Значение КРАМСКОЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

«Неизвестная», 1883 год

Таинственный взгляд «неизвестной» Крамского волнует зрителей многие годы также как улыбка Моны Лизы Леонардо да Винчи. Кто-то видит в нем надменность, кто-то грусть и личную драму.

Для исследователей творчества художника до сих пор остается загадкой, что за прекрасная особа вдохновила мастера на создание этой картины. По одной из версий, Крамской был пленен красотой Матрёны Саввишной, крестьянки, которая  удачно вышла замуж за статского советника Михаила Бестужева. Якобы они познакомились в Петербурге, и художник решил написать ее портрет. Правда, исторических подтверждений этой легенде нет – ни в дневниках, ни в воспоминаниях друзей живописца.

image Статья по теме Катастрофы и надежды. Жизнь Ивана Айвазовского сквозь призму его картин

По другой версии, Крамской изобразил грузинскую княжну Варвару Туркестанову, фаворитку Александра I, которая приняла яд, родив от императора дочь. Критики также находят сходство «неизвестной» с Екатериной Долгоруковой, фавориткой, а затем и морганатической супругой императора Александра II. По слухам, самодержец сам заказал художнику портрет любимой женщины. После смерти «заказчика» в 1881 году холст так и остался у художника.

Картина, в которой заключена интрига, была представлена на 11- ой  выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Любопытно, что Третьякову она сперва не понравилась, и он даже не захотел ее покупать. Правда, спустя время меценат передумал и купил работу, однако долгое время ее не выставлял.

image
Для исследователей творчества художника до сих пор остается загадкой, что за прекрасная особа вдохновила мастера на создание этой картины. Фото: Commons.wikimedia.org

Портрет Льва Николаевича Толстого, 1873 год

Крамской создал два портрета писателя. Один из них находится в Третьяковской галерее, другой экспонируется в Ясной поляне.

image
Уговорить Льва Толстого позировать было непросто. Фото: Commons.wikimedia.org

Интересно, что уговорить Льва Толстого позировать было непросто. Когда Павел Третьяков задумал собрать галерею портретов великих соотечественников, то писатель наотрез отказался принимать участие в этой затее. Попытать удачу в Ясную поляну отправился сам Иван Николаевич. После долгих бесед, он смог привести довод, против которого Лев Николаевич не решился идти. Художник сказал, что портрет все равно будет написан, пусть лет через 30 или 40. По его словам, спустя десятилетия останется только жалеть, что картина не была сделана своевременно.

В итоге 6 сентября 1873 года Крамской приступил к работе. Уже через три сеанса ему удалось добиться удивительного сходства. Вскоре он начал работать и над портретом, который ему заказала семья Толстого.

Любопытно, что во время написания картин Крамской вел оживленные разговоры с Толстым. В те годы писатель работал над романом «Анна Каренина». Считается, что персонаж его романа —  художник Михайлов — имеет много общего с Крамским: не только внешнее сходство, но и взгляды на жизнь.

image Статья по теме «Не Христос, а больной Миклухо-Маклай». История пяти шедевров Николая Ге

 Неутешное горе (1884)

image

На этой картине не изображено сильных эмоций, истерики и криков . Наоборот, сдержанность и глубокая скорбь создают атмосферу неутешного горя. Женщина в траурном платье стоит посреди комнаты, прижав к лицу правой рукой мокрый от слёз платок. Левая рука безвольно висит вдоль тела.

Коробки с цветами и венками подсказывают, что в данный момент в доме происходят похороны. Потеря близкого и родного человека буквально убило женщину. Её лицо беспомощно, отрешённо, взгляд направлен в сторону, будто ищет ответа, как жить дальше. Сейчас её окружает только одиночество и пустота.

15

 Портрет Павла Михайловича Третьякова (1876)

image

Крамской дружил с Третьяковым, и не мог не написать его портрет. Портрет довольно прост и не замысловат. Ничего лишнего. Зритель видит задумчивое, красивое, интеллигентное лицо выдающегося мецената. Тёмный фон позволяет сосредоточиться на личности Третьякова, и поближе познакомиться с характером человека, открывшего всему миру Третьяковскую галерею.

9

Известные произведения Крамского Ивана Николаевича

Картина «Русалки» написана художником в 1871 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эту картину Крамской показал на первой передвижнической выставке, которую сам же организовывал. Картина написана на сюжет повести В. Гоголя «Майская ночь». Крамской говорил о том, что он хотел изобразить «не что фантастическое», «поймать луну». Сюжет в сравнении с литературным источником вдохновения свободно исполнен. На картине изображено всё изящество, необъятность, серебристый свет украинской ночи.

Картина «Н.А. Некрасов в период “Последних песен”» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет Некрасова, тяжело заболевшего в 1877 году, был заказан П. Третьяковым, который хотел, чтобы остался след поэта и писателя в истории России. П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно. Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Портрет был закончен в марте 1877 года, но через несколько дней художник начал новый портрет, в соответствии с первоначальным замыслом и закончил его уже после смерти поэта в 1878 году. В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Картина «Н.А. Некрасов в период  “последних песен”» сочетает в себе камерность изображения и монументальность образа человека с необычайной духовной силой.

В глубине комнаты изображён бюст великого критика Белинского, сыгравшего главную роль в жизни поэта, дав ему мировоззрение. На стене портреты Добролюбова и Мицкевича раскрывают убеждения Некрасова. На полке у смертной постели героя полотна – журнал «Современник», редактором коего являлся Н.А. Некрасов. Автор поставил ложную датировку картины – 3 марта 1877 года. В этот день Некрасов прочитал художнику стихотворение «Баюшки-баю», о котором художник говорил как о «величайшем произведении».

Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности. Эта картина получила на 11-й выставке ТПХВ широкую огласку, сопровождалась почти скандалом. Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка». С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника! В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой). В. Стасов писал: «Кокотка в коляске». Подтверждением мнения Стасова послужил, ставший известным, этюд к картине с характерной вульгарностью. Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности. Эту работу не стал покупать П. Третьяков. А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году.

Крамской отлично писал свет и воздух и на этой картине он блестяще изобразил морозную розовую дымку, вносящую  ощущение холода. Одежда женщины соответствует моде 1883 года, на героине шляпка «Франциск» со страусовым пером, пальто покроя «Скобелев», шведские перчатки. Фон картины представляет собой Невский проспект в Петербурге. Несмотря на свою эскизность, здания, изображённые Крамским, вполне узнаваемы. Цыганский типаж лица героини, несколько презрительное выражение, чувственный взгляд. В чём тайна красоты?

Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка; потом – на стуле; и наконец – встала возле гроба. Работа художника была долгой и мучительной. Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Однако П. Третьяков не очень был заинтересован в приобретении картины так как уверен был, что она не найдёт покупателя.

В этой работе «стоит» мёртвая тишина. Всё внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень. На стене картина Айвазовского «Чёрное море». Она сближает жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилем. Красный цветок символизирует хрупкую человеческую жизнь. Ярко контрастирует венок, положенный на гроб, с траурным платьем безутешной матери.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий