«Уважать ребёнка наравне со взрослым». Как Мария Монтессори предложила перестать воспитывать детей

Выбор профессии

Увлечение естественными науками в гимназии и желание быть полезной обществу сказались на выборе профессии, который сделала Мария Монтессори. Биография свидетельствует, что этот выбор дался нелегко. Она решила стать инженером, тогда как родители склонялись к педагогической деятельности. В 1890 году ее приняли на факультет математики и естественных наук Римского Университета. Однако ее увлекла медицина. Мария стала посещать медицинские курсы и решила стать врачом. Это был очередной вызов обществу. На медицинский факультет не брали девушек. Но ее настойчивость и знания, авторитет семьи позволили Марии поступить в 1892 году в Римский Университет и окончить в нем медицинский факультет, став первой женщиной в истории Италии, получившей профессию врача.

Биография Марии Монтессори

Единственный ребёнок в своей семье, Мария Монтессори, родилась 31 августа 1870 года. Училась хорошо, проявляя особый интерес к естественным наукам. После окончания школы получила профессию врача, разрушив стереотипы. На тот момент искусством врачевания владели исключительно мужчины. 

В 1896 году устроилась на работу в клинику для детей с особенностями умственного и психического развития. Совмещая практику с изучением трудов врачей и педагогов, Монтессори приходит к неоднозначному выводу. Дети с ограниченными возможностями здоровья больше нуждаются в педагогической, нежели чем в медицинской поддержке.

Потребовалось некоторое время для того, чтобы отдельные идеи оформились в логическую теорию. В её основу легло учение Сегена, дополненное практическими разработками. Внедрение в обучение новых методов дало потрясающие результаты.

Дети, имеющие отставание в умственном или психическом развитии, освоили грамоту. Научились читать и писать лучше, чем их здоровые сверстники. Так Монтессори убедилась в правильности выбранного подхода.

В 1898 году Мария познакомилась с Джузеппе Монтессано. Боясь разрушить научную карьеру, она заключила с возлюбленным договор: не вступать в официальный брак. В отношениях родился сын Марио.

Заботу о мальчике Мария, как и все женщины равного ей статуса, доверила гувернёрам. Марио состоял на пансионе в принимающей семье. Выходные дни Монтессори целиком посвящала сыну, много общаясь и играя с ним. Такой подход к воспитанию был нетипичным для того времени.

По достижении десятилетнего возраста ребёнок переехал к матери. С тех пор они не разлучались. Повзрослев, Марио активно включается в научную деятельность, став верным соратником Марии и адептом её теории.

Всю себя Монтессори отдавала научной деятельности. В 1907 году, 6 января, она открывает первую школу для умственно отсталых и педагогически запущенных детей. Достигнув успеха в начинаниях, принимает решение работать с обычными малышами. 

Так в Италии появился Дом ребёнка – учреждение дошкольного образования нового типа. Он был оснащён всем необходимым оборудованием, подобранным по единому принципу. Дом ребёнка приобрёл известность далеко за пределами Италии. Чтобы набраться опыта, в него приезжают гости, становясь последователями нового педагогического течения. 

После смерти дело, начатое Монтессори, продолжил её сын. Длительное время возглавлял одноимённую Международную Ассоциацию. Внёс большой вклад в развитие гуманистического подхода в образовании, способствовал становлению научной педагогики.

> v> iv>

Монтессори дома, самостоятельно

Если задаться вопросом «Система Монтессори что это такое?», то наиболее закономерным ответом будет – «уникальный подход к воспитанию ребенка», который вполне можно попробовать реализовать в домашних условиях. Во-первых, необходимо потратить немного времени и сил на организацию пространства. Школа Монтессори что это такое? Это удобная, красивая мебель, подходящая по росту ребенку (стол для занятий, стул, шкафчик для вещей, короб для игрушек), различные предметы обихода, призванные научить его навыкам самообслуживания. Во-вторых, нужно купить в специализированном магазине дидактические Монтессори-материалы: рамки с пуговицами, застежками и кнопками, металлические рамки-вкладыши, тактильные цифры, сенсорные мешочки, настольные модули и т.д. Многое из этого можно изготовить самостоятельно из подручных материалов. В настоящее время в Интернете можно найти множество мастер-классов по изготовлению рамок, модулей, развивающих ковриков. В-третьих, в процессе обучения важно отталкиваться от основополагающих принципов Монтессори и не забывать о том, что взрослый ни в коем случае не должен активно вмешиваться в деятельность ребенка, а может лишь отозваться на просьбу о помощи.

Кто такой Монтессори педагог?

Цель взрослого состоит не в непосредственной передаче знаний и умений, а в поддержке стремления ребенка самостоятельно познать окружающий мир. Методика Монтессори что это? Воспитатель должен тщательно следить за своими действиями и воздерживаться от активного вмешательства. Особое внимание отводится вербальному общению: педагогу следует избегать лишних малопонятных слов и выражений, стараться доносить суть кратко и ясно, максимально используя мимику и жесты. Немалое значение имеют внешний вид и манера поведения воспитателя, так как для ребенка взрослый наставник является образцом для подражания.

Педагог Монтессори что это? Главное отличие педагога Монтессори от обычного педагога – нейтральное отношение к свободной деятельности подопечного. Воспитатель со стороны наблюдает за ребенком, делая для себя определенные пометки. Позже все записи подвергаются тщательному анализу, в результате которого определяются интересы и склонности ребенка. На основе полученных данных педагог корректирует пространственно-предметную среду, привносит новые элементы. Узнать обо всем этом подробнее можно, пройдя обучение на Монтессори педагога.

image

Развивающая среда Марии Монтессори

Основные принципы метода реализуются в условиях развивающей среды. Мебель, оснащение подбирают в строгом соответствии возрасту. Малыши должны уметь подвигать стулья, владеть навыками самообслуживания.

Требования к помещению 

  • Больше солнечного света, свежего воздуха. В комнате предпочтительны панорамные окна;
  • Пространство – просторное, не загромождённое мебелью;
  • Дизайн – продуманный, эстетичный, спокойной цветовой гаммы;
  • Приветствуются комнатные цветы, хрупкие вещи. За первыми дети учатся ухаживать. Со вторыми – осторожно обращаться;
  • Пособия, дидактические игры размещают в поле зрения малыша. Количество экземпляров — по одному на каждого, для выработки навыков социального взаимодействия.

Помещение разделяется на несколько зон.

Практическая

Помогает выработать навыки самообслуживания, ухаживать за растениями и животными, общатьсяВ ней формируется умение бесшумно, аккуратно перемещаться по комнате. 

Для оформления практической зоны используют деревянные пособия. Бизиборды с застёжками, крючками, кнопками, бантиками и шнуровками. Ёмкости для воды, комнатные цветы, совки, лейки, ножницы и скатерти. Всё, с чем малыши сталкиваются в реальной жизни. 

Сенсорная

Задействует мелкую моторику. Рамки и блоки с вкладышами, тактильные таблички, сенсорные мешочки, лёгкие и тяжёлые бруски, коробки с разными запахами. 

У пособий одна цель – максимально развить органы чувств. Причём, каждое приспособление задействует исключительно одно из них.

Математическая

Взаимосвязана с сенсорной. Ориентирована на сравнение, упорядочивание, сортировку предметов по признакам. 

В ней присутствуют цифры из материалов разной фактуры, цепочки и башни из разного числа бусин. Геометрический комод, таблицы арифметических действий.

Языковая

Отчасти дублирует сенсорную. В ней располагаются звонки, звуковые коробочки, геометрические формы, стимулирующие развитие речи. 

Педагоги, находящиеся в ней, обращают внимание на правильность произношения слов. Используют дидактические игры на распознавание предметов, описание их свойств.

Зона космоса

Место, где малыши приобретают первичные представления об устройстве мира. Наглядный материал становится базой, на основании которой ребёнок приходит к определённым выводам. 

Основные пособия — модель Солнечной системы, карточки с классификацией растений и животных, календари. В наличии имеется оборудование для проведения простейших опытов.

Нижняя граница возраста, с которого начинают посещать монтессори – центры, примерно 2 месяца. Если есть сомнения в целесообразности такого поступка, к обучению приступают позже. Методика предусматривает индивидуальные, групповые, общие занятия. 

В монтессори-центрах практикуется набор разновозрастных групп. Это приучает старших детей заботиться о младших. А младшим позволяет ощутить свою значимость и успешность.

> v> iv>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий