Жизнь великих фантастов: 10 фактов из истории братьев Стругацких

«Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984)

Фантастическая повесть С. Ярославцева (литературный псевдоним Аркадия Стругацкого), при участии Бориса Стругацкого.

Лучше всего нашим современникам начать знакомство с мирами АБС с этой повести. Ее сюжет в чем-то напомнит роман Хироси Сакурадзаки «Все, что тебе нужно — это убивать» (вы могли видеть адаптацию романа – фильм с Томом Крузом и Эмили Блант «Грань будущего») и в чем-то даже фильм с Джейком Джилленхолом «Исходный код». Поэтому его так легко будет читать.

По сюжету к следователю прокуратуры попал дневник недавно погибшего Никиты Воронцова. Он показывает его своему давнему другу, писателю. Следствие признало дневник странной случайностью. Но писатель вместе с сотрудником прокуратуры все же думают на досуге над загадкой жизни Никиты Воронцова.

Интересно, что повесть создавалась еще в 1972 году как масштабная хроноопера. Однако ее содержание не проходило советскую цензуру эпохи застоя, поэтому много любопытных позиций в конечной версии произведения были убраны. Например, из повести убрали тщетные попытки Воронцова вмешаться в историю и предупредить генералиссимуса о войне. После 79-го года сочинение было переработано Аркадием Стругацким в короткую повесть, которую мы имеем возможность прочесть сейчас.

Цитата из книги: 

— Сон совести рождает чудовищ.

Биография Аркадия и Бориса Стругацких

Аркадий Стругацкий родился в 1925 году в семье Натана Стругацкого и Александры Литвинчевой в Батуми. На тот момент Натан Залманович работал редактором в местной газете, а мать Аркадия преподавателем русского языка и литературы. В 1933 году семья перебралась в Ленинград, где Натана Стругацкого назначили научным сотрудником Государственного Русского музея. В этом же году родился Борис. Именно на этот период жизни Стругацких приходится первый литературный опыт Аркадия. Рассказ «Находка майора Ковалева» был утрачен в ходе блокады Ленинграда.

В годы Великой отечественной войны семья Стругацких продолжала жить в окруженном Ленинграде. В 1942 году Аркадий Стругацкий с отцом были эвакуированы из города. Но поездку Натан Стругацкий не пережил. Под Вологдой он умер от истощения. Впрочем, как и другие эвакуируемые в их вагоне. Аркадий оказался единственным выжившим. Борис же с матерью остались в Ленинграде. Виной тому стала болезнь Бориса. Вскоре Аркадию удалось их вывезти из города. Вернулись в родной город они уже после окончания войны где Борис Стругацкий окончил школу в которой преподавала его мать – «Заслуженный учитель РСФСР».

Аркадий же летом 1943 был призван в армию. После окончания Бердичевского пехотного училища в Актюбинске, был отправлен на обучение в Военный институт иностранных языков. В 1949 году после окончания института он стал переводчиком японского и английского языков в Советской Армии. Борис же после окончания школы с серебряной медалью в 1950 году решил поступить в Ленинградский государственный университет на факультет физики. Но он не прошел конкурс и был вынужден поступить на математико-механический факультет, который окончил в 1955 году со специальностью астроном.

Первые шаги в литературе Аркадий Стругацкий начал делать сразу после окончания войны. Его рассказ «Как погиб Канг», написанный в 1946 году, был опубликован лишь в 2001. В 1952 году была написана повесть «Четвертое царство». К тому времени братья уже совместно работали над творческими замыслами и плотно сотрудничали с сюжетом. Поэтому опубликованная в 1956 году повесть Аркадия Стругацкого «Пепел Бикини» стала их совместной работой. Первая совместная книга братьев Стругацких «Извне» вышла в 1958 году. Затем были книги «Страна багровых туч», «Путь на Амальтею», «Стажеры» и другие работы, которые положили начало Миру Полудня. Именно благодаря этим книгам в 1959 году Аркадий Стругацкий, а через пять лет Борис были приняты в Союз писателей СССР и стали профессиональными работниками пера.

К этому времени Аркадий Стругацкий успел поработать преподавателем в военном училище в Канске, послужить на Камчатке, а затем в Хабаровске с спец частях. После увольнения работал в Институте научной информации, редактором в Гослитиздате и Детгизе. Борис же работал сначала в Пулковской обсерватории, а затем участвовал в установке Большого телескопа АН СССР на Кавказе.

Начиная с 1964 года у братьев Стругацких читать можно такие романы как «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу». Последний из этих романов в 19 65 году достаточно успешно экранизируют, что приносит братьям еще большую популярность. Вскоре они становятся ведущими писателями СССР в жанре научной-фантастики. Но это не значит, что они почивают на лаврах. Они продолжают работать и в 1972 году выходит их одна из наиболее популярных книг «Пикник на обочине». Кстати именно этот роман стал основой для популярного на данный момент цикла «Сталкер». В своих работах они поднимают многие социальные и моральные вопросы, при этом уделяя внимание развития общества и конечно Коммунистической партии, что позволяет им не подпадать под цензуру и не иметь трений с контролирующими органами.

Братья активно работают вплоть до 1991 года. Именно в этом году после продолжительной борьбы с раком печени умирает Аркадий Стругацкий. Согласно его завещания его тело сожгли, а прах развеяли над Рязанским шоссе. Для Бориса Стругацкого это стало страшной утратой, но он продолжал работать. В 1995 году выходит его труд «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики», а в 2003 роман «Бессильные мира сего». Но в 2012 год его жизнь оборвала лимфосаркома. Согласно завещания его тело было кремировано, а пепел развеян над Пулковскими высотами.

Культурное влияние[править]

Сказать, что их творчество оказало глубокое влияние на всю современну русскоязычную фантастику — не сказать вообще ничего. Как написал однажды В. Рыбаков о себе и своих коллегах-фантастах 90-х — 00-х годов: «Все мы выросли из Быковского спецкостюма».

Но одной лишь русскоязычной фантастической литературой дело не оргнаичивается. Вот лишь некоторые примеры:

  • Серия игр S.T.A.L.K.E.R. и многочисленные книги по этому сеттингу.
  • Разнообразные «продолжения» и «апокрифы», выходившие с разрешения Б. Н. Стругацкого в серии «Время учеников» и как отдельные книги.
  • Ч. Мьевиль, «Рельсы» — мало того, что мир романа в целом похож на Зону из «Пикника на обочине», так ещё герой сталкивается с артефактом, очень похожим на «пустышку» и называющимся «Трискель Стругацки».
  • Манга и аниме «Otherside Picnic» (裏世界ピクニック, Ura Sekai Pikunikku) — героини неожиданно обнаруживают вход в странный и опасный мир, а затем исследуют его и ищут в нём сокровища.

Аркадий Стругацкий – библиография

Название Год написания Год первой публикации
Как погиб Канг 1946 2001
Четвёртое царство 1955 2001
Пепел Бикини 1956 1956
Дни Кракена 1963 2001
Экспедиция в преисподнюю 1974 1988
Подробности жизни Никиты Воронцова 1984 1984
Дьявол среди людей 1991 1993

Подведение итогов

image

С началом 70-х годов Стругацкие возвращаются к вселенной Полудня и выдумывают «Обитаемый остров», «Парень из преисподней» и «Малыш». Советская цензура внимательно следила за творчеством братьев. При подготовке к печати «Обитаемого острова» им пришлось внести более 900 правок, прежде чем в 1991 году сочинение было напечатано. В 70-х братья практически не выпускали книг.

Знаменитая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» была напечатана в журнале, после чего целых 8 лет не появлялась в книжных изданиях. В повести была озвучена тема Зоны – территории, где после Посещения пришельцев стали случаться таинственные события, и сталкеров – храбрецов, тайно залезающих на эту Зону. Она получила свое развитие в кинофильме Андрея Тарковского «Сталкер», который был снят в 1979 году по сценарию Стругацких. Лишь после реально случившейся Чернобыльской катастрофы история нашла отражение в игре S.T.A.L.K.E.R., а также в многочисленных произведений по ее мотивам. Только в 1980 году «Пикник на обочине» братья Стругацкие включили в сборник «Неназначенные встречи», но в сокращенном формате. Строгая цензура того времени не давала свободно вздохнуть молодым авторам.

Главной темой творчества братьев Стругацких стала проблема выбора. Именно она стала фундаментом для повести «За миллиард лет до конца света», где персонажи встали перед тяжелым выбором между мирной жизнью с отказом от собственных принципов и убеждений и угрозой смерти при попытке сохранить свою личность. Тогда же братья пишут роман «Град обреченный», где авторы предпринимают попытки создать динамическую модель сознания, типичного для широких слоев общества, а также проследить его судьбу на фоне изменяющихся социальных реалий, исследуя его изменения. Герои этого романа, как и герои романа «Хромая судьба», наделены автобиографическими деталями.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий