Зинаида Гиппиус биография кратко

Финальный аккорд одиночества

Гиппиус тяжело пережила смерть мужа в 1941 году и пыталась выброситься из окна. Потом успокоилась, уверяя себя и других, что Дмитрий Сергеевич просто вышел по делам и скоро вернется. В ее поведении начали проявляться странности. Несмотря ни на что, ей все же удалось создать настоящий литературный памятник Мережковскому – книгу-биографию, насыщенную интересным фактическим материалом.

image

Д. В. Философов, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. А. Злобин. Исход из Советской России. Конец 1919 — начало 1920 года

Умирала Гиппиус в одиночестве, в атмосфере общей неприязни, в нищете, полностью соответствуя когда-то написанному (естественно, от мужского лица) стихотворению:Как я не нужен никому.

Вихри перемен

image

Революция 1905 года и расстрел рабочих 9 января оказали сильное влияние на творчество поэтессы. В ее стихах появились политические мотивы. Она и ее муж яростно отрицали самодержавие, считая, что оно пришло от Антихриста. В 1906 году супруги были вынуждены уехать в Париж, где пробыли почти 2 года. При этом они продолжали творить и сотрудничать с русскими изданиями.

В 1908-м Мережковские вернулись на родину. Помимо прозы и стихов, Зинаида Гиппиус также писала критические статьи под псевдонимом Антон Крайний. Ее критика была остра и саркастична, подчас субъективна и капризна. Но в ее профессионализме не было никаких сомнений.

В 1917 году налаженная жизнь супругов вновь рухнула. Мережковские не приняли Октябрьскую революцию. Зинаида Николаевна писала: «… на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение…».

В 1920 году Гиппиус с мужем нелегально пересекла русско-польскую границу. Но после недолгого пребывания в Польше супруги навсегда иммигрировали в Париж. Здесь они продолжали писать стихи и прозу и даже основали философское общество «Зеленая лампа», которое просуществовало до 1940 года.

image

Наиболее интересным из ранних метафизических символистов была Зинаида Гиппиус (род. в 1869) (см. её краткую биографию). В своём творчестве Гиппиус избегает «миловидности» и риторики. Суть для неё важнее стиля, и она работает над формой, только поскольку это важно для гибкого и адекватного выражения ее идей. Гиппиус слыла славянофилкой, в поэзии она продолжала традицию Баратынского, Тютчева и Достоевского, а не французов. Мужем её был знаменитый писатель Д. С. Мережковский. В литературных кругах России ее считали более оригинальным и значительным писателем, чем ее во многом переоцененный супруг. Деятельность ее была почти такой же многосторонней, как и у него; она писала короткие рассказы и длинные романы, пьесы, критические и политические статьи – и стихи.

Зинаида Гиппиус

Самые выдающиеся черты творчества Гиппиус – редкие в женщине сила ума и остроумие. Вообще, за исключением некоторой переутонченности и своенравия блестящей и избалованной кокетки, – в ней мало женского, а кокетство только придает особую пикантность ее напряженно серьезному творчеству. Как и для Достоевского, идеи для нее – нечто живое, реально существующее, и вся ее литературная жизнь – жизнь «среди идей». Гиппиус написала очень много художественной прозы, но она ниже ее стихов. Ее проза состоит из нескольких томов рассказов, двух романов и одной или двух пьес. Все эти сочинения имеют «цель» – выразить некую идею или тонкое психологическое наблюдение. Идеи – настоящие герои ее рассказов, но у нее нет таланта Достоевского делать их объемными, живыми людьми. Персонажи Гиппиус – абстракции. Два романа Гиппиус Чертова кукла (1911) и Роман-царевич (1914) – мистические изыскания в политической психологии, – слабые отростки от могучего ствола Бесов Достоевского. Пьеса Зеленое кольцо (1914) – типичный пример стиля Гиппиус.

Зинаида Гиппиус в начале 1910-х гг.

Поэзия Гиппиус гораздо значительнее. Часть ее стихов тоже абстрактна и чисто умозрительна. Но она сумела сделать свой стих утонченным, прекрасно настроенным инструментом для выражения своей мысли. Подобно героям Достоевского, Гиппиус колеблется между двумя полюсами: духовностью и заземленностью, – между горячей верой и вялым скепсисом (причем моменты отрицания, нигилистические настроения выражены в ее стихах лучше, чем моменты веры). У нее очень острое чувство «липкости», слизи и тины повседневной жизни.

Типичные для нее мысли отчетливо выражены в стихотворении Психея. Свидригайлов в Преступлении и наказании размышляет, а не есть ли вечность всего лишь закопчённая баня с пауками по всем углам. Гиппиус подхватила свидригайловскую идею, и ее лучшие стихи – вариации на эту тему. Она создала что-то вроде причудливой мифологии, с маленькими, грязненькими, прилипчивыми и болезненно влекущими чертенятами. Вот пример этого: стихотворение А потом?.., написанное томным, протяжным поэтическим размером:

Читайте также:  Новь – краткое содержание романа Тургенева

А ПОТОМ?.. Ангелы со мною не говорят. Любят осиянные селенья, Кротость любят и печать смиренья. Я же не смиренен и не свят: Ангелы со мной не говорят. Темненький приходит дух земли. Лакомый и большеглазый, скромный. Что ж такое, что малютка – темный? Сами мы не далеко ушли… Робко приползает дух земли. Спрашиваю я про смертный час. Мой младенец, хоть и скромен – вещий. Знает многое про эти вещи. Что, скажи-ка, слышал ты о нас? Что это такое – смертный час? Темный ест усердно леденец. Шепчет весело: «И все ведь жили. Смертный час пришел – и раздавили. Взяли, раздавили – и конец. Дай-ка мне четвертый леденец. Ты рожден дорожным червяком. На дорожке долго не оставят, Ползай, ползай, а потом раздавят. Каждый в смертный час под сапогом Лопнет на дорожке червяком. Разные бывают сапоги. Давят, впрочем, все они похоже. И с тобою, милый, будет то же, Чьей-нибудь отведаешь ноги… Разные на свете сапоги. Камень, нож иль пуля, все – сапог. Кровью ль сердце хрупкое зальется, Болью ли дыхание сожмется, Петлей ли раздавит позвонок – Иль не все равно, какой сапог?» Тихо понял я про смертный час. И ласкаю гостя, как родного, Угощаю и пытаю снова: Вижу, много знаете о нас! Понял, понял я про смертный час. Но когда раздавят – что потом? Что, скажи? Возьми еще леденчик, Кушай, кушай, мертвенький младенчик! Нé взял он. И поглядел бочком: «Лучше не скажу я, что – потом».

В 1905 г. Зинаида Гиппиус, как и ее муж, стала пламенной революционеркой. С тех пор она написала много язвительных политических стихов – например, саркастическое стихотворение Петроград, сатиру на переименование Санкт-Петербурга. В 1917 г., как и Мережковский, Гиппиус стала яростной антибольшевичкой.

В поздней прозе Гиппиус выглядит малопривлекательно. Например, в ее Петербургском дневнике, где описывается жизнь в 1918-1919 гг., больше злобной ненависти, чем благородного возмущения. И все-таки нельзя судить о ее прозе только по таким примерам. Она хороший литературный критик, мастер замечательно гибкого, выразительного и необычного стиля (свою критику она подписывала – «Антон Крайний»). Ее суждения быстрые и точные, она нередко убивала своим сарказмом дутые репутации. Критика Гиппиус откровенно субъективна, даже капризна, в ней стиль важнее, чем суть. Она опубликовала и интересные отрывки из литературных воспоминаний.

Творческий путь

Дом Зинаиды Гиппиус и ее супруга Дмитрия Мережковского всегда был излюбленным местом литературной элиты. Они часто устраивали творческие вечера, побывать на которых мечтало множество молодых дарований.

Зинаида Гиппиус имела незыблемый авторитет среди прочих писателей. Знаменитые ныне Блок и Мандельштам прославились именно благодаря протекции одиозной поэтессы. Это Гиппиус была первым критиком творчества раннего Есенина, после чего поэт обрел известность и признание народа.

Творческий путь самой Зинаиды Гиппиус датируется 1888 годом, его ознаменовал выход первых стихотворений, опубликованных в «Северном вестнике». Затем, в «Вестнике Европы» была опубликована череда ее рассказов, вышедших под псевдонимом Антон Крайний. Поэтесса затронула в своем творчестве много важных тем: это и любовь и жизнь и народ и Родина. Наиболее популярное из написанного Гиппиус в те годы — стихи «Снег», «Почему», «Любовь одна», Бессилие», «14 декабря», «Она не погибнет», «Так и есть», «Секло», «Крик».

Гиппиус и ее супруга печатали неохотно, ведь они создали некий новый стиль, не вписывающийся в сложившиеся литературные нормы. Зинаида творила в те годы, когда в России едва начинал зарождаться символизм. Ее даже называли «старшим символистом» эпохи.

Раннее творчество Гиппиус отличалось идеями перехода от реальности к вымышленному миру. Великий Достоевский оказал на мировоззрение писательницы огромное влияние. Зинаида буквально пропустила через себя его философию, что отразилось на двух первых сборниках ее рассказов – «Новые люди» 1896 года и «Зеркала» 1898 года.

Революция 1905 года, или, как ее окрестила великая поэтесса, «революция духа», по ее мнению ознаменовала собой начало преображения общества. Она чрезвычайно вдохновила Гиппиус на плодотворный труд. Собрания ее сочинений выходили один за другим. В 1908 году — «Черное по белому», в 1912 — «Лунные муравьи». Роман «Чертова кукла» увидел свет в 1911 году, а через два года миру явилось еще одно замечательное произведение – «Роман-царевич».

Следующая, Октябрьская, революция 1917 года, напротив, была встречена Гиппиус довольно враждебно. От нее поэтесса вместе с мужем бежала в Париж. Там она продолжала творить. Из-под ее пера чередой лились стихи, воспоминания, публицистические сочинения. СССР, вместе с бушующей там революцией, Гиппиус подвергала резкой критике и была уверена в его скором падении.

Во время пребывания супругов Мережковских во Франции, их дом был открыт для множества таких же, как они, русских эмигрантов, среди которых были Бунин, Бердяев, Бальмонт, Куприн и Шмелев.

В начале 19 столетия существовало элитное общество «Зеленая лампа», в которое были вхожи лишь избранные личности. Активным членом его являлся Александр Пушкин. В 1926 году чета Мережковских взялась за возрождение этого забытого братства. Просуществовало оно недолго и в период Второй мировой войны распалось.

Дом Мурузи, взаимоотношения с А.А. Блоком

Дом Мурузи, который занимали Мережковские, стал важным центром общественной и религиозно-философской жизни Петербурга. Его посещение было обязательным для тяготеющих к символизму молодых писателей и мыслителей. Авторитет Гиппиус в объединении, сложившемся вокруг Мережковского, был бесспорным. Большинство его участников считало, что именно Зинаида Николаевна играет главную роль в любых его начинаниях. Однако практически все испытывали неприязнь к Гиппиус, поскольку поэтесса отличалась нетерпимостью, высокомерием, а также часто ставила эксперименты над людьми. Отношения между ней и А.А. Блоком стали особой страницей в истории отечественного символизма. Первая публикация Блока (в журнале “Новый путь”) состоялась именно при ее содействии. Но это не предотвратило резких конфликтов между ними в дальнейшем, которые были вызваны тем, что они по-разному относились к вопросам о назначении поэта и о сущности художественного творчества.

Творчество поэтессы

Что мне делать с тайной лунной?С тайной неба бледно-синей,С этой музыкой бесструнной,Со сверкающей пустыней?Я гляжу в нее – мне мало,Я люблю – мне не довольно…Лунный луч язвит, как жало, -Остро, холодно и больно.Я в лучах блестяще-властныхУмираю от бессилья…Ах, когда б из нитей ясныхМог соткать я крылья, крылья!О, Астарта! Я прославлюВласть твою без лицемерья,Дай мне крылья!Я расправлюИх сияющие перья,В сине-пламенное мореКинусь в жадном изумленьи,Задохнусь в его просторе,Утону в его забвеньи…

Зинаида Гиппиус – не только талантливая поэтесса. Она прозаик, драматург, литературный критик. В детстве девочка писала шуточные стихи о членах собственной семьи и даже заразила этим увлечением гувернантку и тетю. Однако исследователи ее творчества отмечают, что с ранних лет ей было присуще меланхоличное настроение, которое прослеживается в ее поэзии.

Зинаида была блестящей поэтессой и литератором. Она писала много прозы. В начале ее творческого пути, сразу после замужества, поэтесса печатала прозу в многочисленных журналах. Однако позже признавалась, что не помнит даже названий этих рассказов. Семье просто нужны были средства. Особенно остро в деньгах нуждался Дмитрий Мережковский, который в тот период писал книгу об Юлиане Отступнике.

Позже были написаны еще несколько сборников рассказов, два романа, пьесы. Посредством своего творчества Гиппиус выражала некую идею или тонкое психологическое наблюдение. На творчество литераторши влияли романы Достоевского. Но герои Зинаиды были абстрактными. В них не было огня жизни, который присущ героям романов великого писателя.

А вот стихи Зинаиды Гиппиус наполнены серьезностью и острым умом, которые были присущи этой уникальной женщине. В них практически полностью отсутствует утонченность и женское кокетство. Именно поэтому они столь пронзительны и уникальны.

Ее секретарь, Владимир Злобин, писал, что с детства Зину волновали высокие материи и вечные, философские вопросы. Она еще в юном возрасте чувствовала то, что смогла выразить словами только на склоне лет. Период ее детства (70-80-е годы) не наложил отпечаток на ее жизнь. Будущая поэтесса была словно отстранена от реального мира. Поэтому многие ее стихи абстрактны и сюрреалистичны. Лишь события, произошедшие на ее родине в период с 1905 по 1917 год, оставили отпечаток на ее эмоциональном состоянии.

Я в тесной келье – в этом миреИ келья тесная низка.А в четырех углах – четыреНеутомимых паука.Они ловки, жирны и грязны,И все плетут, плетут, плетут…И страшен их однообразныйНепрерывающийся труд.Они четыре паутиныВ одну, огромную, сплели.Гляжу – шевелятся их спиныВ зловонно-сумрачной пыли.Мои глаза – под паутиной.Она сера, мягка, липка.И рады радостью зверинойЧетыре толстых паука.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий