенном состоянии. Отсутствовало элементарное оборудование. Нартову удалось наладить технику монетного дела. В 1733 он создал механизм для подъёма Царь-колокола.

После смерти Петра Нартову поручено было сделать «триумфальный столп» в честь императора, с изображением всех его «баталий»; но эта работа не была им окончена. Когда в академии наук были сданы все токарные принадлежности и предметы Петра, а также и «триумфальный столп», то по настоянию начальника академии, барона Корфа, считавшего Нартова единственным человеком, способным окончить «столп», в 1735 году Нартов был вызван из Москвы в Петербург в академию «к токарным станкам», для заведования учениками токарного и механического дела и слесарями.

Нартов разработал конструкцию первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс (1738). К сожалению, впоследствии это изобретение было забыто и токарно-винторезный станок с механическим суппортом и гитарой сменных зубчатых колес заново изобрел около 1800 г. Генри Модсли.

В 1742 г. Нартов принес Сенату жалобу на советника академии Шумахера, с которым у него происходили пререкания по денежному вопросу, а затем добился у императрицы назначения следствия над Шумахером, на место которого был определен сам Нартов. Результаты его деятельности в этой должности были неоднозначны. Нартов пытался улучшить финансовое положение академии, навести порядок в ее делах. Но общего языка с академиками он не нашел и пробыл в этой должности только полтора года. По утверждению членов академии он оказался «ничего, кроме токарного художества, не знающим» и самовластным: он велел опечатать архив академической канцелярии, содержавший учёную переписку академиков, грубо обращался с академиками и, наконец, довел дело до того, что Ломоносов и другие члены стали просить возвращения Шумахера, который вновь вступил в управление академией в 1744 г., а Нартов сосредоточил свою деятельность «на пушечно-артиллерийском деле».

Работая в Артиллерийском ведомстве, Нартов создал новые станки, оригинальные запалы, предложил новые способы отливки пушек и заделки раковин в канале орудия и др. Им был изобретен оригинальный оптический прицел. Значение изобретений Нартова был столь велико, что 2 мая 1746 года был издан указ о награждении А.К. Нартова за артиллерийские изобретения пятью тысячами рублей. Кроме этого, ему отписали несколько деревень в Новгородском уезде. В 1754 года Нартов был произведен в генеральский чин статского советника.

А.К. Нартов скончался в Петербурге 16 (27) апреля 1756 года. После его смерти остались крупные долги, так как он вкладывал много личных средств в научно-технические опыты. Был похоронен в ограде церкви Благовещения на 8-й линии Васильевского острова. В настоящее время его надгробие находится в Александро-Невской Лавре.

Ему принадлежат: «Достопамятные повествования и речи Петра Великого» (в «Сыне Отечества» 1819 г. и в «Москвитянине» 1842 г.). В 1885 г. были напечатаны в «Русском Архиве» «Рассказы и анекдоты о Петре Великом», из которых многие взяты у Нартова. По словам Н. Г. Устрялова, сообщения Нартова, вообще преувеличивавшего свое значение и роль, ценны в особенности передачей подлинных слов Петра. Л. Н. Майков, напечатавший «Рассказы Нартова о Петре Великом» в «Записках Имп. Академии Наук» (т. LXVII, и отдельно, СПб., 1891), дает самый полный их сборник (162) и сопровождает исторической критикой, точно определяющей источники, которыми пользовался Нартов, и степень достоверности сообщений. Он делает догадку, что «Повествования» записаны не Нартовым, а его сыном, Андреем Андреевичем.

В 1755 Нартов завершил работу над рукописью “Театр махинариум, или Ясное зрелище махин” — своеобразной энциклопедией станкостроения, медальерного и токарного искусства 1-й половины XVIII в. Эта книга имеет огромное значение для истории науки и техники.

Станки из придворной токарной мастерской Петра I: три боковых токарно-копировальных станка, два медальерных и станок для нарезания зубчатых колес, созданные в период с 1712 по 1729 гг. Францем Зингером, А. К. Нартовым и другими мастерами “Токарни”, экспонируются в Эрмитаже.

ИсточникиПравить

  • Биографический словарь деятелей естествознания и техники. М.: Издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1958, 1959.
  • Заблоцкий Е. М. Деятели горной службы дореволюционной России. Краткий биографический словарь. СПб.: «Гуманистика», 2004.
  • Сухарева О. В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005
  • Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 2. — М., 1959;
  • Мелехов И. С. Очерк развития науки о лесе в России. — М., 1957;
  • Мерзленко М. Д. Андрей Андреевич Нартов // Лесной журнал. −1986. — № 5.
  • Краткая биографическая справка о А. А. Нартове // Лесное хозяйство. 1950. № 1. С. 87.
  • Пушкин А. С. Российская Академия // Собр. соч.: В 10 т. М., 1981. Т. 6. С. 242—246.
  • Ходнев А. А. История Императорского Вольного Экономического Общества с 1765 до 1865 года. СПб., 1865.
  • Лепехин М. П. Нартов Андрей Андреевич // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2 (К-П).- СПб., 1999.- С. 321—326.

Андрей Константинович Нартов

Скачать материал (0.02 Мб)

Скачать материал

Андрей Константинович Нартов

Будрейко Е. Н.

Выдающийся русский изобретатель и механик XVIII в. Андрей Константинович Нартов (1693–1756) родился в Москве в простой семье. Трудовой путь подростка начался в 1709 г. в созданной Петром I Школе математических и навигатских наук. В ней преподавали, главным образом, специально приглашенные иностранцы. Было среди учителей и несколько русских, наиболее известным из которых является Л. Ф. Магницкий — автор знаменитой “Арифметики”. В школе большое внимание уделялось прикладным знаниям и овладению ремеслами. По указу Петра при учебном заведении были созданы мастерские, где изготавливали инструменты и различное оборудование. В часы отдыха “державный плотник” сам любил заниматься в школе токарным делом. Однажды он обратил внимание на паренька, ловко вытачивавшего на станке замысловатое изделие. Так началось знакомство царя и знаменитого изобретателя, которое с годами переросло в прочную дружбу.

В 1712 г. Петр перевел Нартова в Петербург в личную токарную мастерскую, находившуюся в Летнем дворце. Токарня была частью приемного кабинета, в котором проходили важнейшие совещания с участием первых лиц России: канцлера Г. И. Головкина, “светлейшего” А. Д. Меньшикова, фельдмаршала Б. П. Шереметьева, адмирала Ф. М. Апраксина, дипломатов П. А. Толстого и П. П. Шафирова, ученого и государственного деятеля Я. В. Брюса. Петр не держал при себе почти никакой прислуги, и Нартов был не только “личным токарем”, но и выполнял функции ординарца, охранника, вестового.

Проработав в царской токарне шесть лет, Нартов в совершенстве овладел искусством станочного ремесла. От вытачки и обработки сложнейших деревянных и металлических деталей он перешел к проектированию и постройке “махин” — так называли станки. Первым детищем изобретателя был созданный в 1716 г. небольшой пресс для тиснения табакерок. Через год Нартовым изготавливаются три токарных станка. В июне 1718 г. Петр отправляет талантливого мастера за границу для приумножения знаний в науках и ремеслах.

Первым местом пребывания был Берлин. После полугодичного обучения прусского короля Фридриха-Вильгельма I токарному искусству Нартов отправляется в Лондон. Ознакомившись с производством, посланник царя убеждается, что знания и опыт английских конструкторов и ремесленников не выше отечественных. “…Здесь таких токарных мастеров, которые превзошли российских мастеров, не нашел…”,— пишет он в марте 1719 г. Петру. Из Лондона Нартовым были отправлены на родину специально закупленные приборы, инструменты, книги. Прибыв затем в Париж, русский умелец демонстрирует первым лицам королевства свое токарное искусство и одновременно изучает в Академии наук математику и механику. В Петербург Нартов возвратился с восторженным отзывом президента Академии наук Ж.-П. Биньона, в котором отмечались “постоянная его прилежность в учении математическом, великие успехи, которые он учинил в механике…”. Говоря о токарных работах русского механика, Биньон восклицает: “Невозможно ничего видеть дивнейшего!”.

Нартов назначается управляющим всеми мастерскими Летнего дворца. Его главным занятием становится конструирование и сооружение различных станков и механизмов. В 1721 г. в мастерских Адмиралтейства по чертежам Нартова было построено два станка. Первый предназначался для копирования рельефных изображений на медалях, футлярах, шкатулках и т. д., второй — для нарезания зубцов на колесах в часовых механизмах. Через год был создан сверлильный станок для труб фонтанной системы Петергофа. Особый интерес представляет токарно-копировальный станок для обработки цилиндрических рельефных поверхностей. Он соединял в себе большие технологические возможности с высокохудожественным внешним оформлением: корпус обрамляла резьба по дереву, сочетавшаяся с гравировкой металлической станины и медалями-барельефами, украшавшими цоколи несущих колонн.

О научном кругозоре и художественном мироощущении Нартова свидетельствует его активное участие в дискуссиях о создании Академии наук. Наряду с планами Петра “учредить в Петербурге общество ученых людей”, Нартов развивал идею организации “Академии разных художеств”. “Установлением таковой Академии,— писал автор проекта,— и ее благим тщением… имеют многие разные и светопохвальные художества размножатися и прийти в свое надлежащее достоинство”. Предполагалось, что Академия объединит не только архитекторов, скульпторов, живописцев, но и мастеров плотничьих, токарных, слесарных, столярных, граверных и литейных дел. По замыслу Петра возглавить Академию художеств должен был Нартов. Смерть императора в 1725 г. не позволила задуманному сбыться. Вступившая на престол Екатерина I ограничилась учреждением лишь Академии наук. В ее структуру, однако, вошли многие из художественных и ремесленных мастерских, настойчиво предлагавшихся Нартовым.

После смерти Петра I покровителем “механикуса и дерзновенного умельца” становится известный промышленник и ученый Василий Никитич Татищев. По его рекомендации в 1727 г. Нартов направляется на Московский монетный двор для организации и улучшения технологических процессов чеканки денег. В короткий срок была налажена работа гуртильных станков для насечки ребер на монетах, введены в строй плющильные, обрезные и печатные станы и прессы.

Весной 1728 г. Нартов возвращается в Петербург и руководит уже на Сестрорецком заводе изготовлением денег. Черех пять лет местом его работы вновь становится Московский монетный двор. Одновременно Татищев возлагает на Нартова руководство отливкой и подъемом знаменитого царь-колокола в Московском Кремле. Однако в результате случившегося в 1737 г. пожара колокол треснул, от него отвалился кусок весом более 11 т., и подъем “литейной диковины” на колокольню не состоялся.

Со второй половины 30-х гг. XVIII в. жизнь и деятельность Нартова целиком связаны с Петербургской Академией наук. Среди ее членов сформировалось два течения: одни ратовали лишь за “чистую” академическую науку, другие выступали за параллельное развитие художеств и ремесел. Возобладала вторая линия, следствием чего явилось создание комплекса академических мастерских. Возглавив их, Нартов проявил незаурядные организаторские способности. Он сумел добиться значительных ассигнований, оснастить мастерские хорошим оборудованием, привлечь к работе квалифицированных механиков, токарей, литейщиков, мастеров инструментальных дел, столяров, плотников.

Петровская токарня, превращенная Нартовым в академические мастерские, послужила базой для последующих работ М. В. Ломоносова и позднее И. П. Кулибина, особенно в области приборостроения.

Изобретательство по-прежнему остается одной из сторон деятельности Нартова. Он участвует в сооружении Кронштадского канала и доков, конструирует грузоподъемные механизмы, создает станки для вытягивания свинцовых листов, нарезания винтов, печатания карт местности.

Работа руководителя мастерских протекала в условиях жесткого противостояния Иоганну Шумахеру и его окружению, которые практически заправляли всей административной и хозяйственной сторонами жизни Академии. Нартов ратовал за развитие науки в интересах России, “обережение академических бумаг от иностранного ока”, формирование и воспитание национальных научных кадров, пресечение воровства и казнокрадства “заезжими инородцами-супостатами”. Хотя он стал асессором и первым советником Академии (1742–1743), недоброжелатели постоянно интриговали против него и чинили всяческие помехи в работе. Устав от тяжб и вражды, главный изобретатель и механик России, сосредотачивает свою деятельность в Артиллерийском ведомстве.

По заказу Канцелярии главной артиллерии и фортификации Нартов создает станки для высверливания “глухих” (то есть отлитых целиком) артиллерийских стволов и обточки цапф — выступов по сторонам пушечных стволов. Он конструирует механизмы для обтачивания мортир, бомб и ядер и для сверления отверстий в колесах и лафетах пушек, разрабатывает новые методы отливки стволов и снарядов, в частности способ отливки орудия с готовым каналом, не требующим рассверловки. Им также были созданы оптический прибор для наведения орудия на цель и механизм, обеспечивавший точность стрельбы. В 1741 г. он изобрел скорострельную батарею, состоявшую из 44 трехфунтовых мортрирок, располагавшихся радиально на горизонтальном круге, установленном на лафете. В этой батарее впервые в истории артиллерии был применен винтовой подъемный механизм, который позволял придавать мортиркам желаемый угол возвышения.

Итогом творчества Нартова стало написание книги-альбома “Премудрого государя императора Петра Великого ТЕАТРУМ МАХИНАРУМ, то есть ЯСНОЕ ЗРЕЛИЩЕ МАХИН и преудивительных разных родов механических инструментов”. В первой главе рассказывается о “механических науках”, доказывается важность единства теории и практики. Конструкторским нововведениям автора в станкостроении посвящена вторая глава. Главные из них: передаточный механизм, состоящий из зубчатых колес и шестерен, так называемый “копировальный палец” и самоходный суппорт, несущий специальный режущий инструмент. Изобретение самоходного супорта, которое обычно связывают с именем английского конструктора Г. Модели и относят к 1790-м гг., имело принципиальное значение для последующего развития машиностроения. С появлением супорта решалась задача изготовления частей машин строго определенной геометрической формы. Супорт заменил не какое-либо орудие, а самую человеческую руку, сделав, таким образом, возможным производство машин машинами. Такие станки были построены Нартовым уже в конце 1710-х — начале 1720-х гг. Третья глава отведена литейному и столярному искусствам. Книга содержит большое количество иллюстраций, описания и чертежи 33 станков, изображения слесарных, токарных, чертежных, измерительных и других инструментов.

Андрей Константинович Нартов скончался в возрасте 63 лет. В отечественную историю он вошел как талантливый механик и изобретатель, художник токарного дела и мастер ремесел, учитель юных дарований и страстный подвижник российской науки.

Список литературы

1. Л. Майков. Рассказы Нартова о Петре Великом. СПб., 1891.

2. П. Пекарский. История Российской Академии наук. СПб., 1870, т.1.

3. Н. Дружинский, Е. Федосеева. “Театрум махинарум” А. К. Нартова. Л., 1956.

4. А. Бриткин, С. Видонов. Выдающийся машиностроитель XVIII в. А. К. Нартов. М., 1950.

5. В. Данилевский. Нартов и “Ясное зрелище машин”. М., 1958.

image Листать вверхЛистать вниз Получить код Скачивание материала начнется через 51 сек.Скачать материал (0.02 Мб)Скачать материал (0.02 Мб)

Нравится материал? Поддержи автора!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий