Василий Верещагин художник биография кратко

Биография

Родился неизвестно когда

Окончил Императорское училище правоведения, служил в Министерстве юстиции и Государственной канцелярии. В феврале 1900 года назначен помощником статс-секретаря Государственного Совета. Действительный статский советник и камергер Двора Его Императорского Величества, гофмаршал, член Совета Академии художеств.

Организовал в 1903 году «Кружок любителей русских изящных изданий» и был бессменным руководителем этой первой юридически оформленной библиофильской организации. Перу Верещагина принадлежат многие капитальные библиографические работы, в том числе: «Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий (1720—1870)» (1898), первый выпуск «Материалов для библиографии русских иллюстрированных изданий» (1908). Написал одну из первых книг об отечественном экслибрисе — «Русский книжный знак» (1902), он был также основателем журнала «Старые годы» и его редактором в первый год издания (1907), кроме того, Верещагин редактировал журнал «Русский библиофил» (1915—1916). Печатался с историко-литературными статьями в журнале «Столица и усадьба» (1913—1917). В годы революции, в 1917—1918 гг., В. А. Верещагин был председателем Комиссии по охране памятников искусства, в 1921 году эмигрировал, в 1925—1931 гг. руководил библиофильским Обществом друзей русской книги в Париже. При его непосредственном участии в Париже выходят первые выпуски сборника «Временник общества друзей русской книги» Неоспоримым фактом является влияние В. А. Верещагина на разнообразие форм библиофильского движения в России, ставшего одним из факторов развития российской культуры в эпоху Серебряного века, а также неоспоримым является вклад библиофила в историю и теорию библиофильства.

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    В.А.Верещагин. Памяти прошлого. Статьи и заметки

  • Veresh2.jpg

    Временник Общества Друзей Русской Книги

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Русский книжный знак 1902 год

Военный опыт

В 1867 г. генерал фон Кауфман военного округа в Туркестане подыскивал штатного художника для сопровождения в экспедициях по Средней Азии. Верещагин пошел к нему на службу и в мае следующего года с гарнизоном приехал в Самарканд, а в июне-июле крепость осадили войска бухарского эмира. Художник наряду со всеми оборонял крепость, и за особые боевые заслуги был награжден орденом Св. Георгия IV степени. Эта награда стала единственной, которую Верещагин принял, поскольку за недельную самаркандскую осаду сформировались его дальнейшие взгляды на жизнь – он ненавидел войну и все, связанное с ней.

Учеба в Морском корпусе

В возрасте 8 лет, отец решил определить его в Царское село в Александровский корпус. В нём обучались будущие офицеры, и уже 3 года учился старший из сыновей — Николай.

В кадетский корпус принимались только дети из дворянских семей. Несмотря на это, в нем процветало неравенство. 2 роты были сформированы и состоятельной аристократии. В третью роту определялись дети из семей победнее. Верещагин оказался в 4-ой роте, в ней кадеты готовились к поступлению в Морской корпус. Эта рота была «середина на половину».

image

Здесь Верещагин отучился чуть больше года. Вот что он писал по поводу пребывания в данном заведении в своих воспоминаниях: «В противоположность многим, вероятно, большинству моих сверстников, я не любил товарищества, его гнета, насилия… я только показывал вид, что доволен им, так как иначе меня защипали бы… Говорю обдуманно, что принудительное казарменное товарищество, действительно закаляя дух в известном направлении, не формирует характеров, а скорее сравнивает, нивелирует их, что оно уничтожает такие драгоценные качества, как наивность, самобытность и в значительной мере совестливость».

Располагался корпус в Царском селе, там кадетам прививалось почитание государя императора. Во время прогулок кадеты часто встречали маленьких великих князей, наследников императора Александра II. В 1853 году Верещагин закончил службу и был зачислен в Морской корпус. Именно в нём в нём также обучались все трое братьев художника.

Учеба в морском корпусе проходила в Петербурге, в течение первого года обучения будущий художник стал одним из лучших учеников. В Петербурге и Петергофе он очень часто имел возможность наблюдать воочию членов царской семьи и самого императора.

Учёба в корпусе научила Верещагина давать отпор обидчикам и уметь постоять за себя. Этот навык он пронес через всю свою жизнь. Больше всего Василий преуспевал в рисовании, что не осталось незамеченным преподавателем Каменевым. Они подружились и Каменев частенько приглашал мальчика к себе домой и показывал ему свои этюды и картины.

Вскоре его талант был замечен другим преподавателем — Александром Александровичем Фоминым, близким другом Карла Брюллова. Узнав об успехах сына, отец всё-таки пошёл навстречу и нанял для него частного преподавателя по рисованию Седлецкого. Который в свою очередь тоже увидел у мальчика особый талант и сообщил об этом отцу. Тогда тот купил ему красивый альбом для хранения рисунков.

Так как обучение рисованию в старших классах в Морском корпусе уже не проводилось, Верещагин стал посещать школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Уже в ней его талант отметили академик и профессор: И. А. Гох и А. Ф. Моллер. В это время Василий Верещагин начинает постоянно посещать Эрмитаж, интересоваться историей картин и приобщает к урокам рисования своих младших братьев Сергея и Михаила. Они начинают посещать уроки по субботам вместе.

К окончанию учебы в Морском корпусе Верещагин уже принял решение стать художником. Сдав итоговые экзамены, Василий Верещагин занял первое место. Однако, в Морском корпусе ходили слухи, что теперь выпускникам необходимо прослужить 2 года, чтобы получить чин Мичмана. Верещагин очень не хотел идти в плавание и слукавил медицинской комиссии, сославшись на нездоровье. После чего он был уволен со службы, согласно своей просьбе по болезни. Одновременно с этим ему было присвоено название Прапорщика ластовых экипажей. С этого момента началась учеба Верещагина в Академии художеств.

Учеба в Художественной академии

Академия художеств переживала тогда плохие времена – почти армейский устав предписывал рисование античных сюжетов и поклонение «старым мастерам», что привело будущего художника к разочарованию в учебе. Верещагин в 1863 г. взял отпуск и направился на Кавказ, где попутно делал наброски. А в 1864-м посетил Париж, где обучался и трудился у живописца-академиста Жана Леона Жерома. Но и эти уроки не оправдали надежд молодого дарования. В 1866-м Верещагин официально окончил обучение в Академии.

«Я старался всегда говорить только правду» (В. Верещагин)

Серия «Трилогия казней» – это три полотна: «Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами» и «Казнь заговорщиков в России». Картины этого цикла показывают расправу над мятежниками, которую в разные времена разные государства осуществляют своими методами. Работу над трилогией началась со второй картины. Впервые в мировой живописи именно русский художник на весь мир объявил протест против колониального порабощения и грабежа народов. Казнь через расстрел из пушек, когда тело обречённого на смерть выстрелом растерзано на куски, применялась англичанами очень часто. Жестокость такой расправы заключалась в том, что индийцы считали свои души после такого расстрела погибшими, поэтому смерть через разрывание внушала суеверным людям настоящий ужас.

image

В. Верещагин «Подавление индийского восстания англичанами» (ок. 1884). Холст, масло. Местонахождение картины неизвестно. Находилась в США. По легенде, выкуплена и затем уничтожена англичанамиБольшую выразительность картине придаёт резкий контраст в изображении индийцев с лицами, выражающими страдание, и бесстрастными англичанами.

image

В. Верещагин «Распятие на кресте у римлян» (1887). Холст, масло. 294,6 × 396,2 см. Частное собрание

В. Верещагин «Казнь заговорщиков в России» (1884-1885). Холст, масло. 285 × 400 см. Музей политической истории РоссииСюжет картины «Казнь заговорщиков в России» относится к событиям 3 апреля 1881 г., когда пять народовольцев, организовавших покушение на Александра II, были публично казнены в Петербурге. Верещагин разъясняет сюжет своей картины так: «Преступник, окутанный белым саваном, с капюшоном поверх головы, только что был повешен, и ещё кружится на верёвке, а народ стоит в немом изумлении от ужаса перед поучительным зрелищем… А в это время снег продолжает падать, из фабрик поднимается к небу дым, работа продолжает идти своим обычным порядком».Смерть на войне более «оправданна» в сравнении со смертной казнью, когда судьи вооружены властью, законами, правом выносить приговор, а осуждённый лишён малейшей возможности им противостоять.Картина «Подавление индийского восстания англичанами» была встречена в Англии неприязненно, а «Казнь заговорщиков в России» вообще не могла появиться для публичного показа на родине художника. На посмертной выставке в 1904 г. картина отсутствовала. Её приобрёл проживавший в России французский подданный Левитон, у которого её отобрали полицейские власти, невзирая на протесты французского посла Палеолога. Только после революции 1917 г. эта картина попала в экспозицию государственного музея.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий